В Украине сегодня, говорят пациенты, качество медицинских услуг, предлагаемых государством, очень низкое. Из-за низкого уровня жизни, недоверия к врачам и равнодушного отношения к своему здоровью за медицинской помощью украинцы обращаются тогда, когда «припечет»: по данным исследования, к врачу идут, в крайнем случае, 37% граждан. К тому же, по данным Всемирного банка, 42% опрошенных граждан говорят, что большую часть заработанных денег тратят на лечение. Эксперты Всемирного банка считают, что причиной несовершенного здравоохранения населения является отсутствие контроля за средствами, распределяемыми в местные лечебные заведения.
Паоло Карло БЕЛЛИ, координатор проектов сектора человеческого развития представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове, объясняет, что составляющими качества медицинской помощи являются материальные ресурсы (оборудование, медикаменты и тому подобное), человеческие ресурсы (медицинские специалисты), организация и финансирование медицинской помощи.
— Во всех странах мира сейчас пытаются стандартизировать все то, что происходит в рамках медицинской помощи. Эта стандартизация основывается на передовом мировом опыте. Во многих странах имеются очень большие расхождения в диагностировании и лечении пациентов. Это особенно важно для Украины, так как происходит переход от заболеваний, которые имели инфекционный характер, к неинфекционным — сердечно-сосудистым, онкологическим и прочим. Если оказывать населению превентивную медицинскую помощь, эти стандарты помогут провести качественную первичную профилактику, вторичную или само лечение. В действительности процесс совершенствования качества — бесконечный. Поскольку он связан с новыми знаниями и технологиями, нужно строить систему, которая обеспечит постоянное качество. За реализацию проекта будет отвечать Министерство здравоохранения Украины, говорит Паоло Карло Белли.
По его словам, Всемирный банк сейчас готовит к реализации новый проект по реформированию системы здравоохранения в Украине. Точный объем финансирования проекта еще обсуждается, но его приблизительная сумма будет составлять 300 миллионов долларов. Начало реализации проекта запланировано на сентябрь следующего года и будет длиться около пяти лет.
Кроме того, Всемирный банк предлагает оказать основательную поддержку для обеспечения качества медицинской помощи: это исследование качества медицинской помощи; разработка, внедрение и оценка влияния схемы оплаты качества; поддержка разных специфических мероприятий, касающихся качества медицинской помощи (например, разработка клинических положений, аккредитации, профессиональная подготовка, организационные изменения в качестве медицинской помощи).
Если говорить о стандартах медицинской помощи, то в первую очередь речь идет о международном стандарте качества ISO 9001:2009. В целом для Украины это чрезвычайно высокая планка. «Допрыгнуть» до нее удалось, в частности, клинической больнице «Феофания».
— Наш Всеукраинский центр радиохирургии получил сертификат соответствия системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2009, который подтверждает высокое качество лечебно-диагностических процессов во Всеукраинском центре радиохирургии, соответствие медицинских услуг европейским стандартам и требованиям. Это открывает нам новые горизонты для нашего сотрудничества с международными организациями, а также научными заведениями нашего государства. Клиническая больница «Феофания» ставит перед собой цель распространить передовой опыт относительно разработки, внедрения и улучшения системы управления качеством медицинской помощи в национальной системе здравоохранения. Главные направления деятельности в этом аспекте будут заключаться в предоставлении консультационно-методической помощи государственным и частным заведениям здравоохранения относительно разработки, внедрения и улучшения системы управления качеством, обучения медицинского персонала, — подчеркнул главный врач клинической больницы «Феофания» Игорь СЕМЕНИВ.