Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О казацкой медицине

22 мая, 2009 - 00:00
ГАРМОНИЧНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ — ВОТ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ УРОК КАЗАЦКОЙ МЕДИЦИНЫ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФЕДЕРАЦИЕЙ БОЕВОГО ГОПАКА УКРАИНЫ

Сегодня традиции казацкой медицины почти забыты. А во времена Сечи она была средством поддержки не только физического, а и духовного здоровья казаков, связывая наших предков с окружающей средой.

— Дух казацкой медицины сегодня снова становится очень необходимым, — считает преподаватель детского внешкольного лагеря «Казацкая крепость» Алексей Косенко. — После десятилетий безбожного надругательства над природой, когда деревья вырубаются, а травы заливаются асфальтом, этот дух способен если не окончательно спасти наш народ, то, во всяком случае, облегчить его спасение.

Рецепты и традиции, которые составили основу казацкой медицины, были обусловлены мировоззрением и образом жизни казаков. Конечно, значительную часть из них сегодня кое-кто будет воспринимать как суеверия, но среди набора «медицинских убеждений» казачества случаются очень интересные вещи, которые частично можно применять и сегодня. А самым главным кажется то, что, ощущая непосредственную связь и свою прямую зависимость от окружающей среды, казаки, на языке современности, мыслили экологическими категориями. Этому нам точно стоит у них поучиться. Алексей Косенко, ссылаясь на исследователей казаччины, рассказал «Дню» о наиболее интересных из «врачебных приемов», использовавшихся на Сечи.

ЭНЕРГИЯ ТРАВ

Казаки вставали до восхода солнца, ходили босиком по росистой траве спорыша, одуванчика и клевера, а когда поили коней, опускали ноги в воду. Это давало им первую дозу бодрости. Закалка для казаков была органичной и неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому, отдыхая, лежа просто на земле, в густой траве, они не боялись простудиться, а наоборот, заряжались энергией трав, свойства которых хорошо знали. Несколько часов такого отдыха могли заменить целую ночь в уютной кровати. Практиковали наши предки и своеобразные «зеленые ванны»: после утреннего купания в речке или озере они, еще мокрыми, заходили в цветущие травы. Смесь из росы и пыльцы впитывалась через кожу, укрепляя весь организм.

ЦЕЛЕБНАЯ ТРУБКА

Образ казака сложно представить без трубки. Таким описывает его фольклор. И жители Сечи действительно были неравнодушны к курению. Однако легочные заболевания среди казаков были очень редкими, ведь, во-первых, они никогда не курили в избе, в шалаше и даже в землянке. «Потому что там — Бог», говорили сечевики. Таким образом, дым не «съедал» им легкие в закрытых помещениях. Но главная тайна заключалась в смеси трав, которой заправляли трубки: полынь, тысячелистник, чебрец, чертополох, сухие листья валерианы, мята, борщевик. Чистый турецкий табак был на то время весьма дорогим, да и появился он в Украине только в середине XVI века. Поскольку табак был дефицитом, то, как правило, он был только дополнением к смеси трав, которые традиционно курили казаки, и которые имели целебные свойства: успокаивали нервную систему, снижали кровяное давление, улучшали аппетит и сон, положительно влияли на дыхательную систему, а горячий дым от курения оказывал целебное действие на слизистые оболочки бронхов и верхних дыхательных путей. Поэтому запорожские вояки почти не болели астмой, бронхитами, трахеитами.

Интересная деталь: казаки имели две разновидности трубок. Первая — короткая трубка без отверстия в мундштуке. Так называемая носогрейка просто дымила перед лицом, являясь своеобразной ингаляцией. Вторая разновидность — это большая трубка, которую из-за ее крепости курили не больше двух раз в день, во время отдыха.

СЕМЕНА И ЖВАЧКА — ЗДОРОВЫЙ РАЦИОН

Обычным делом для казацкого рациона были тыквенные семена и «жвачка». Сырые подсушенные семена, богатые цинком и медью, служили очистителем организма. А жвачки были, так сказать, природными — пчелиный воск с сотовым медом, клеи из потеков вишни, черемухи, терна, рябины, диких груш и яблонь. Таким образом, не знали сечевики ни кариеса, ни других болезней зубов и десен.

Достаточно распространенной в народной, не только казацкой медицине была так называемая кузнечная вода. Технология ее «производства» достаточно специфическая: закаливая сабли, кузнецы окунали металл в воду, которую после этой процедуры использовали как врачебное средство. «Кузнечной водой» поили ослабленных, тяжелораненых, тех, кто потерял много крови. Ту же воду, с примесями ржавчины, использовали как средство от боли в печени. На ней же, еще горячей, делали травяные настои.

Среди казацких «напитков» одним из наиболее распространенных был «узвар». Настаивая его в горшках или котелках на веточках ивы и других деревьев, кустарников (тополя, дуба, липы, калины, осины), степных трав, казаки закапывали настойку в пепел угасающего костра. «Узвар» не закипал, а как будто томился в горячем пепле, и поэтому сохранял витамины и соединения микроэлементов. «Узвары» действовали, прежде всего, профилактически — предупреждали заболевание, снимали усталость и общий стресс.

ПЛАСТУНСКАЯ МЕДИЦИНА

Пластунская военная наука была особой. Для такой службы, кроме безупречной физической формы, необходима была выносливость и ясный ум. Самое первое правило пластуна было таким: никогда не пить сырую воду в незнакомых местах. Пили они кипяток, хорошо выдержанный в казанах над костром. К нему добавляли аир, тысячелистник, зверобой, полынь. Все эти травы обладают антимикробным действием.

Такой водой наполняли пластуны фляги, которые брали в разведку. Полезным считалось добавить к напитку «царьградское» красное вино, которое не только дезинфицировало, а и поднимало тонус, помогало легче переносить ранение. Когда же приходилось пить застоявшуюся, болотную воду, то перед этим пластуны глотали щепотку угля, взятого из костра. Когда же все-таки появлялись боли и судороги, вояки ложились на полынь или конотоп (спорыш и красный клевер) и лежали некоторое время неподвижно. Тогда боль утихала.

Многие казаки, а пластуны — все и всегда, носили с собой кошелек (чехол, кисет), где хранился порошок из сухих трав: полыни, душицы, девясила, кинзы, тархуна. Его добавляли в еду или употребляли отдельно. По свидетельствам историков, во время Крымской войны пластуны практически не болели инфекционными болезнями. Они оказались более крепкими и здоровыми по сравнению с другими «царскими слугами», турками, сардинцами, французами, и даже англичанами, которые имели опыт войны в знойных колониях. Кроме целебного травяного порошка, пластуны носили с собой пепел. Им обрабатывали свежие раны, чтобы те быстрее заживали, затем перевязывали их рубашкой, а вместо ваты использовали пух камыша и куги.

Пластунская медицина еще недостаточно изучена исследователями казачества, считает преподаватель детского внешкольного лагеря «Казацкая крепость» Алексей Косенко. Хотя те знания, которые все же сохранились и, как думы, передались из уст в уста, современные казаки и казачки частично используют в лагерном быту «Казацкой крепости». Алексей отмечает, что сначала детям рассказывают в целом о том, как и какие травы использовали казаки, а потом, во время похода по местности, детвора собственными глазами видит, как выглядят эти растения, где растут и как их можно использовать.

— Конечно, набор трав зависит от местности, ведь лагеря мы организовываем каждое лето в различных уголках Украины. В этом году, к примеру, «Казацкая крепость» расположится недалеко от Холодного Яра, — уточняет Алексей. — Однако независимо от географии в лагере мы каждый день встречаем солнце босиком на траве. Из некоторых трав мы варим чай. Хотя в качестве медицинских средств, конечно, используем новейшие лекарства.

Но, кажется, если каждое утро встречать солнце не сном, а наполняться его энергией, собирая босыми ногами утреннюю росу, то любая медицина будет лишней. Именно в этом кроется неоспоримая мудрость наших славных предков.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ