Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О мастере кадра и метафоры

Памяти Юрия Ильенко
24 июня, 2010 - 21:10
ЮРИЙ ИЛЬЕНКО И СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ / ФОТО С САЙТА PRAVDA.COM.UA

Прошло девять дней, как не стало известного режиссера и оператора Юрия ИЛЬЕНКО. В христианской культуре на девятый или сороковой день не только вспоминают об умершем. Это также повод для нас задуматься: об отношениях, любви и уважении, прощении, в конечном итоге, глубину утраты... И, очевидно, в который раз прийти к тому, что в целостной семье, как и в целостной нации, эта связь между живыми и умершими всегда ощутима. И хоть умерших нет физически, но они остаются в сердцах и памяти, в фотографиях и своих работах...

Сергей АРХИПЧУК, режиссер:

— Я уверен, что Юрий Ильенко принадлежит к высшей касте украинского рыцарства, которое практически раздавлено люмпеном и масовизмом, наступившими после культа «красных» директоров, обкомовских долгожителей и диктатуры завмагов. К сожалению, в последнее время на таких людей как был Ильенко и его искусство мало кто реагирует. Но, мне кажется, все, что делал все эти годы режиссер — это послание Украине и украинцам. Послание в будущее. И даже его деятельность в одной из политических партий воспринимаю как действенную метафору. В стране, где не определены национальные ориентиры относительно политики, экономики и культуры такой выбор — своеобразный поступок, моральное и интеллектуальное сопротивление.

Я с опозданием посмотрел «Ночь на Ивана Купала» Ильенко. Эта лента, как и, в конечном итоге, другие, наполнена светлой энергией прошлых веков, а также энергией других народов — не только украинского. Гениальное проникновение в материал, мышление кадром и в кадре и истинное поэтическое кино, обруганное и недосягаемое для нынешнего теле- и киноэкрана — Ильенко не стало, но его кино есть и будет с Украиной и для Украины.

Мария МИКОЛАЙЧУК, певица, жена Ивана Миколайчука:

— Для Ивана было счастьем работать в картине Сергея Параджанова-Юрия Ильенко «Тени забытых предков». Фактически, благодаря Юрию Герасимовичу он попал в картину. На тот момент, когда к режиссеру привел Ивана его учитель Борис Ивченко, актерский состав уже утвердили. «Сделай там «американку», то есть пробы без пленки — сказал Параджанов Ильенко и ушел с площадки. А когда оператор увидел игру Ивана, то сразу позвал режиссера. Вот так все было. Также Иван вместе с Юрием Ильенко работали над сценарием фильма «Белая птица с черной отметиной», где Ильенко был режиссером. Как сегодня помню, они начали работу фильма на Юрия, 6 мая 1970-го, а закончили на Ивана Купала, 7 июля. Я считаю, что это не случайно, что Юрий Герасимович умер в день рождения Ивана — 15 июня. Между ними всегда существовала невидимая связь. Пусть Юрию Герасимовичу украинская земля будет пухом. Вечная ему память.

Сергей ЯКУТОВИЧ, художник:

— Я знал Юрия Ильенко с 1962 года. Я, еще парнишка, более красивого, более модного и более экстравагантного мужчину не видел! Припоминаю, когда мне исполнились четырнадцать, у него еще не было своих детей (он очень мечтал о сыновьях). Как-то он пришел к моему отцу и говорит: «Одолжи мне на лето сына...» И папа великодушно одолжил. Тогда Ильенко снимал фильм «Ночь на Ивана Купала» и я три месяца прожил со съемочной группой. Так начались мои кинематографические университеты. А потом мы работали над картиной «Мазепа». И я до конца своей жизни благодарен Юрию Герасимовичу за то, что он открыл во мне тот потенциал, который накапливался. Я, наверное, в последний раз встретил человека такого потенциала, который от меня требовал равного потенциала!

Людмила ЛЕМЕШЕВА, кинокритик:

— Говорить о Юрии Ильенко очень сложно, потому что это — самая крупная после Параджанова фигура в украинском кино. С его смертью, можно сказать, закончился романтический период в истории нашего кино. Собственно, с уходом в другой мир последних представителей поэтического кино заканчивается эта эпоха.

Ильенко был феноменально одаренным человеком. Для тех, кто не знает его, а слышал о нем как о режиссере, напомню, что он еще и блестящий актер, который начинал в 60-е годы, талантливый оператор и сценарист. Одаренность у него была цельной. В эпоху возрождения были люди, которые во всем были талантливы. Но Юрий Ильенко жил во времена романтического кино, судьба которого была, в то же время, яркой и драматичной. Такой же — яркой и драматичной — оказалась и его судьба.

Все хвалят Юрия Герасимовича за операторскую работу в «Тенях...» А в действительности его роль там была грандиозна, потому что он как оператор был естественным, подвижным, живым. Так Ильенко снимал еще в середине 70-х годов. Это было новым для мирового кино, не говоря о советском.

Его первые режиссерские работы — «Колодец для жаждущих» (картину положили что называется «на полку») и «Ночь на Ивана Купала» — удивительные. По моему, «Ночь на Ивана Купала» — лучшая экранизация Николая Гоголя, потому что для своего времени это было невероятно модерно (отснято в клиповой манере, а тогда о клипах и не знали). Теперь бы о нем сказали — первый постмодернистский фильм. Я знаю, что Юрия Герасимовича хотели пригласить на Венецианский фестиваль. Но мы жилы в закрытом обществе, потому не могли принимать участия в таких фестивалях.

Под занавес своей непростой судьбы режиссер снял фильм «Молитва за гетмана Мазепу», который я считаю прекрасным, несмотря на то, что он прошел со скандалом. О нем негативно писали в Европе и России. По моему, поскольку фильм сделан в постмодернистской манере, не все в него вдумались.

Творческая генерация, которую представлял Ильенко, была замешена на свободе. Речь шла об интеллектуальной, эстетической свободе. Речь шла о том, чтобы художник стал свободным в своей речи, самовыражении, потому что советское кино было очень однообразным, разделенным на черное и белое, позитивное и негативное. А это поколение начало рассказывать о человеке как об очень сложном явлениям, в котором есть и хорошее, и плохое, и светлое, и черное. Они раскрепостили, прежде всего, язык, манеру говорить. Это — то, что они сделали. И, собственно, «Мазепа» Ильенко — это симбиоз такого раскрепощения.

Мне всегда Юрий Ильенко казался античным или шекспировским героем. Титан, который боролся не только с миром, но и сам с собой.

Вадим СКУРАТИВСКИЙ, искусствовед:

— Это — фигура не только национального, но и мирового кино. Речь идет о том, что именно в мировом кино есть несколько персон, помеченных невероятной, специальной кинематографической одаренностью. Именно таким был покойный Юрий Ильенко. Отснял одну из самых красивых лент — «Тени забытых предков». Но и до этой картины, и после нее работал более чем виртуозно. Дебютировал в роли режиссера с лентой «Колодец для жаждущих» — фильм, который будто бы является первой частью кинотетралогии, посвященной украинской национальной судьбе. Это удивительное кино, которое, в то же время, было запрещено свыше двадцати лет. Хотя, слава Богу, его успели посмотреть коллеги-кинематографисты. Неслучайно Ильенко потом сказал, что «Колодец» был процитирован сотни раз в мировом кино. Прошло некоторое время и режиссер снял «Ночь на Ивана Купала». Несомненно, это — самая лучшая экранизация Гоголя. И где-то летом 1968 года директор Венецианского кинофестиваля пригласил режиссера к себе со словами: «Я, конечно, не самый главный на этом событии, но Золотого льва вам обещаю». Через несколько недель советские войска вошли в Прагу и данный сюжет стал будто бы беспредметным. И этот фильм, собственно, не имел того резонанса, который должен был иметь. Спустя некоторое время появляется «Белая птица с черной отметиной», что в нем, несмотря на цензурные и редакторские трудности показана судьба украинского этноса. Ну и вслед за этим кинематографическая карьера режиссера заканчивается «Молитвой за гетмана Мазепу», который я считаю одним из самых лучших фильмов всех времен. Фильм, к величайшему сожалению, не оценен зрителем. Верю, рано или поздно состоится его встреча с мировым зрителем, потому что это — романтически-сюрреалистическая драма национальной судьбы, национального характера. Между тем, Ильенко был блестящим литератором, о чем свидетельствует его трехтомник, изданный незадолго до смерти. Словом, это был человек невероятно сложный и очень одаренный. Кого можно поставить рядом с ним, не знаю.

Виктор ЖАДЬКО, писатель, профессор, доктор философских наук Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова:

— Когда Юрий Герасимович приезжал на дачу в село Прохоривку Канивского района на Черкасщине, то всегда поднимал на флагштоке, который находится у него во дворе, украинский флаг. И по этому государственному символу далеко было видно, что в Шевченковский край приехал известный режиссер, кинооператор, писатель. Местные говорили так: «Когда Ильенко приезжает, то, как будто, Украина возрождается — видно, как ветер с Днепра развевает хлебный и небесный цвета». В знойное лето, в июне 2008 года, путешествуя от села к селу по Черкасщине, собирая материалы для энциклопедии, приехал и я в гостеприимный двор земляка: навстречу вышел Юрий Герасимович и его чудесная жена, актриса Людмила Ефименко.

Так случилось, что Ильенко с первых шагов в украинском кинематографе пришлось достаточно сложно. Первый его кинофильм, где он был режиссером, — «Колодец для жаждущих», который сегодня, между прочим, считают в кинематографе явлением чрезвычайным, был запрещен. Эту картину видели кинематографисты, и потом ему досадно было в течение многих лет находить в чужих работах повторы сцен, эпизодов, мизансцен, каких-то актерских приемов, сугубо языковых моментов. Когда через двадцать лет фильм появился на экранах, то Юрию Герасимовичу говорили, например, что он украл целый эпизод у Тарковского. И он должен был объяснять, что ничего из «Зеркала» Тарковского не мог украсть, поскольку фильм был снят на семь лет раньше. Фильм «Вечер на Ивана Купала», хоть фактически и не был запрещен, его просто тихонько сняли с проката, словно его и не существовало.

И подумалось: что же это за государство такое, Украина, когда признанному миром режиссеру и оператору на протяжении творческой жизни приходилось оправдываться — а нервы портили свои же, украинские, «критики», завистники и бездушное чиновничество — местного и всеукраинского «разлива»?

...Мы сидим в беседке, на дачном дворе, который зарос спорышом. Уже разглядели дом, который построил Ильенко без посторонней помощи: сам был столяром, каменщиком, не говоря уже о том, что необычный для украинского села барочный дизайн дома тоже придумал Юрий Герасимович. На втором этаже — большой зал, где он планирует проводить мастер-классы, тут же висят картины — Ильенко еще и мастер кисти, вот!

Разговор, который велся на протяжении смотрин, не завершился и за столом — Ильенко беспокоят, кажется, и во сне, проблемы кинематографа, украинского села, украинской книжки, он лихорадочно распутывает наболевшее: «Мне сказали: «Вы сняли плохой фильм «Мазепа», его не хотят смотреть зрители». Но это же я слышал почти 40 лет назад после «Колодца для жаждущих», это же говорили на ХХІV съезде Компартии, когда закрывали «Белую птицу...», это же слышу и сегодня. Когда наше общество перешло на рельсы потребления, первое, что ликвидировали, так это развитую киносеть, книгоиздание, мотивируя это тем, что нет денег на их содержание. Кинотеатры перепрофилировали в магазины, кафе, а книжный магазин, как, скажем, киевское «Сяйво», — рейдерски захватили. И никто не смог противостоять — ни общественность, ни нардепы — деньги сегодня царствуют в Украине, бездушность отстранила духовность. Черная мара надвинулась на украинскую землю — быть беде».

...Как известно, на левом берегу Днепра около села Прохоривка Тарас Шевченко нарисовал пейзаж «Коло Канева». Шевченковеды длительное время не могли найти место, где художник рисовал — с годами местность заросла камышом, ивами и ольхами и значительно изменилась. Идея поиска места, откуда Т. Шевченко оставил для нас правобережные каневские пейзажи, и установление здесь памятного знака принадлежит каневскому краеведу, председателю благотворительного фонда «Тарасова Земля» Михаилу Ищенко. Его поддержала заместитель главы Каневской райгосадминистрации по гуманитарным вопросам, поэтесса Вера Носенко, профинансирован проект председателем правления корпорации «Эталон» Владимиром Бутко. Но больше всего увлекся судьбой рисунков Шевченко, а главное — возрождением памятных мест, связанных с судьбой Кобзаря, без преувеличения, Юрий Герасимович Ильенко.

Что же предлагается активистами Фонда по возрождению памяти о Тарасе Григорьевиче Шевченко на Черкасщине? Юрий Герасимович, с присущим ему темпераментом, бойко делится планами...

Скажем, над селом Пекари, на том же месте, где Тарасу Григорьевичу был отведен участок земли (ее очень хорошо видно, если плыть из Канева в Прохоривку), построить по сохранившемуся рисунку Т. Г. Шевченко хату (лишь экстерьер) для осмотра туристами, которые будут плыть по Днепру к мемориальному комплексу «Тарасова Земля» в селе Прохоривка. Как вариант, чтобы не строить еще один так называемый «новодел», планируется поставить на месте земельного участка «бигборд» с увеличенным собственноручным рисунком Т.Г. Шевченко — проектом хаты, о которой мечтал поэт, и несколькими строками из письма Поэта к брату Варфоломию или с подписью: «Батьку Тарасе, ми збудували тобі хату... і пам’ятатимемо тебе завжди... твої нерозумні діти».

В Прохоривке, на месте старой пристани, к которой свозили хлеб со всех окружающих сел, — Келеберды, Сушкив, Бубновой Слободки, Прохоривки, Пшеничников — построить новую пристань (многочисленные описания и фото днепровских приплав сохранились), но это должно быть современное гидротехническое сооружение стилизованное под XIX век. В инфраструктуру пристани, кроме стационарного причала и плавучих бон на 50 яхт, мотолодок и флота спортивной детской школы гребли, должен войти ангар-эллинг на береге для хранения флота в зимний период, подъемник, насыпные шпоры и расчистка-углубление русла от основного русла Днепра до пристани и вдоль Шелестового острова до устья Тиши. Следует также обустроить всю инфраструктуру пляжей ниже по течению приблизительно на 200 метров. На берегу над пристанью, где сейчас установлен памятный знак обществом «Тарасова Земля», планируется поставить каменную глыбу с барельефным изображением Т.Г. Шевченко, который будто бы выходит из лодки на невысокий берег с книгой в руке.

Члены фонда предлагают отремонтировать (реставрировать булыжниками) старую дорогу, которая ведет от пристани к селу Прохоривка (приблизительно 3 км.) к тому месту, где был арестован Т.Г. Шевченко. А на месте ареста поэта и художника активисты предлагают установить каменную глыбу с барельефным изображением Т.Г. Шевченко, схваченного за руки и плечи. Напротив пристани построить корчму и Гостиный двор приблизительно на 50 человек для обслуживания туров «Золотой Подковы» — «Тарасовой Земли». У ворот Гостиного двора на старой (Елизаветинской) дороге активисты предлагают установить мемориальный знак «Золотая Подкова Черкасщины».

Вдоль дороги, от пристани к Михайловой Горе, по которой в последний раз шел Кобзарь, предлагается установить двенадцать Памятных Знаков из белого камня с цитатами из стихотворений Т.Г. Шевченко (подбор цитат взяла на себя доктор филологии, доцент львовской политехники Ирина Фарион), а в центре села Прохоривка на перепутье между сельсоветом и почтой планируется установить центральный монумент мемориала — на каменной глыбе барельефный портрет Кобзаря со строкой из «Заповіту»: «Поховайте та вставайте...».

На Михайловой Горе, где сохранились двухсотлетний дуб Шевченко и старая сосна Гоголя, рядом с могилой Максимовича, по мнению Ильенко, следует провести санацию лесонасаждений, которые полностью перекрыли для обзора один из самых величественных пейзажей Украины. Под дубом Шевченко установить скульптурную группу «Мені тринадцятий минало... я пас ягнята за селом...», где малый Тарас рисует пейзаж, открывающийся с Михайловой Горы. Есть намерение восстановить дом Максимовича, сожженный в 1974 году, и разместить в нем и других сооружениях столовую санатория, библиотеку, летнюю детскую школу национальной элиты «Тарасова школа» (программу школы разработал академик АМУ Ю.Ильенко). Программа «Тарасовой школы» должна собирать одаренных детей со всей Украины, а затем и из российской, американской, канадской, австралийской диаспор на три летних месяца.

Каждый семинар должен заканчиваться изданием альманаха летней «Тарасовой школы» — тексты всех лекций семинаров «Тарасовой школы», рисунки и произведения ее участников и рассылкой во все школы Украины как методологического материала для создания программы подготовки будущей украинской элиты. Это действительно благородный, патриотический проект по увековечению Великого Украинца.

...В последний раз в столице Ильенко был на похоронах товарища по киноцеху Леся Сердюка. Неожиданно он вдруг позвонил мне и мы встретились. Сразу я не узнал Юрия Герасимовича — бородка с сединой придавала его лицу солидности и мудрости пророка.

— Хочу оставить вам копии своих рисунков к нашим замыслам относительно увековечения памяти о Кобзаре в Прохоривке, — поздоровавшись, он сказал тихо, печально. Потом, глянув ввысь, прибавил: «Тяжело стало бороться с золотоподковцами, не по силам мне их безразличие и нежелание помочь фонду. Но этот крест нужно нести до конца, хотя бы в память о Тарасе Шевченко».

...Мы подхватили ваш духовный крест, Юрий Герасимович. Держим крепко. И донесем до Тарасовой горы. И претворим в жизнь все ваши замыслы.

Подготовила Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ