Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О музеях страны – с позиции культурного потребителя

Это пространство держится на энтузиастах и де-факто лишено какой-либо поддержки со стороны государства
16 января, 2020 - 10:45
«В УКРАИНЕ ЖЕ, КАК СТРАНЕ, КОТОРАЯ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛА ЛИШЕНА ДОСТУПА К СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, БОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ВЫЗЫВАЮТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ, ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ» / ФОТО ИЗ АРХИВА АНЖЕЛЫ САВЧЕНКО

Неожиданно мягкая и практически бесснежная зима подарила любителям пассивного познавательного туризма шанс на удлинение туристического сезона. Да и адепты лыж в перерыве между подчинением трасс — в поисках заполнения свободного времени.

И первые, и вторые обычно с этой целью выбирают музеи. Музеев в Украине множество. Когда сегодня кто-то пытался бы установить их количество, то, наверное, эта задача и Минкульту не по силам, особенно принимая во внимание последнюю моду на создание частных музеев. Или все коричневое — шоколад? Все ли, что называют себя на сегодня музеем, в действительности им являются, учитывая фонды, научную работу и тому подобное? Оставим этот вопрос специалистам. А мы попробуем разобраться, совпадают ли ожидания посетителей и предложения музеев, поговорим о музеях страны с позиции культурного потребителя.

Поскольку на протяжении года я посещаю около сотни музеев в Украине и вне ее пределов, возьму на себя размышления о наболевшем, тем более что в программах наших экскурсионных туров музеи есть всегда.

Все ли так плохо в нашем доме? Конечно, нет. Украина имеет неимоверно интересные художественные музеи практически во всех областях, которые сформированы на базе прежних частных коллекций дворянских усадеб. Кировоградский, Сумской, Николаевский, Полтавский, Черновицкий, Волынский областные художественные музеи очаруют богатством своих экспозиций. Что уж говорить о художественных музеях Одессы, Львова или столицы.

Отдельно выделю замечательный Лебединский художественный музей, который появился сто лет тому назад усилиями Бориса Руднева на основе частной коллекции Капнистов.

Но практически все наши художественные музеи имеют общую печаль — неправильную подсветку, отсутствие ремонтов, неприспособленные именно под художественные экспозиции помещения, редкая вещь — аудиогид. Однако именно художественные музеи являются наиболее популярными среди туристов в мире. Особенно музеи и галереи современного искусства, которых в Украине можно сосчитать на пальцах.

В Украине же, как стране, которая длительное время была лишена доступа к собственной истории, большую заинтересованность вызывают историко-культурные, историко-архитектурные заповедники, исторические музеи. Невзирая на отдаленность от столицы, свыше пятидесяти тысяч человек посещают на протяжении года гетманские столицы Батурин и Чигирин, Холодный Яр, несколько меньше посещают Круты. Стоит отметить, что возобновленные по инициативе президента Виктора Ющенко гетманские города, созданный музей на железнодорожной станции Круты, Музей Голодомора становятся все более востребованными среди украинцев, особенно в современной ситуации. Музей Голодомора в процессе активной перестройки  (надеюсь, что он в недалеком будущем станет одним из наиболее мощных музеев). Батуринский и чигиринский Национальные заповедники работают над популяризацией собственной истории (принимаю, что на текущий момент лучше перепеть оды гетманам, но хочется слышать историю без украшений и мифотворчества). Более сложная ситуация с Крутами. Музей, который вынуждает кожей пережить те страшные мгновения, но не везет ему на постоянный состав работников. Безусловно, причиной тому особенность локации. Из местных — вряд ли найдется кто-то, кто отвечал бы всем критериям руководителей или научных работников, а добираться в те места неудобно и непросто.

И я прогнозирую, что нехватка профессиональных кадров — это проблема номер один во всех региональных музеях. И почувствуем мы это уже вскоре. Поэтому, конечно, можно сколько угодно выдвигать претензий к самому музею, к уровню экскурсионных услуг, формированию экспозиции, однако реалии свидетельствуют, что молодые кадры не возвращаются в села и районные центры. Вновь созданные ОТГ вряд ли будут желать финансировать музейные объекты. Будем откровенными, целый ряд музеев на сегодня просто превращен в склад собранных вещей. Кто-то не хочет, а кто-то просто не умеет, не понимает, как создается экспозиция. Лепится с того, что под рукой, на что хватило денег и фантазии. Но представлено там такое же далекое от истории края, как электронные звуки от классической музыки. Потому не удивляйтесь, когда в зале этнографии вы увидите куклу-манекен 90-60-90, окутанную плахтой. Натянутый потолок ли с фосфорными наклеенными звездочками с резиновыми динозаврами — и это о самой давнишней истории края.

Кто платит, тот и музыку заказывает. Вкусы и представления о культуре городских, районных, областных руководителей — в проектах, на которые выделяются или не выделяются средства. Деньги идут на пафосные люстры, ламбрекены, пафосные двери и китчевые ручки, но... ни одному из них не придет в голову заплатить консультантам музейного дела, чтобы помогли хотя бы расставить акценты. Поэтому для городского головы Новгорода-Сиверского на первом месте — основатель известного табачного бренда Давидофф, а не Максимович, Кулеш и Кибальчич, а в Лубнах главная «героиня» Анна Керн, а никак не братья Шеметы, партия «Хлебороб» или Василий Барка (которому до сих пор в городе не установлена мемориальная доска). Понимаю, что в большинстве публику интересуют истории любви и бизнес-успеха. Поэтому не удивительно, какой уровень культуры и национального сознания на сегодня имеем.

Невероятно досадно за ряд отдаленных от больших городов местечек с богатой историей и невероятно интересными музеями, которые критически нуждаются в ремонтах, реэкспозициях и дорогах, чтобы добраться в эти места.

В который раз буду говорить о Путивле. Городов с настолько уникальной историей у нас не так много. Какой здесь богатый краеведческий музей и как нуждаются в помощи и поддержке, внимании музейщики. Поскольку здесь еще одна непростая страница, которая из патетической превратилась в крайне запутанную и неоднозначную в трактовке, — Спадщанский лес и объединение ковпаковцев. Вопрос Второй мировой для Украины абсолютно неоднозначен. И здесь нужны профессиональные консультации беспристрастных историков, а не искаженное на заказ освещение событий.

Несколько лет тому назад в Шостке появился новый интересный музей «Семейная память», который освещает истории сотен жителей города, которые были вывезены на работы в Германию. Вспоминаю, как в наш первый визит директор музея ставила условие, чтобы попасть в «Семейную память» сначала нужно посетить музей Ивана Кожедуба. «В нагрузку», как во времена дефицита: хочешь шпроты — получи 3 кг перловки. Ей было оскорбительно, что мы отказываемся слушать о подвигах трижды героя Советского Союза.

Но мы ехали в Шостку за другим. «Семейная память» — один из немногих концептуально новых музеев, где из традиционного — разве что неизменный «почерк» Анатолия Гайдамаки. Музей, в центре экспозиции которого Человек, а не герой, победа, слава. Огромная благодарность всем причастным к его созданию.

Искренне сочувствую нашим музейщикам по отдаленным городкам, райцентрам, до которых, в действительности, никому нет дела. Разве что отчеты от них требуют о посетителях или караваи на рушнике вынести областному начальству. Однако на культуру у чиновников — ни финансов, ни уважения, ни понятия о ее ценности, первоочередной, ни понимания систематичности обучения работников и обновления экспозиций, ни понимания переосмысления роли музея в жизни громады, города, страны. Сделаю поправку, если и выделят деньги, то под очередной юбилей или дату. Как в этом году перестаралась Полтавская ОГА, которая выделила средства на празднование юбилея Николая Гоголя, и территорию мемориального музея-усадьбы заложили тротуарной плиткой. Возможно ли такое в начале ХІХ века? Мемориальная усадьба должна максимально воспроизводить дух и время. Однако плитка появилась будто бы с мыслью об обеспечении комфорта посетителей. Однако туалеты остались аутентичные.

Музейное пространство Украины держится на энтузиастах и де-факто лишено любой поддержки со стороны государства. Хотя новый министр от культуры обещает радикальные изменения именно в музейном пространстве.

Поживем — увидим. А сейчас нашим музейщикам остается надеяться исключительно на себя.

Анжела САВЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ