Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О неотвратимости наказания,

безопасности на дорогах и умении улыбаться Рассказывает начальник Главного управления ГАИ Украины Александр МИЛЕНИН
23 апреля, 2002 - 00:00

— Александр Леонидович, каковы на сегодняшний день приоритетные направления деятельности Государственной автоинспекции?

— Основной нашей задачей является контроль за безопасностью дорожного движения, выявление и, разумеется, в границах нашей компетенции, наказание нарушителей. Не остается без внимания и борьба с преступностью на автотранспорте. Так, с начала года работниками ГАИ раскрыто 7,2% от общего количества раскрытых преступлений. Если перевести это в цифры — около 8 тыс. преступлений. Цифра достаточно большая. Я хочу подчеркнуть, что мы не дорожная милиция, а Государственная автомобильная инспекция, и в наши обязанности входит обеспечение безопасности дорожного движения, а не раскрытие преступлений, которыми нам приходится заниматься наравне с милицией, выполняя поручения следствия, входя в состав оперативных групп, когда силами ГАИ приходится раскрывать преступления. Имея такой результат, на мой взгляд, нашу работу по раскрытию преступлений можно считать успешной.

— Каковы наиболее актуальные проблемы в работе ГАИ на сегодняшний момент?

— Таких проблем несколько. Во-первых, начинается посевная кампания и количество транспорта, особенно сельскохозяйственного, на дорогах резко возрастет. Уже сейчас, чтобы техосмотр был качественным и на дороги не выходили неисправные автомобили и сельхозтехника, при каждом МРЕО оборудованы диагностические пункты. Там мы проводим проверку всех узлов и агрегатов. Да, там бывают очереди и случаи грубости, однако необходимо ведь понимать, что работа эта, как и всякая другая — сложна и очень напряженная, и делается она ради безопасности движения, чтобы предотвратить аварии и гибель людей. Надеемся, что руководители автопредприятий отнесутся с понимаем к этим мерам, поскольку все это окупится сторицей — безопасным движением.


Кроме того, актуальной проблемой в преддверии курортного сезона являются меры административного воздействия на иностранных граждан, нарушающих правила дорожного движения. Известно, что законом об административных нарушениях предусмотрено оформление протокола и направление дела в суд. Однако иностранные граждане лишены такого воздействия, поскольку законодательные базы их стран могут отличаться и часто отличаются от нашей. В то же время, мы имеем достаточно много случаев, когда по вине иностранцев происходят серьезные происшествия, погибают семьи, приезжающие на отдых в Украину. Мы же со своей стороны не можем применить меры административного воздействия к таким нарушителям: составить протокол-то мы составим, а куда его направлять? Сегодня мы работаем над этой проблемой. В ноябре прошлого года в Верховную Раду Украины был направлен законопроект относительно улучшения административного законодательства в части ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Законопроект был согласован с Кабмином и профильными комитетами Верховной Рады. Однако парламентарии не успели его рассмотреть. Поэтому на сегодняшний день этот проект дорабатывается и будет внесен на рассмотрение парламента следующего созыва. Я надеюсь, что парламентарии, которые соберутся на сессию уже в мае, обратят внимание на наше дорожное движение, внесут соответствующие изменения в Административный кодекс, в частности, применение мер воздействия к нарушителям дорожно-транспортной дисциплины. Между тем, хочу отметить, что нельзя говорить о том, что сотрудники ГАИ как-то предубежденно относятся к иностранным гражданам. Наоборот, мы прекрасно понимаем, что все эти люди приезжают сюда на отдых или работать и приносят деньги в наш бюджет. Поэтому по мере своих возможностей мы всегда стараемся помочь иностранцам.

— Какие изменения произошли в структуре автоинспекции в ходе ее реформирования?

— На протяжении двух последних лет Государственная автоинспекция пережила очень серьезную реформу. Было сокращено более десяти тысяч работников. Естественно, львиная доля сокращений пришлась на работников дорожно-постовой службы. Тут мы обращали внимание прежде всего на знание законодательной базы, профессиональную подготовку и даже на внешний вид наших работников. Те, кто не соответствовал высоким критериям, были сокращены. На сегодняшний день нам остается только совершенствовать профессионализм, применение законодательной базы.

— Не отразилось ли такое массовое сокращение на состоянии безопасности на дорогах?

— Нельзя сказать, что это не отразилось на безопасности движения, и с моей стороны было бы нелепо утверждать, что ничего не произошло. Конечно же, количество дорожно-траспортных происшествий увеличилось. Однако, применяя современные технические средства и арсенал средств, которые были или поступили в наше распоряжение, мы сумели несколько выровнять ситуацию. Но она по-прежнему остается сложной. Только с начала текущего года произошло уже более шести тысяч ДТП, в которых погибли более тысячи человек.

— Уже год существует практика взыскания за нарушение Правил дорожного движения в результате судебного разбирательства. Каковы, на ваш взгляд, ее плюсы и минусы?

— Законодатели смотрели на проблему узко. Им не нравилось отношение автоинспектора к нарушителю: выложи штраф, сдай права, поставь машину на штрафплощадку. Казалось, что это недемократично. Однако не следует забывать, что автотранспорт — это источник повышенной опасности, за каждым нарушением стоит жизнь человека, поэтому меры к нарушителям должны приниматься самые жесткие. И именно этот момент был упущен. Сейчас же путем применения мер административного воздействия через суд наше законодательство действует однобоко. Работник ГАИ не в состоянии применить адекватные меры к нарушителю правил. Мы составляем протокол, отправляем дело в суд. Пока же дело туда дойдет, водитель продолжает ездить по дорогам, нарушать правила и т. д., и меры воздействия по отношению к нему наступят не скоро. Многие водители уже убедились, что часто у судей до их дел руки не доходят. Виновники ДТП остаются безнаказанными, получают в лучшем случае выговор или штраф и продолжают нарушать дорожно-транспортную дисциплину. Сегодня нужно в корне поменять законодательство. Необходимо, чтобы наказание было своевременным, адекватным и неотвратимым. Чтобы каждый участник дорожного движения знал о том, что в случае нарушения правил встреча с инспектором ГАИ может закончиться для него лишением прав или жестким наказанием. Ведь не секрет, что грубых нарушителей надо наказывать жестко, так как они являются потенциальными нарушителями и в дальнейшем.

В процессе применения современного законодательства также есть существенные проблемы. На сегодняшний день сотрудник инспекции в случае нарушения должен составить протокол, и некоторые водители стали относиться к нашим сотрудникам очень неуважительно. Доходит до абсурда — нарушителя останавливают, начинают составлять протокол, а он говорит: «Вот вам мои права и составляйте, а я поехал». И у инспектора нет полномочий и возможности остановить или задержать этого нарушителя. Недавно на коллегии МВД я приводил пример, когда наши сотрудники остановили автомобиль, перевозящий химикат — бром. У водителя не было разрешения на перевозку опасных грузов, а сам автомобиль находился в неисправном состоянии — протекала тормозная система. И что вы думаете, после составления протокола автомобиль продолжил движение, поскольку прав на то, чтобы поставить его на штрафплощадку, у нас нет. Результат — произошла катастрофа, автомобиль перевернулся, бром разлился и было потрачено очень много сил на то, чтобы локализовать катастрофу. И таких случаев очень много.

— Около двух лет назад на пресс-конференции вы заявили, что ГАИ начинает борьбу за новый образ — не вымогателя, а помощника. Насколько актуальна эта проблема сейчас?

— Это проблема многих лет, на протяжении которых мы пытаемся как бы свести инспектора ГАИ и водителя в одно целое, чтобы они были помощниками, оказывали содействие друг другу. Процесс этот, естественно, очень трудный и сложный. И трудности тут сопряжены с тем, что производится долгая, кропотливая работа по профессиональному перевооружению работников ГАИ. Нужно было сменить даже образ работника ГАИ на человека улыбающегося, который останавливает не для того, чтобы лишь наказать, а для того, чтобы в рамках обеспечения безопасности на дороге пресечь нарушение. Это должен понять по его поведению и отношению водитель. Мы уже давно ведем статистику по всем случаям, когда инспектора оказывают помощь водителям (заводят двигатель, помогают менять колесо, вытаскивают машину из кювета, показывают дорогу), и эта работа уже дала позитивные результаты — нам приходит множество писем с благодарностью. Мы всячески поощряем таких сотрудников и стараемся сделать их примером для подражания. Однако не секрет, что негативные явления все же остаются, и мы стараемся поступательно с ними бороться. И я думаю, что мы все же придем к тому, что работники ГАИ перестанут грубить, перестанут заниматься поборами — это очень позорное явление, и с ним у нас идет бескомпромиссная борьба. Ежедневно проводятся негласные проверки: группа сотрудников службы внутренней безопасности МВД Украины и работников ГАИ проезжает по дорогам, негласно фиксирует и выявляет нарушителей. В Киевской области был даже факт, когда работник ГАИ, опознав в гражданах работников центрального аппарата ГАИ, съел десять гривен, а потом рассказывал о том, что ничего подобного не было. Работники областных управлений сами должны избавляться от таких сотрудников. Это работа не простая и не одного дня, но я думаю, что мы все же сумеем завершить начатое.

Михаил ЗУБАРЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ