Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О первом украинском сатирическом романе «БРАЧНЫЕ ИГРЫ»

25 октября, 2002 - 00:00

Есть такой термин — позитивное мышление. Суть его состоит примерно в том, что человек, воспринимающий мир в положительных ощущениях, в положительном мире и проживает. А гражданин, наблюдающий вокруг себя мерзость и зловоние, собственно, обречен наблюдать их и дальше. Константин Рылев в романе-комедии «Брачные игры» пользуется позитивным мышлением несколько карикатурно. Впрочем, на то роман и — комедия, жанр, не часто балующий своим здоровым появлением современную прозу. «Брачные игры» — здоровое явление.

Нормальный авантюрный «экшн» из современной украинской, можно сказать, жизни. Нормальному украинскому журналисту (бабнику, цинику и романтику) на фоне нормального украинского музыкально-пароходно-пивного фестиваля, выпадает возможность поднять сенсационную тему с нормальным украинским политическим уклоном. Это опасно, но это тоже, чисто по-украински, нормально. Плюс все это происходит в «боевых» условиях фестиваля, шторма и достаточного количества хорошо выписанных персонажей. При этом среди тех, кто тем или иным образом общается с «наиболее способным, но излишне амбициозным» сотрудником журнала «Кураж» Стасом Ликером, нет ни одной окончательной сволочи, ни одного беспросветного негодяя. В каждом живет какая- то причина, каждый по-своему человек. Бесчестный политик, уродцы из кунсткамеры шоу- бизнеса, журналисты-пиарщики из группы «Совесть», «дорогой, но очень исполнительный киллер» и другие — все они имеют внутри себя нормальное человеческое понимание своих решений и поступков на фоне той жизни, которую профессионально нарисовал автор. Тоже, кстати (как и всякий человек), имеющий внутри себя аналогичные моменты — на фоне той жизни, которую он наблюдает и как писатель трансформирует в роман- комедии «Брачные игры». Что есть — то есть. Это нормальное мышление. В романе нет отпетых подлецов, потому что Константин Рылев на украинском человечестве — по крайней мере, фрагментами — крест не поставил. Наоборот.

Из оригинального метафорического насыщения, смачного литературного языка, смысловой плотности и лирической атмосферы Рылев «испек» хороший литературный продукт, в принципе, достойный судьбы первого украинского блокбастера — в силу хорошего сочетания тех качеств, которыми мог бы удачно отличаться подобный проект. Собственно, если кто-то в Украине снимает кино, такому человеку было бы небезынтересно прочесть «Брачные игры». И хотя это уже попахивает позитивным мышлением, но ведь кто-то же в Украине снимает кино. Кто-то же пишет книги. И кто-то эти книги читает и получает от этого удовольствие. А для нас ведь нет большего удовольствия, чем когда над нами кто-нибудь изрядно, но честно и при этом интересно поиздевается. Константину Рылеву это удалось. Это хороший повод для знакомства с прочими достоинствами «Брачных игр», нормального настроения и позитивного мышления.

Сергей ЩУЧЕНКО, драматург, поэт, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ