Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О роли диэлектриков в науке и диалектики в жизни

Профессор Александр СЛИВКА: «На каком-то этапе была утрачена логическая последовательность в процессе реформирования системы высшего образования»
13 марта, 2020 - 12:01

В конце 70-х годов прошлого века учиться на физическом факультете УжГУ было суперпрестижно. В 1977 году туда поступило аж семеро моих одноклассников, в том числе и два «золотых» медалиста. Замечательную компанию им составил выпускник Перечинской СШ Александр Сливка — нынешний доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины, первый проректор УжНУ, председатель правления Ассоциации выпускников УжНУ, известный ученый, автор свыше 400 научных и научно-методических трудов, научной монографии, а также 17 авторских свидетельств и патентов на изобретение. Свою докторантуру и многолетнюю научную деятельность он посвятил физике полупроводников и диэлектриков, потому закономерно, что сегодня он — настоящий университетский проводник и диалектик: опытный просветительский управленец и в то же время философ по натуре с умением находить истину через рациональную дискуссию с оппонентами. О диалектике жизни и роли диэлектриков в науке беседовали с авторитетным ученым накануне его 60-летия.

«ГОСУДАРСТВО ПООЩРЯЛО РАЗВИТИЕ НАУКИ В НЕБОЛЬШИХ ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ, ЧТО ПОЗВОЛЯЛО УКРЕПЛЯТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ РЕГИОНОВ»

— Пан Александр! В чем секрет магнетизма физфака УжГУ во времена вашей студенческой юности? Почему он был настолько популярным?

— Наша юность и молодость пришлись на времена расцвета научно-технического прогресса, основным базисом которого было основательное изучение естественных дисциплин — математики, физики, химии, биологии — как в средней, так и в высшей школах. Конечно, это влияло на наш жизненный выбор. Сегодня жизнь каждого человека, практически от рождения, и вплоть до окончания земного бытия, немыслима без изобретений ІТ-технологий — мобильного телефона, компьютера, планшета и других гаджетов. Сорок лет назад на острие НТП было бурное развитие кибернетики и радиоэлектроники, заработали первые ЭВМ — электронно-вычислительные машины, а в быт массово входили цветные телевизоры, видеомагнитофоны, транзисторные радиоприемники. Эти вещи изготовлялись на предприятиях с новыми технологиями не только в промышленных городах-гигантах бывшего Союза, но и у нас, на Закарпатье. В Ужгороде и Мукачево работали мощные машино— и приборостроительные предприятия, заводы и цеха ВПК действовали в райцентрах и десятках поселков. Все они остро нуждались в квалифицированных инженерно-технических кадрах. Теперь уже немногие знают, что мегапопулярный цветной телевизор производства львовского ПО «Электрон», купить который можно было, лишь записавшись в очередь, практически полностью комплектовался из блоков и плат, изготовленных закарпатцами на предприятиях-филиалах в Сваляве, Виноградове, Межгорье, Воловце и Ждениеве. Имея основательные знания и диплом выпускника физического факультета УжГУ и других естественных специальностей, можно было идти учительствовать в школы, или же устроиться на высокотехнологическую работу на современных предприятиях с хорошей зарплатой, или заниматься прикладными научными исследованиями, щедро финансируемыми государством.

— Кто увлекал вас своими лекциями?

— В первые годы существования УжНУ значительное количество преподавателей и научных работников приехали в Ужгород из разных городов «материковой» Украины и даже России. Среди них были чрезвычайно мощные фигуры, которые имели решающее влияние на формирование интеллектуального уровня университета. Это — Дмитрий Чепур, Иван Записочный, Юрий Ломсадзе, Мотря Братийчук и десятки других. Они формировали новое университетское поколение научных работников и педагогов из числа местных выпускников, которые учили меня и моих ровесников в 70-80-х годах прошлого века.

Именно в то время ректор университета Д. Чепур организовал новое образовательное направление — «физика полупроводников и диэлектриков», интерес к которому в студенчество был чрезвычаен! Меня это тоже увлекло, и мы с однокашниками с огромным интересом посещали лекции Дмитрия Венедиктовича и его последователей — Юрия Попика, Ивана Туряницы, Омельяна Герзанича, Владимира Сливки, Богдана Коперльоса, Дмитрия Семака, Василия Бенцы, Дарии Берчи, Алексея Борца и многих других. Они давали нам знания и заинтересовывали заниматься фундаментальными научными исследованиями в перспективных отраслях.

В то время государство всячески поощряло развитие науки не только в больших городах, где традиционно базировались ведущие научно-образовательные учреждения — Киеве, Харькове, Львове, Днепре, — но и в сравнительно небольших областных центрах — Ужгороде, Черновцах, Черкассах, Ивано-Франковске. Это был правильный и системный подход, который давал возможность развивать научные направления и школы, укреплял и выравнивал интеллектуальную составляющую регионов и сдерживал искусственное разрастание мегаполисов.

«НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКИ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ УжНУ УНИКАЛЬНА, А НАУЧНАЯ ГРУППА ЗАНИМАЕТ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ ПОЗИЦИЙ В МИРЕ»

— Физика — многомерная наука. Вас, выпускника с «красным» дипломом, привлекли полупроводники и диэлектрики. Чем именно?

— Я бы не сказал, что физика полупроводников была моей мечтой. Меня тогда интересовало все! Здесь, как часто бывает в жизни, решающую роль сыграл случай. Каждая кафедра, каждый преподаватель подбирали себе для последующей специализации контингент студентов. На третьем курсе в моей группе проводил лабораторные занятия по общей физике профессор Ю. Попик. При защите последней «лабораторки» он сказал мне абсолютно откровенно: «Если идешь на кафедру физики полупроводников — больше вопросов тебе не задаю». Я согласился и никогда в жизни не жалел о своем выборе. Почему? Во-первых — учиться было интересно. На кафедре работало уже тогда много ученых с мировым именем. Во-вторых, эту кафедру избрали и мои друзья — будущие доктора наук Юрий Ажнюк, Игорь Студеняк, кандидаты наук Игорь Юркин, Татьяна Попик. 

Какой проблематике посвящена ваша научная деятельность? Какое ее практическое приложение?

— Значительная часть моих научных исследований посвящена экспериментальному и теоретическому исследованию влияния внешних факторов (гидростатического и одноосного давления, температуры, электрических полей) и изоморфной замены атомов на физические свойства и фазовые превращения в низкоразмерных конденсируемых системах на основе сложных сегнетоэлектриков-полупроводников. Это научное направление исследований в университете было основано в 1970-х годах профессором О.Герзаничем. Научная лаборатория физики высокого давления кафедры оптики физического факультета на сегодня является уникальной, а научная группа занимает одну из ведущих позиций как в Украине, так и в мире. По результатам многолетних исследований, нами открыт ряд новых полевых эффектов и поликритичных явлений на диаграммах состояния низкоразмерных кристаллов с разным типом дипольного устройства. Рассмотрена возможность использования исследованных кристаллов как рабочих элементов сенсоров температуры, давления, электрических полей, а также устройств для изготовления, записи и обработки оптической информации. Разработаны принципиально новые устройства для обработки и управления оптических сигналов, а также для записи и воссоздания информации в современных информационно-телекоммуникационных системах и технологиях.

«С ПРИХОДОМ В МИНОБРАЗОВАНИЯ Д. ТАБАЧНИКА ВОКРУГ УжНУ НАЧАЛИСЬ ИНТРИГИ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ ЦЕЛЬЮ ПРЕКРАТИТЬ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЕ»

— В бурном для УжНУ 2004 году вы изменили основной вектор своей карьеры — впервые стали проректором УжНУ. Как работалось в те годы?

— Так случилось, что 2003 год был последним размеренным и относительно спокойным перед периодом перманентных потрясений. В мае 2004 года при загадочных обстоятельствах ушел из жизни ректор УжНУ Владимир Сливка, и новым главой вуза стал профессор Василий Русин. Его кадровая стратегия предусматривала омоложение проректорского состава профессорами, возраст которых не достигал 50 лет. Таких оказалось всего несколько людей, в том числе и я. Новый ректор предложил мне должность проректора по учебно-воспитательной работе, но я согласился занять должность проректора по учебной работе. Сформированная в конце 2004 года команда ректора В. Русина поработала всего несколько месяцев. После «Помаранчевой революции» в феврале 2005 года ректором был назначен профессор Николай Вегеш, который тоже предложил мне остаться на должности. Относительно спокойно мы работали до 2011 года. За этот период были открыты четыре новых факультета и свыше десятка новых специальностей.

А что случилось потом?

— После президентских выборов в феврале 2010 года и с приходом в Минобразования Д.Табачника вокруг университета начались интриги, которые имели целью не только «расшатать» вуз, но и прекратить его существование. Своего апогея эта суматоха достигла в 2011 и 2012 годах, когда, несмотря на окончание у М.Вегеша срока контракта, его хотели любой ценой отстранить от должности ректора хотя бы за месяц, за неделю, или же за несколько дней до этого. Коллектив выстоял и непросто выстоял, а доказал обществу, что мы по праву являемся национальным университетом.

После увольнения М.Вегеша (в апреле 2012 закончился срок его контракта) интриганы окунули коллектив в хаос, и определенное время не было кому даже подписать банковские документы на выплату зарплаты. Ежедневные интриги и сплетни разделили коллектив. Фактическое безвластие длилось с месяц. А ситуация — хуже некуда: нехватка средств для выплаты зарплаты, оплаты коммунальных услуг, «целеустремленные» комиссии, проверки. Новый исполняющий обязанности ректора был послушной марионеткой в руках людей, которые поставили себе цель приватизировать университет, и «полокав» коллектив, как ему приказывали. Если говорить откровенно, то спасти коллектив от деморализации и уничтожения Уж НУ как учреждения, нам тогда помог Виктор Балога.

«НЕТ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕФОРМАМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЧЕРА, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ СЕГОДНЯ, И НЕИЗВЕСТНО, КАК ОНИ БУДУТ ОЦЕНЕНЫ ЗАВТРА»

— По моим подсчетам ваш стаж проректора теперь охватывает период правления семи глав МОН? В какой период реформы в высшей школе были самыми продуктивными?

— Когда в начале 2005 года я практически только освоился с должностью проректора, тогдашний министр образования и науки Станислав Николаенко подписал Болонскую декларацию, и началось реформирование системы высшего образования. Суть изменений тогда немногие понимали, «перестраивались» на ходу. Этот период, по моему мнению, был интересным и непростым, но относительно продуктивным. УжНУ во многих вопросах реформирование опережал другие университеты, и это обеспечивало нам поддержку министерства. В последующем каждое новое правительство и новый министр привносили свои новации в реформирование: кто-то — по сути, кто-то ради самого пиара, кто-то сам не понимал, что делает. Считаю, что на каком-то этапе была утрачена логическая последовательность в процессе реформирования системы высшего образования.

Самым сложным является то, что нет четкой взаимосвязи между теми образовательными реформами, которые были вчера, которые предлагаются сегодня, и неизвестно, как они будут оценены завтра. Это — хуже всего, поскольку для успеха каких-либо новаций в первую очередь нужно четко и понятно для всех определить стратегическую цель на длительный период, выписать четкую законодательную базу и финансовое подкрепление для ее реализации, разработать с привлечением практических специалистов тактические методики, а уже потом реформировать отрасль. С первого января нынешнего года заработала новая законодательная образовательная база, и в настоящее время мы разбираемся с тем, как ее применять в своей повседневной работе и внедрять в жизнь. Главным правилом для всех нас должно быть: не навредить!

— Какими видите последующие шаги ради осовременивания вуза, чтобы успешно преодолевать вызовы времени?

— Процесс осовременивания вуза должен происходить умеренно и эволюционно. Рейтинги нашего университета подтверждают позитивные результаты работы сегодняшнего руководства и многочисленного коллектива университета в целом. Времена тоже очень непростые. Но стабильная финансовая ситуация, позитивный психологический климат в коллективе, внедрение новых образовательных программ указывает, что университет развивается в правильном направлении и придает нам оптимизма.

Василий ИЛЬНИЦКИЙ, для «Дня», Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ