Образование без дискриминации. Достичь или, по крайней мере, приблизиться к такой цели взялась Украина во время своего председательства в ОБСЕ. Двигаться в этом направлении решили через обучение молодежи толерантности и правам человека. Поскольку год председательства нашей страны в ОБСЕ подходит к концу, «День» решил посмотреть, как изменилась ситуация и какие вопросы до сих пор требуют решения.
Этническая принадлежность, цвет кожи, возраст, состояние здоровья, социальное положение, сексуальная ориентация, язык общения, религия — это перечень лишь основных признаков, по которым чаще всего происходит дискриминация в образовании. По этому перечню Украина похожа на другие страны Западной Европы, убежден исполнительный директор Нидерландского Хельсинского Комитета Гарри Хюмель. Однако разница в том, как общества разных стран на них реагируют и готовы ли уже сейчас менять свою систему образования, работы и даже мировосприятия, чтобы преодолеть проблему дискриминации.
«Мы часто думаем, что уважение прав других людей приходит автоматически, что это интегрировано в наше мировосприятие и образование, но это не так. У нас в Нидерландах также есть проблема ксенофобии и дискриминации, потому мы постоянно ищем пути, которые лучше всего помогут решить эти проблемы», — рассказывает Хюмель.
По мнению эксперта, на первом этапе в стране должны осознать, что для того, чтобы в обществе уважали и защищали права человека, их прежде всего должны знать. Именно поэтому во многих странах Западной Европы решили: нужны просветительские проекты для взрослых и фундаментальные изменения в системе образования.
«В Нидерландах мы делаем акцент на личность и индивидуальность ребенка. Мы придерживаемся мнения о том, что детей нужно уважать и помогать им в формировании своей личности. Поэтому преподаватель как лидер образовательного процесса не должен действовать авторитарными методами по отношению к детям. Это ведь логично, потому что если вы хотите иметь демократическое общество, где есть уважение к каждому человеку, авторитарные методы в образовании — просто недопустимы», — объясняет Хюмель.
«ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ»
Чтобы внедрить подобные изменения в украинской образовательной системе, в первую очередь, нужно понять: это будет делаться «для галочки» или ради реальных изменений, говорит тренер Всеукраинской образовательной программы «Понимаем права человека» и преподаватель истории гимназии города Гадяч Полтавской области Александр Войтенко.
«Образовательное пространство должно быть лишено дискриминации, а у нас этого нет. Мы имеем антидискриминационную законодательную базу, наполненную шаблонными фразами, а настоящие средства борьбы с дискриминацией отсутствуют», — сказал Войтенко.
Проблема в том, что нет преподавателей, которые бы и сами смогли объяснить, что такое толерантное отношение, согласно действующему законодательству. По словам Войтенко, система подготовки учителей не предусматривает изучение прав человека, а уроки повышения квалификации по данной теме настолько оторваны от жизни, что скорее воспринимаются, как стихотворение, которое нужно выучить наизусть, чем как средство защиты своих прав. «Образование относительно прав человека и недискриминации должно быть массовым, а не выборочным, и практическим, то есть — для ежедневного применения. Также оно должно носить профилактический характер, потому что в настоящий момент мы преимущественно боремся с последствиями, вместо того, чтобы предупреждать возникновение проблем», — объясняет Александр Войтенко.
Опыт других европейских стран показывает: хотя и государству, и общественному сектору удобнее работать с теми, кто страдает от дискриминации, эффективнее направить информационную работу на более широкую аудиторию. Дети, которые ежедневно сталкиваются с этнической или религиозной дискриминацией, и так знают о своих правах, и знают, когда их нарушают. В то же время учителя и весь педагогический коллектив учебного заведения может даже не осознавать, как теми или другими действиями дискриминирует некоторых своих учеников.
ЗАЛОГ УСПЕХА — СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
«Идеально, чтобы желание перемен шло от общества. Правительству нужно вести диалог с ассоциациями преподавателей истории, людей, задействованных в определенных аспектах образования, ведь они могут повлиять на ситуацию», — говорит Хюмель.
По мнению эксперта, в Украине самой сложной является ситуация с дискриминацией по сексуальной ориентации. Одна из причин — это поле наименее развитое законодательно на уровне международных соглашений. Вторая группа по количеству нарушений их прав — это люди с особыми потребностями.
«Достаточно сложно рассчитать, сколько нужно потратить, чтобы гарантировать соблюдение прав человека в стране, но важно помнить, что это расходы, которые покроются. Ведь создав нормальные условия, эти люди сделают свой большой вклад в экономику страны и общество», — считает Хюмель.
ОПЫТ ИРЛАНДИИ
Украина и Республика Ирландия имеют намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд, особенно, что касается дискриминации по сексуальной ориентации. Майкл Баррон — директор организации Belong To («Принадлежать К»), который занимается работой со школьниками, направленной на уменьшение случаев дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества, — рассказывает, что в ирландском обществе, где имеют существенное влияние консервативные традиции католической церкви, затрагивать вопрос об уважении к правам ЛГБТ-личностей считается заранее проигранным делом.
«Мы уже десять лет работаем и достигли достаточно больших успехов. Мы разработали вместе с Министерством образования специальную программу, направленную на то, чтобы сделать школы безопасным местом для ЛГБТ-сообщества. Это притом, что первые четыре года нашего существования представители министерства отказывались с нами сотрудничать», — рассказывает Баррон.
Образовательная программа, разработанная Belong To, проходит ежегодно во всех школах страны в виде информационной кампании, которая обучает старшеклассников толерантности. Баррон считает это доказательством того, что общество становится более открытым. Одна из причин этого — то, что молодые люди начинают все более открыто говорить о своей сексуальности, и тогда в школах возникает потребность поддержать таких учеников. Также работа негосударственных организаций подняла уровень осведомленности в обществе. Впрочем, отвечая на вопрос «Кто главный в борьбе с дискриминацией относительно сексуальной ориентации в школах — негосударственные организации или государство?», Баррон ответил: «Это должно быть партнерство. Чтобы решить этот вопрос, нужно уделять больше внимания теме толерантности в школе. Вопросы общей безопасности — на плечах школы и государства. Задача негосударственных организаций — убедиться в том, что государство делает свою работу».