Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об этике ученого, или Зачем нужна космическая сварка

1 июля, 2010 - 19:36

Воспоминания людей, имеющих непосредственное отношение к исторически значимым событиям, всегда пользовались и, безусловно, будут пользоваться особенным вниманием читателей. Нам всегда интересно знать, чем вызвана необходимость осуществления тех или иных проектов, как развивались события при их реализации. И хорошо, если автор ведет разговор с читателями, не допуская искажения фактов и не рассуждая о вещах, в которых не компетентен.

С этой точки зрения удивляет доктор медицинских наук П.В. Белошицкий, опубликовавший в газете «День» (100—101, пятница — суббота, 11—12 июня 2010) статью «На Луну горными тропами» (Путешествие в полувековое прошлое). В этой статье речь идет о том, что в 1966 г. на Эльбрусе был выбран кратер «...в качестве испытательного центра для приближенного моделирования некоторых условий жизни на Луне». Излагаются мероприятия, связанные с освоением этой площадки. Я не собираюсь анализировать здесь роль автора в проведении описываемых работ. Но меня поразила удивительная беспардонность П.В. Белошицкого, когда он говорит об академике Б.Е. Патоне, о сварке в космосе. Чтобы не быть голословным приведу авторский текст без искажений.

«Проектировать «лунное» жилище и готовить панели для его сборки решили сами. Во-первых: кто нас лучше знает, что нам нужно; во-вторых: не хотели обращаться на уровень Б. Патона — чтобы не «напороться» на очередной запрет. (Тем более, что сварки металлов и даже тканей на «Луне» мы не планировали, считая ее чрезвычайно опасной... Когда я проходил отбор и подготовку в отряде космонавтов, слышал, что Б. Патон усиленно «пробивал» в отряд — если не ошибаюсь — Фартушного для осуществления впервые в мире космической сварки. Позже Борис Патон добился своего. Ну и что — до сих пор сварка в космосе никому ни разу не потребовалась».

Странные рассуждения человека с ученой степенью доктора наук. Вряд ли кто-то, кроме него, осмелится упрекнуть Б.Е. Патона в бюрократизме и каких-то «очередных запретах» на проведение научных исследований и экспериментов. Будучи ученым-легендой с мировым именем, Б.Е. Патон всегда устремлен в будущее. Так было и с развитием работ по сварке в космосе. Поэтому весьма неуклюжим является заявление П. В. Белошицкого «неоднократно обжегшись с космической тематикой на Б. Патоне...». Да и трудно представить, что у Б.Е. Патона и П.В. Белошицкого могли возникнуть какие-то общие проблемы, а тем более трения в области космической сварки.

Теперь несколько слов об утверждениях автора, что «...до сих пор сварка в космосе никому ни разу не потребовалась». Уместно напомнить, что Сергей Павлович Королев еще в начале 60-х годов предложил Борису Евгеньевичу Патону создать инструмент, который позволил бы в будущем осуществлять в космическом пространстве как изготовительные, так и ремонтные работы.

Под непосредственным руководством Бориса Евгеньевича начались широкомасштабные исследования и разработки в этом направлении. Одновременно с этим меня и еще троих научных сотрудников Института электросварки рекомендовали включить в отряд космонавтов для подготовки полета с целью проведения экспериментов по сварке в космосе. После специальных медицинских обследований в отряд зачислили только автора этих строк.

Впервые в мире сварку в космосе 16 октября 1969 года осуществил В.Н. Кубасов на борту космического корабля «Союз-6». В ходе эксперимента произведена сварка образцов различными методами с использованием универсальной автоматизированной установки «Вулкан», разработанной и изготовленной в Институте электросварки им. Е.О. Патона. Результаты эксперимента были подробно освещены в отечественной и зарубежной печати. В 1973 г. в США на орбитальной станции «Скайлеб» тоже был успешно проведен эксперимент по автоматической электронно-лучевой сварке и резке металлов.

Особый интерес для работ на перспективных космических аппаратах представляет сборка и неразъемное сварное соединение конструкций оператором, снаряженным в космический скафандр. 25 июля 1984 г. напряженная работа большого коллектива ученых, инженеров, космонавтов завершилась успешным экспериментом в открытом космосе. С. Савицкая и В. Джанибеков провели испытание универсального инструмента (УРИ), осуществив операции резки, сварки, пайки и нанесения покрытий. Отметим и то, что в 1979—1989 гг. был осуществлен целый ряд экспериментов по испарению металлов и осаждению пленочных металлических покрытий на образцы конструкционных материалов на орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7», «Мир». А экипажи станции «Салют-6» неоднократно восстанавливали работоспособность ее отдельных узлов с помощью пайки.

Мы все ближе подходим к созданию обитаемых объектов на Луне. Должны быть разработаны и надежные инструменты для изготовления крупногабаритных конструкций непосредственно в условиях космоса. Учитывая длительные сроки функционирования таких сооружений, растет интерес и к проблемам их ремонта и восстановления.

С уверенностью можно сказать, что сварке и сопутствующим ей технологиям принадлежит будущее не только на Земле, но и в космическом пространстве.

Владимир ФАРТУШНЫЙ, президент Общества сварщиков Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ