Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Объединение вокруг потребностей

Пастор протестантской церкви Петр ДУДНИК рассказал «Дню», как изменился Славянск и его жители после года мирного неба
19 августа, 2015 - 10:46
«МЫ ДАЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПАКЕТ С ПРОДУКТАМИ И ГОВОРИМ: «МЫ СДЕЛАЛИ ДОБРО, ПОТОМУ ПОЙДИ К СОСЕДУ И ПОДЕЛИСЬ С НИМ ЧАСТЬЮ — СДЕЛАЙ ДОБРО БЛИЖНЕМУ», — РАССКАЗЫВАЕТ ПЕТР ДУДНИК ОБ ЭЛЕМЕНТАХ БОРЬБЫ С «ИНТЕРНАТОВСКИМ» МЫШЛЕНИЕМ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПЕТРОМ ДУДНИКОМ

В апреле прошлого года Славянск вспыхнул огнем войны. Боевые действия в городе длились около двух месяцев. Пастору протестантской церкви «Добрая весть» Петру Дуднику удалось одному из первых организовать эвакуацию мирных жителей. Впоследствии он и его команда начали вывозить людей из других городов, раздавать пострадавшим гуманитарную помощь и помогать в восстановлении разрушенных домов. Когда стало понятно, что разовые поездки не решали всех проблем, пастор и единомышленники решили создать Миссионерскую школу для прифронтовых территорий, где добровольцы после специального месячного обучения едут на помощь в прифронтовые Петровское, Попасную, Золотое, Мироновское, Светлодарск, Авдеевку, Красногоровку.

Недавно исполнился год, как над Славянском воцарилось мирное небо. На въезде в город открыли мемориал в память об украинских военных. О восстановлении города и душ его жителей, понижении градуса ненависти и повышении уровня ответственности славянцев — в разговоре с пастором-волонтером Петром ДУДНИКОМ.

«ЛЮДИ ПОЧУВСТВОВАЛИ ВКУС — ТРУДИТЬСЯ, БЕРЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ГОРОД»

— Как сегодня идет процесс восстановления города и какова роль власти в этом?

— Если вы сегодня приедете в Славянск, то даже сразу не поймете, что здесь была война. Есть районы, конечно, которые отстроены немного меньше, но все социальные объекты: школы, детсады — отреставрированы. Многоэтажки с крышами и пластиковыми окнами говорят о том, что восстановление идет. Местная власть что могла, от себя сделала. В большинстве этим всем занимались церкви, волонтерские организации, благотворительные фонды. Очень много городов откликнулось на призыв о помощи, поэтому могу сказать, город двигается даже не понемногу — идет достаточно хорошее движение на восстановление.

— Кроме разрушенных домов, город подвергся духовно-моральному разрушению. Что помогает горожанам и его переселенцам отстраивать эту «крепость»?

— Сближение. Добро друг другу — сближает горожан и дает возможность находить взаимопонимание между собой вместо того, чтобы спрашивать, за кого ты сейчас или за кого ты был. Следующий шаг, когда появляется доверие между людьми, в правильном направлении строится и любовь к Родине, родной земле, происходит осознание украинской идентичности. Ведь нельзя жить в ненависти, даже если она заслужена, и ты конкретно знаешь, кто причинил боль тебе или твоим родным. Если ты живешь в ненависти, то сам себя разрушаешь. Поэтому если вы приедете в Славянск, увидите, как город заставлен билбордами «Прощайте, ї вам буде прощено», «Хто робить добро, той від Бога», «Той, хто ненавидить іншого, — вбивця». Это все говорит о прощении и том, что нужно идти навстречу друг другу.

— Каким образом волонтерские группы могут способствовать в восстановлении этой внутренней разрухи среди жителей Славянска и прифронтовых городов?

— С нашими волонтерами мы имеем две конкретных цели: погасить градус ненависти людей и сформировать ответственность человека за себя, свой дом и свой город. Первое происходит по простой схеме — сделать добро для кого-то. Мы даем человеку пакет с продуктами и говорим, мол, мы сделали добро, поэтому пойди к соседу и поделись с ним частью — сделай добро ближнему. Или, например, мы привозим шифер мужчине, у которого разбит дом, и говорим: мы готовы тебе помочь, но бабушке мы тоже даем шифер, поэтому давай так: ты сначала покроешь крышу у бабушки, а затем себе. Сначала человек думает, что не согласившись, он этого не получит, но когда он делает бабушке добро, с ним что-то происходит. Потом начинает помогать другому соседу, дальше — еще другому.

Вторая ключевая идея — сформировать ответственность. Например, в Мироновском очень много разрушенных домов — все в плохом состоянии, никто ничего не убирает. Люди по вечерам просто пьют водку и смотрят телевизор, а днем идут получать помощь от разных волонтерских групп, в частности и у нас. У человека формируется такое мнение: я здесь бедный, вы должны дать мне то, почему вы этого не дали... А если бы мы вдохновили людей скоординироваться, выбрать территорию и попробовать разобрать завалы? И когда мы это делаем, — в Библии еще написано: «Трудящийся достоин пропитания», — мы со своей стороны даем этим людям пакеты с едой. Это логично и нормально. Мэру города идея понравилась. Мы собрали около 30 местных жителей вместе с мэром, выбрали дом на улице Ленина и начали вычищать. Работа шла хорошо, поэтому люди почувствовали этот вкус  — работать не просто за что-то, а трудиться, беря ответственность за свой город, делать его лучше и чище.

Когда человек делает такие вещи, у него снижается «градус» ненависти и появляются совсем другие эмоции. Такое дело объединяет не вокруг политических взглядов, а вокруг человеческих потребностей.

ОБ «ИНТЕРНАТОВСКОМ МЫШЛЕНИИ»

— На каком уровне сейчас «градусы» ответственности и ненависти в Славянске?

— Эта атмосфера начала меняться. Очень многие люди активизировались. Для меня показательным является то, что не власть или еще кто-то, а сами люди теперь организуют субботники по очистке парка, красят столбы, стены, приводят в порядок остановки или еще что-то. Это проявляется в пустяках, но шаг за шагом и качества ответственности формируются. Это и раньше понемногу изменялось, но не в таком количестве. То, что люди видели и чувствовали во время войны, заставило их изменить свое мировоззрение, начать мыслить по-другому. Это не означает, что, чтобы такое произошло, должна начаться война, должно произойти сильное потрясение. Война как раз этим стала.

— В одном из интервью вы сказали, что война открыла определенную специфику людей на Востоке. В чем она заключается?

— Когда люди живут в своем городе и никогда не были за его пределами, у них формируется «интернатовское мышление». Это как раз одна из причин этой войны. Детей из «интерната», которые сломались, система учит абсолютной безответственности. Человек становится постоянно обиженным на кого-то, формируется чувство, словно ему кто-то что-то должен, ведь он жил в «таких» трудностях. А когда вырастает и выходит из «интерната», весь мир, который тебе ничего не должен, говорит, мол, добро пожаловать в реальность. Сломанный человек опускается в криминалитет, начинает всех ненавидеть, красть, бить и т.п. И тогда кричат: «Россия!», «Путин, помоги!» — вместо того, чтобы сказать: «Я буду трудиться, я буду честно делать, и таким образом я и мой город может подняться».

Хотя такой способ присущ не только людям с Востока. Он начал формироваться, когда нам читали сказки об «Иванушке-дурачке», «По щучьему веленью» и другие. Выходит, нужно ничего не делать, и все у тебя будет. Это формируется с детства, дальше человек вырастает и кричит: «Путин, помоги!» — или в другую сторону: «Европа, помоги!» — вместо того, чтобы взять ответственность за свой дом, за свой город и попросить у Бога мудрости, чтобы своими руками сделать что-то красивое. Это большая проблема.

«УРОК ПРОСТОЙ — АБСОЛЮТНО НИКТО НЕ ХОЧЕТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТИПА МЫШЛЕНИЯ»

— Ваша цель как раз и является путем к выходу из такого мышления?

— Это часть выхода. Мы делаем еще проект «От семьи к семье», с помощью которого за последний год мы помогли детям из АТО пожить на Западной Украине, в Германии, Польше, Чехии, США. Понятно, что они возвращаются с другим мышлением и видением мира, культуры.

— Какие уроки войны усвоили для себя жители Славянска?

— Урок один и очень простой — абсолютно никто не хочет боевых действий, независимо от типа мышления. Это все усвоили. Хотя есть люди, которые живут с мышлением «ДНР».

— И как они живут в Славянске?

— Много не говорят, но я думаю, шаг за шагом их способ мышления будет изменяться. Однако нужно быть честным: если мужчина воюет на стороне «ДНР», а женщина здесь, то она будет мыслить так, как он.

— Среди людей, которым вы помогаете, есть как те, кто в дальнейшем поддерживает «ДНР», так и люди проукраинской позиции. Как происходит процесс понимания, нахождения общего языка?

— Я учу людей не смотреть телевизор, потому что сегодня это большое зло, которое промывает мозги. После этого «вдруг» оказывается, что можно найти намного больше общего друг с другом чем того, что нас разъединяет. Если человек более мудрый, то он уклоняется от конфликтных вопросов, потому что знает, что они не приносят никакой пользы. Они пытаются помочь друг другу в разных ситуациях, и это дает им выйти на хороший уровень доверия, потом можно передать свою точку зрения. Это все процесс, который не происходит за один день. Но он идет и достаточно успешно в городе и прифронтовых зонах.

— Вы когда-то говорили, что работали над брендом города и придумали слоган: «Славянск — город счастливых семей». Каким сегодня вы видите Славянск после войны?

— Война, конечно, ударила по этому, немного разъединив семьи полосой на уровне мышления или восприятия ситуации. Но Славянск все равно остался таким же — город счастливых семей. В атмосфере все больше крепких семей и улыбок.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ