Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образование на вырост

Какие навыки стоит сейчас прививать школьникам, чтобы подготовить их к неизвестному будущему
18 декабря, 2020 - 11:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вместо кружков юннатов родители отдают детей на робототехнику, а вместо тенниса — на уроки по скорочтению. Это дань моде, погоня за трендом, что каждый ребенок должен быть уникальным, чуть ли не вундеркиндом, а если нет — то родители непременно превратят его именно в такого умника. Некоторые из взрослых реализуют на своих детях бывшие несбывшиеся мечты, устраивая их в различные секции и редко интересуясь тем, а что, собственно, интересно их ребенку или дошкольнику?

Все для чего? Считают, что вкладывая средства, эмоции и силы в детей сейчас, получат успешных людей на выходе. Возможно, в некоторых случаях так оно и есть. А если нет? Как утверждают психологи, современные родители готовят детей к миру, который на время взросления детей станет позавчерашним. Несмотря на то, что время от времени мы слышим прогнозы от международников — скажем, экспертов Всемирного экономического форума, какие именно профессии будут востребованы на рынке труда через 10 — 15 лет, — стопроцентно угадать не получится.

Поэтому психологи советуют развивать в детях универсальные навыки и черты характера, которые помогут им выжить, стать успешными и счастливыми в неизвестном пока будущем. Скажем, научить ребенка доверию и уверенности в себе, поддерживать их, на первый взгляд, нелепые идеи (на ошибках все же учатся) и прививать свободолюбие. Вроде бы банальные вещи, но без них двигаться вперед, убеждены специалисты, невозможно.

«День» расспросил своих экспертов, какие же черты характера следует развивать у детей сейчас в проекции на будущее? Пока не известно, будет это успешный айтишник или дизайнер, но хотелось бы заложить основы основ, которые пригодятся в любой ситуации — в каком бы мире мы ни жили... Также важно понимать, какие навыки может (и может ли вообще) дать современным детям нынешняя забюрократизированная школа, когда еще у школьников контролируют форму одежды?

«ШКОЛА ПРЕДЛАГАЕТ ВЧЕРАШНИЕ ЗНАНИЯ»

Эксперт по образованию Виктор ГРОМОВЫЙ в возможности школы не верит. Он критически относится к идеям Новой украинской школы, хотя эта реформа как раз ставит целью развивать у детей математические, читательские и познавательные компетентности, чего раньше в школьном образовании не было вообще и на что делают ставку европейские страны. «Проблема в том, что современное образование — это «кот в мешке», — объясняет он. — Потому что нам придется учиться на протяжении всей жизни и получать какие-то новые знания. Школа же предлагает вчерашние знания. К тому же требует от детей тянуть груз неподъемных знаний, как одевать костюм не по размеру! Должно быть hi teach в мире hi tech. Пора строить действительно новую школу, в которой дети учатся: «как думать», а не «что думать»; получают «равные возможности», а не приучаются к уравниловке; осознают потребность в обучении на протяжении всей жизни, а не усваивают что-нибудь раз и на всю жизнь; активно воспринимают новые знания, а не зазубривают «вчерашние»; понимают, что мир разнообразен и можно быть «не таким, как все», а не склоняться к единообразию; развивают в себе информационную культуру, а не пассивно и некритично воспринимают информацию; включаются в развитие горизонтальных партнерских связей, сетевого взаимодействия, а не зацикливаются на вертикальных иерархических связях.

Ведь ценна не проверка заученного нами из выбранного вами за нас содержания образования, а умение понимать, анализировать, синтезировать, то есть мыслить, и практические навыки — активного решения проблем, критического отношения к информации, использование компьютерных сетей и других компетенций, по материалам Марка Пренски. Ведь ТОП-5 навыков 2025 — это аналитическое мышление и инновации; активное обучение и учебные стратегии; решение комплексных проблем; критическое мышление и анализ; креативность, оригинальность, инициатива».

Учат ли этому в нынешней школе? Риторический вопрос. И есть ли кому учить навыкам будущего, если большинство педагогов, к сожалению, учились по советским шаблонам. Кто смог перестроить себя на новый лад и научился понимать потребности поколения зуммеров, родившихся в эпоху гаджетов и информационных технологий, — тому отдельное спасибо. Младшее поколение учителей гибче к переменам, готово к новым форматам обучения, но таких тоже пока немного.

Дети должны иметь право на собственное мнение, их не надо угнетать. Если ребенок будет подавлен, то даже выучившись на айтишника, со светлой головой, он не сможет применить эти знания, потому что не сможет о них заявить. Хорошо, если ему удастся найти свое место в жизни, а если нет — то где эти знания применять? Так же — дизайнер: сегодня модно быть брендом, быть собой, выгодно отличаться от других, заявлять обществу о себе. Но многие, имея фантастические возможности для самореализации, не могут себя реализовать, так как были нарушены границы между детьми и родителями, когда те могут сказать, что ты никто или занимаешься ерундой, — отмечает Ольга Сайфулина. — И очень хорошо, когда родители приходят с детьми лет 14 — 15, потому что понимают, что им следует знать, какие способности у ребенка, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь родители пять лет учились, еще столько же ходили на работу, и получается нестыковка. Когда есть возможность выбрать с психологом, анализом, с проверкой на себе — это замечательно. Скажем, родители предлагают приготовить кофе или сделать копию бумаг на работе, где работают их друзья. Если ребенок берется за такие вещи с радостной готовностью — значит, это его сфера. Надо что-то попробовать на вкус, на запах, надо вовремя уловить, что ребенок именно к этому имеет определенные способности

Фактически, чтобы готовить детей к жизни, надо сначала переучить учителей. Они должны понять, что зазубренные знания и каллиграфический почерк — это отнюдь не гарантия успешной карьеры. По мнению заместителя директора лицея «Универсум» Марка Бобровского, определяться с правильным направлением развития образовательным заведениям сейчас помогают... аудиты.

«Именно в таком ракурсе изучается педагогическая деятельность во время проведения институционального аудита школ. Аудиторы рекомендуют то, что нужно изменить или сделать в учебном заведении. Ведь цель аудита — это квалифицированные рекомендации по улучшению образовательной деятельности. Теперь хоть начали говорить о компетентностном подходе в преподавании и педагогике партнерства как необходимой составляющей преподавания», — добавляет Марк Бобровский. Однако в целом перечень требований к детям будущего у него созвучен с тем, который уже озвучил «Дню» Виктор Громовый.

«Прежде всего нужно развивать в детях так называемые мягкие навыки: умение работать в команде, сопереживание, умение налаживать сотрудничество. Это понадобится в будущем. Кроме того, современная школа может и должна развивать критическое мышление, умение находить нужную информацию, умение анализировать и проследить причинно-следственные связи. Это обязательные навыки для детей в будущем», — отмечает педагог и добавляет, что, к сожалению, нынешняя школа не способна в полной мере развивать указанные вещи.

НУЖНЫ ДОВЕРИЕ И ПОДДЕРЖКА

Ольга САЙФУЛИНА, детский и семейный психолог, также убеждена, что на школу как институт не стоит полагаться — она ??сама не делает этого и другим тоже не советует: «Например, у моей дочки классная руководительница — молодая, это ее первый класс после института, она настолько толерантна к детям, так взвешенно хвалит их, что я просто удивляюсь. Я работаю с учителями старше 40, вижу, что им это все трудно, они делают все по старой схеме, как их учили в школе и вузе. Когда работала с директорами школ, то слышала от них, что есть учителя-звезды и есть обычные, которые просто достойны хорошей оплаты. А ведь многие педагоги стали учителями, потому что была соответствующая династия, и это тоже было насилие над детьми, они пошли в пединститут не потому, что хотели. Не следует перекладывать все на школу — она ??может научить каким-то азам. Я работаю со старшеклассниками и вижу, что учителя не предъявляют к ним вообще никаких требований: хочешь учиться — учись, не будешь на уроке — просто скажи. И дети это понимают и пользуются этим».

«Что касается кружков — мои дети на них не ходят. Они будут на них ходить и выбирать позже, когда это будет осознанный выбор. Я пока вожу их на мастер-классы, которые им интересны. Это продолжается несколько часов, ребенок не устает, и женщины не выматываются, бегая от одного кружка к другому. И непонятно — зачем детям эти кружки. Кружки помогают формировать характер, развивать какие-то творческие способности — это действительно нужные в жизни вещи. Но если не научиться строить отношения и ценить себя, то ничего не поможет», — добавляет Ольга.

Она отмечает ключевые тезисы, о которых пишут и рассказывают на лекциях авторитетные психологи: нужно поверить в ребенка, дать ему право выбора и развивать его способности к тем учебным предметам, которые даются лучше всего.

«Дети должны иметь право на собственное мнение, их не надо угнетать. Если ребенок будет подавлен, то даже выучившись на айтишника, со светлой головой, он не сможет применить эти знания, потому что не сможет о них заявить. Хорошо, если ему удастся найти свое место в жизни, а если нет — то где эти знания применять? Так же — дизайнер: сегодня модно быть брендом, быть собой, выгодно отличаться от других, заявлять обществу о себе. Но многие, имея фантастические возможности для самореализации, не могут себя реализовать, так как были нарушены границы между детьми и родителями, когда те могут сказать, что ты никто или занимаешься ерундой, — отмечает Ольга Сайфулина. — И очень хорошо, когда родители приходят с детьми лет 14 — 15, потому что понимают, что им следует знать, какие способности у ребенка, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь родители пять лет учились, еще столько же ходили на работу, и получается нестыковка. Когда есть возможность выбрать с психологом, анализом, с проверкой на себе — это замечательно. Скажем, родители предлагают приготовить кофе или сделать копию бумаг на работе, где работают их друзья. Если ребенок берется за такие вещи с радостной готовностью — значит, это его сфера. Надо что-то попробовать на вкус, на запах, надо вовремя уловить, что ребенок именно к этому имеет определенные способности».

По мнению Ольги Сайфулиной, помимо этих основ нынешним детям не хватает еще одной важной составляющей воспитания, которой избегает и школа, и родители: «Сейчас много значит сексуальное воспитание. Дети обесценивают друг друга с помощью непонятных для них слов. А сексуальное воспитание дает возможность развиваться в соответствии с возрастом ребенка. Это не раскроется впоследствии, как полагают родители, дети закончат школу и будут постепенно все познавать. Эта табуированная тема передается дальше. По родителях я вижу, что, несмотря на множество различных книг по этой теме, они не будут читать их сами для себя и не будут читать своим детям, если были какие-то психотравмы в детстве, они ничего не смогут дать ребенку, потому что им стыдно, или вообще начинают кричать на детей», — объясняет психолог.

Кстати, некоторые школы сейчас обращаются к специалистам, чтобы те проводили со школьниками периодические занятия на тему сексуального образования.

Конечно, это все ремарки к глобальному процессу воспитания детей. Кому-то это пригодится, кому-то нет. Бывает, что кому-то удается сменить профессию в 40 лет и дать фору знакомым, открыв собственное дело. Многое зависит от внутренних ресурсов человека. Как пример — знакомая рассказывала, как ее мама стала дизайнером глянцевых журналов в 60 лет, самостоятельно освоив программы и графику, теперь женщина учит также дочь слепой печати на компьютере. Впрочем, один совет сработает наверняка — верьте в своих детей!

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ