Невысокая черноволосая девушка поправляет на лице очки и поднимает руку. На запястье сверкает браслет из вулканической лавы, который удачно контрастирует с карими глазами его обладательницы. Ученики сидят группами (по четыре) и повторяют за ней «прием». Класс затихает. Мы в начальной школе Александра в Букит Мера (Сингапур). Этот прием называется «дай пять»: учитель поднимает руку, за ним повторяют ученики — это позволяет сосредоточиться. Черноволосая девушка, которую зовут Чен Цзинцзин, — преподавательница китайского языка.
«Какой трюк вы сегодня покажете?» — спрашивают меня дети перед уроком. «Я не волшебница, но делаю все возможное, чтобы заинтересовать детей учить китайский», — говорит Чен.
За неделю до этого Чен раздавала «Оскары» тем, кто лучше показал групповую сценку на китайском. Сегодня переоденутся в ханьфу — традиционные китайские костюмы и устроят чайную церемонию. Ученики рассказывают, что приближение к культуре помогает лучше углубиться в изучение языка.
В соседнем классе на уроке математики проверяют уравнения — ученики передают тетради соседям по парте. После сигнала учителя происходит групповой разбор ошибок.
В образовательных кругах бытует слово «сингапурить» — весело и нестандартно проводить урок. К приемам кооперативного обучения по сингапурской методике относится «дай пять» — концентрация внимания с поднятой рукой учителя. Также «мотивационный вопрос»: в начале урока задается главный вопрос, который описывает проблему, причем не обязательно из учебной программы, а ученики выражают свои мысли, делятся аргументами. Стоит назвать также «парную игру»: класс разбивается на пары, задача каждой пары — дать развернутый ответ на мотивационные вопросы. У «партнера 1» есть три минуты, «партнер 2» его слушает, не перебивая. Далее продолжает «партнер 2». После окончания упражнения учитель просит всех «номеров 1» подытожить два ответа и высказаться перед всем классом. «Смешение пар» предусматривает музыкальный перерыв, в течение которого дети двигаются по классу. Как только музыка закончилась, ученик находит себе пару и продолжает обсуждение с новым коллегой. Музыка — не элемент развлечения, она придает уроку динамики, разнообразит процесс. «Партнерство» — работа в команде из четырех детей, сидящих за одним столом (две соединенные парты). Дети в такой команде являются партнерами «партнеры по лицу», «партнеры по плечу».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕЧТА
Меритократия — принцип управления, когда место человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не происхождением, — основной принцип образования в Сингапуре. Сингапурские дети имеют равные возможности для успеха независимо от расы и религии.
Сингапур проводит уникальную четырехъязычную политику в области образования, в соответствии с которой английский язык предлагается как первый, а один из трех других родных языков (китайский, малайский и тамильский) — как второй язык в национальной программе. Ожидается, что все школьники, начиная с первого класса начальной школы, станут билингвами. Главным инициатором «англизации» образования Сингапура выступил первый премьер-министр Республики Сингапур, один из создателей сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю. Он говорил: «Сингапурцы должны научиться жонглировать английским и мандаринским (китайской)».
Образование в Сингапуре довольно прагматичное и основывается на смеси восточных и западных культур. Преподавание происходит в формате дискуссий. Экзамены обязательны для определения уровня подготовки, поэтому им уделяется особое внимание.
В 2012 году министр образования Сингапура Хэн Сви Кит очертил четыре представления о «сингапурской образовательной мечте»: Каждая школа — качественная, каждый студент — привлечен, каждый учитель — заботливый педагог, каждый из родителей — партнер. Автор книги «Обучение в Сингапуре: сила парадоксов» Пак Тее Нг, который родился и вырос в Сингапуре, называет ключи к успеху образовательной системы страны. Среди них — высокие стандарты (Сингапур поддерживает строгие академические нормы и высокую культуру экзаменов), профессиональный капитал (в Сингапуре работают высококвалифицированные преподаватели и директора — правительство инвестирует значительные средства в профессиональное развитие и разрабатывает систематические карьерные пути для преподавателей). Также автор акцентирует внимание на высоком статусе образования (в Сингапуре существует культура, в которой образование ценится родителями и обществом), подотчетность (в Сингапуре разработаны высокие стандарты подотчетности в школах — существует высокоразвитая система школьной самооценки в сочетании с национальной системой наград для школ).
Сингапур готов разрабатывать и осуществлять политику в области образования, которая принесет плоды лишь через 5, 10 или даже 20 — 30 лет, то есть работает на долгосрочную перспективу. Министерство образования Сингапура информирует учебные заведения о политических намерениях. Государство принимает смелые решения на уровне системы, когда это необходимо для стимулирования и поддержки дальнейших реформ.
СЕРЬЕЗНЫЙ ОТБОР И УЧИТЕЛЬСКАЯ ПРИСЯГА
Профессия учителя в Сингапуре — одна из самых престижных и популярных. Генеральный секретарь Союза преподавателей Майк ТИРУМАН говорит, что главные составляющие успеха в профессии учителя — это первичный отбор, приобретение необходимых навыков, получение знаний, имеет большое значение также характер будущего преподавателя. При подготовке преподавателей в Сингапуре происходит взаимодействие между региональными управлениями и департаментами образования.
Майк Тируман отмечает: «Сингапур разработал модель профессионального роста учителей (TGM), в рамках которой учитель воспринимается как бриллиант. Эта модель повышения квалификации стимулирует преподавателей постоянно учиться, брать на себя ответственность за профессиональный рост и благополучие».
Программа TGM готовит этически воспитанных преподавателей, которые готовы к переменам, способны учиться вместе с учениками и создать хороший коллектив.
— Чтобы стать учителем, выпускнику школы необходимо войти в 30% лучших по результатам государственных экзаменов в 12 классе. Затем кандидат проходит собеседование в Министерстве образования и Государственном институте образования (NIE), чтобы быть отобранными на обучение по педагогическим программам. На каждую позицию преподавателя обычно претендуют от восьми до десяти кандидатов. Министерство образования обеспечивает высокую оплату труда преподавателя (средняя зарплата школьного учителя в Сингапуре — $ 60 000 в год. — Авт.), поэтому профессия достаточно престижная. Учителя имеют право на 100 часов повышения квалификации ежегодно, которые оплачиваются Министерством образования», — рассказал Майк Тируман.
В Сингапуре педагоги перед первым в карьере занятием присягу учителя. Звучит она cледующим образом: «Мы, учителя Сингапура, обещаем, что будем верны нашей миссии — раскрывать лучшие качества в наших учениках, мы будем примерно выполнять свои обязанности, будем вдохновлять наших учеников быть преданными и полезными гражданами Сингапура; мы будем продолжать учиться и передавать любовь к учебе нашим ученикам; мы будем завоевывать доверие, поддержку и сотрудничество родителей и общества, чтобы успешно добиться нашей цели».
ОБСЕ назвала Сингапур страной с самым эффективным школьным образованием в мире. Теперь местные школы ставят новую цель — сделать учеников жизнерадостными и позитивными.
По словам директора Raffles Institution Фредерика Ео, системе школьного образования пора менять главную цель и позаботиться о самочувствии детей. Теперь школам рекомендуют отказаться от стандартизированных экзаменов, особенно в начальных классах, и сосредоточиться на общем развитии личности каждого ребенка.
В Сингапуре все больше школ переходят на систему «положительного обучения». Ее главная цель — создать школьную культуру, которая поддерживает доверительные отношения с детьми. Такой подход фокусируется на преподавании конкретных навыков, которые помогают ученикам получать положительные эмоции, повышать личную устойчивость, осознанность и вести здоровый образ жизни
Педагогическая практика учителей руководствуется философией учебной программы Сингапура, которая инкапсулирует убеждения братства учителей о преподавании и обучении, согласно которой каждый ученик находится в центре образовательных решений.
Журнал The Economist в статье, посвященной результатам PISA 2015 года, отмечает: «Когда государство тратит 50 тыс. долларов и более на каждого ученика, дальнейший рост расходов на образование не гарантирует роста качества».
В Сингапуре — ведущей стране по результатам теста PISA 2018 требования к уровню подготовки учителей очень высоки. Анализируя результаты PISA, эксперты приходят к выводу: в странах с лучшими показателями у учителей есть время и возможности для самосовершенствования и качественной подготовки к урокам. Общество относится к ним как к профессионалам, а заработок растет не из-за влиятельности профсоюза, а именно благодаря личным достижениям.
ЛИДЕРСТВО — ВАЖНЕЙШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Школа Раффлес (Raffles Institution), основанная в 1823 году — одна из самых престижных в Сингапуре. Это независимое учебное заведение, сосредоточенное на воспитании в учениках лидерских качеств в интересных им сферах. Философия школы предусматривает, что лидерство — это важнейший образовательный результат, который должен быть целенаправленно развит. Все дети имеют потенциал, чтобы стать лидерами, а не просто пассивными учениками.
Программа по воспитанию лидерских качеств — обязательная часть обучения в средних и старших классах Raffles Institutios. После нескольких блоков занятий дети выбирают одну из позиций в списке социальных проектов. Ученики приобщаются к избранному проекту — наблюдают, участвуют в работе и помогают решать внутренние проблемы. Они могут попасть в правительство или библиотеки, даже уехать в другую страну. Главное — понять, каким образом устроен процесс работы на собственном опыте, подумать, как его можно изменить.
ОБСЕ назвала Сингапур страной с самым эффективным школьным образованием в мире. Теперь местные школы ставят новую цель — сделать учеников жизнерадостными и позитивными.
По словам директора Raffles Institution Фредерика Ео, системе школьного образования пора менять главную цель и позаботиться о самочувствии детей. Теперь школам рекомендуют отказаться от стандартизированных экзаменов, особенно в начальных классах, и сосредоточиться на общем развитии личности каждого ребенка.
В Сингапуре все больше школ переходят на систему «положительного обучения». Ее главная цель — создать школьную культуру, которая поддерживает доверительные отношения с детьми. Такой подход фокусируется на преподавании конкретных навыков, которые помогают ученикам получать положительные эмоции, повышать личную устойчивость, осознанность и вести здоровый образ жизни.
«БАНКА БОЛИ»
Мать двоих детей из Сингапура Леза Кленк говорит, что никогда не поднимает руку на своих детей и не повышает голос — вместо этого она разработала свою систему наказаний и поощрений. Для плохих поступков существует «банка боли», куда дети кладут штраф из своих карманных денег. Если ребенок шумит утром, будит кого-то или не выполняет домашнее задание до игры, она кладет в банк один сингапурский доллар. Наименьший штраф (50 центов) налагается, если ребенок, например, не уберет посуду. За каждую оставленную на полу вещь дополнительно взимается 10 центов. Если дети спорят между собой, то мама отправляет их гулять на один или два часа, отнимает у них ключи и закрывает входные двери. Так Леза борется с излишней энергии у детей. Когда они серьезно провинились — не выполнили уроки, мама забирает у них гаджеты. Кленк говорит, что благодаря этой системе дети реже ведут себя плохо, поскольку осознают последствия своих поступков. Но женщина предупредила тех, кто хочет воспользоваться ее системой: «Список проступков» не нужно делать слишком большим, иначе это приведет к чрезмерному контролю.
Министерство образования Сингапура ввело во всех школах страны трудовую 10-минутку. Каждый ученик независимо от возраста убирает закрепленные за классом территории. К числу таких территорий относятся классные комнаты, коридоры и столовая. В обязанности сингапурских школьников входит уборка мусора, полив цветов, влажная уборка помещений в течение десяти минут.
ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТЬ И СТРЕСС
Сингапурские дети получают доступ к гаджетам с интернетом раньше всех остальных в мире. Уже в восемь лет у сингапурского ребенка есть свой собственный девайс и доступ к сети. Недавнее глобальное исследование Google показывает, что в целом в мире дети получают такую ??возможность в десятилетнем возрасте.
В опросе Google приняли участие 400 родителей и 200 преподавателей. Из них 96% сказали, что их беспокоит онлайн-безопасность несовершеннолетних пользователей. Только половина опрошенных родителей довольны тем, как основные аспекты кибербезопасности освещаются в школе. В свою очередь, 76% учителей считают, что родители недостаточно прорабатывают эти вопросы с ребенком дома.
Тем временем, ученики престижных школ Сингапура стали чаще обращаться за помощью к психологам из-за стресса, связанного с обучением. Институт психического здоровья (ИПЗ, Institute of Mental Health) провел исследование среди сингапурских учеников: дети и подростки жалуются на повышенную тревожность и депрессивные расстройства, вызванные волнением в школе. Эксперты уточняют, что эта проблема может быть следствием не только образовательной системы, но и отношения близких, а также самого ученика к себе.
В отделении института, которое занимается психологическими проблемами детей от 6 до 18 лет, отмечают, что за период с 2012-го до 2017 года зарегистрировано более 24 тыс. новых обращений за помощью. Доктор Лим Чун Гуан, старший консультант и заместитель начальника департамента психологии развития ИПЗ, говорит, что за последние несколько лет среди пациентов клиники возросло число учеников из престижных школ Сингапура.