На прошлой неделе Министерство экономики Украины внесло свои предложения в проект Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке. Одним из приоритетов государственной политики нашего государства в развитии образования определено создание рынка образовательных услуг. В советские времена из- за отсутствия рыночных отношений экономической деятельности в образовательных учреждениях не было, речь шла только о финансировании отрасли. Начальник управления по вопросам человеческого развития Министерства экономики Украины Юрий Витренко сказал «Дню»: «Экономическая деятельность учебных заведений является значительно более широким понятием, чем финансовое обеспечение отрасли. Сегодня в государстве уже существует определенный рынок образовательных услуг, механизмы функционирования этого рынка следует еще изучать и совершенствовать». Учебные заведения сегодня выступают «производителями» и «продавцами» образовательных услуг, а воспитанники, ученики, родители, студенты — потребителями. Первые формируют предложение на образовательные услуги, а вторые — спрос. Роль регулятора на рынке образовательных услуг выполняет цена, ориентирующая всех участников рынка образовательных услуг на поиск оптимальных, в том числе и с экономической точки зрения, параметров деятельности учебных заведений. Исходя из этих рассуждений, структуру базовых принципов финансирования образования целесообразно изменить — основным методом должно стать финансирование учебных заведений на основе показателя стоимости обучения одного ученика (студента), а не сметного, бюджетного финансирования. При таких подходах даже государственное финансирование образовательных услуг начинает действовать по законам рынка, так как учебное заведение, являющееся более привлекательным для обучения и в котором в связи с этим будет большее количество учеников или студентов, от государства получит больше средств. Сегодня мы говорим об экономической деятельности образовательных заведений еще и потому, что расширяется рынок платных образовательных услуг (изучение дополнительных предметов в детских садах и школах, платная форма обучения в высших учебных заведениях), а также появляются такие формы пополнения бюджета учебных заведений, как частичная сдача в аренду помещений школ, использование транспорта заведений в выходные дни для получения прибыли и т.д.
В замечаниях министерства предлагается к методам финансирования образования причислить также метод выделения грантов для получения образования в высших учебных заведениях, поскольку Конституция гарантирует своим гражданам бесплатное образование в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях, но в последних — только на конкурсной основе. Кроме того, Минэкономики не соглашается с тем, что профессионально-техническое образование должно переориентироваться на выполнение заказов конкретных субъектов ведения хозяйства и финансироваться только за счет их средств, так как эта система образования требует обязательной поддержки государства. Для улучшения бюджетного финансирования этого звена образования в Доктрине предлагается отметить, что ответственность за финансирование получения полного общего среднего образования учениками профессионально-технических заведений следует возложить и на местные бюджеты.
По мнению Министерства экономики, объем финансирования образования не стоит привязывать к процентам валового внутреннего продукта. Предлагается период, на который разрабатывается Доктрина, разбить на три этапа с определением длительности каждого и постепенно приближать показатели объемов государственного финансирования образования к средним показателям стран Европейского Содружества, сначала — до 50%, потом — до 75% и наконец — до 100%.
Юрий Витренко сказал «Дню», что знания, получаемые выпускниками украинских учебных заведений, к сожалению, еще не стали конкурентоспособным «товаром» на европейском рынке труда и что целью украинской системы образования должно стать приближение уровня образовательного потенциала населения Украины как по количественным, так и по качественным показателям к промышленно развитым странам мира.