Когда осколок проникает в тело человека, он образует своеобразную воронку и узкий канал. Может остановиться, обжигая все вокруг, или пройти навылет, оставив временную полость, иными словами — дыру. Врачи определяют три зоны повреждения: канал, зоны контузии мягких тканей и коммоции (или молекулярного сотрясения). Это тяжелая травма, которая приводит к болевому шоку, значительной кровопотере, массивному повреждению тканей человеческого организма. Многих наших бойцов с передовой привозят в Винницкий военно-медицинский клинический центр с осколочными повреждениями. Выдержать боль от полученных травм по силам не всем. В этом не раз убеждался начальник клиники челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, отоларингологии и глазных болезней полковник медицинской службы Александр ВАРЧЕНКО. Вместе с коллегами он поставил на ноги не одного раненого, тела которых изрешетили осколки.
— Вынимать все сразу невозможно, потому таким пациентам помощь предоставляется поэтапно, — делится секретами практики врач. — Честно признаться, трудно осознать, что в настоящее время в XXI веке людей убивают из оружия, которое использовали еще во время Первой мировой войны. В то же время противник применяет пули со смещенным центром, разрывные, которые, попадая в тело, имеют невероятное разрушительное действие! Иногда случается, что осколок прошел навылет, «перемолов» на своем пути не только мягкие ткани но и кости. Применение такого оружия — это нарушение всех международных конвенций о правах человека, а вытерпеть боль, шок, страдания — просто нереально.
В Винницком госпитале, невзирая на псевдоперемирие, хирурги ежедневно спасают жизни за операционным столом. И как бы парадоксально это не звучало, благодаря войне военные медики не только защитили честь «белого мундира», но и получили уникальную практику, шанс стать лучшими, настоящими профессионалами.
— Вот смотрите, этот парень попал к нам в конце лета прошлого года, — показывает фото Александр Варченко (он имеет уникальную коллекцию фотографий клинических случаев). — У него был винтообразный перелом правого бедра, перелом левой верхней конечности и многочисленные переломы альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей с вывихами и подвывихами зубов. Иными словами, в результате осколочного поражения челюсть и зубы были разбиты. Пока мои коллеги «складывали» руку и ногу, мы удаляли поврежденные зубы и зашивали раны. Сложность заключалась в том, что на левой щеке уже был послеоперационный рубец (лечился в Днепропетровске), вследствие этого мягкие ткани лица не растягивались, то есть были малоподатливыми. Операций было несколько. После лечения боец вернулся домой с красивой улыбкой и новыми белоснежными зубами.
Еще у одного пациента осколок попал в щеку, а застрял... за ухом, при этом не зацепил лицевой нерв. Операция была длительной. Мы изъяли осколок, зашили рану. К счастью, у парня сохранены все подвижные функции на лице. Да и рубцы на голове почти незаметны.
Сложнее оказалась операция у молодого парня из Западной Украины, которому осколок разбил верхнюю челюсть, повредил дно гайморовой пазухи и носовую полость. Было выполнено несколько операций по восстановлению внешнего вида и функций лица. Шрамы остались, но они почти незаметны.
Уже из опыта можно сказать, что чаще всего пули и осколки поражают открытые, незащищенные участки тела. И хоть наши бойцы одеты в каски и бронежилеты, случаи поражений челюстно-лицевых участков достигают 10 %.
О своих пациентах Александр Варченко может рассказывать часами, потому что каждый из них для него герой.
— Сила духа наших ребят вызывает уважение и гордость. Невзирая на ранение, сложную реабилитацию, они опять рвутся на передовую. Хотя есть такие, которые уже никогда не смогут воевать, — признает полковник медицинской службы. — В свое время читал, что Великую Отечественную выиграли именно благодаря раненным, которые после выздоровления во второй раз вернулись на фронт. Они уже имели боевой опыт и знали врага в лицо. Так, вероятно, будет и в этот раз. Обстрелянные ребята имеют не только желание воевать, они знают, что делать и как.
Если верить данным, которые недавно обнародовала Организация объединенных наций, то украинские бойцы чаще всего имеют ранения нижних конечностей — это 60 %. А случаи поражений головы, шеи, грудной клетки и живота превышают 37 %. В целом за время конфликта в Украине было ранено 13 тысяч бойцов, большинство — осколками.