Один электронный учебник вместо нескольких бумажных может облегчить рюкзак школьника на пять-шесть килограммов. Также благодаря ему можно просматривать анимации или видеоролики как приложение к материалу урока. Как это выглядит на практике, проверяют в столице, где осенью запустили пилотный проект по использованию цифровых учебников. На данный момент он охватывает пятиклассников в 14 школах. Чтобы знать, куда двигаться дальше, Департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской госадминистрации провел соцопрос среди родителей, детей и учителей «Изучение мнения респондентов относительно перехода учебного процесса на электронные учебники».
По данным Центра научно-образовательных инноваций и мониторинга, проводившего исследование, большинство из 258 респондентов «за» электронную версию учебников. Только есть условие: ими школьников должно обеспечить государство, так считают 64% родителей. Родительско-государственное партнерство одобряют 28% опрошенных, лишь 2% согласны покупать гаджеты за свой счет.
Теперь в образовательном департаменте должны определиться, продолжать ли эксперимент. Как прокомментировал «Дню» заместитель директора департамента Сергей Саввин, кроме мнения родителей и учителей, изучают позицию врачей и других специалистов. В целом, город планирует наращивать масштабы проекта. Конечно, если хватит средств, потому что на приобретение 386 носителей для «пилота» Киев потратил почти пять миллионов гривен.
НЕДОСТУПНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА
Однако выложить в открытый доступ цифровую версию учебника, чтобы ее могли скопировать другие школьники, не принимающие участия в пилотном проекте, невозможно. Для этого Департамент образования и науки КГГА должен обладать авторскими правами на программное обеспечение или содержание учебника. Как объясняет Сергей Саввин, тендер на установление программ в закупленные городом гаджеты выиграло ООО «Вива Рабене», авторские права — тоже у него. И это, пожалуй, наибольшая проблема.
Соучредитель общественного объединения «Родительский контроль» Зоя Звиняцковская объясняет, что сейчас авторские права на содержание учебников принадлежат издательствам, а не Министерству образования и науки. Без этого выкладывать электронную книгу в открытый доступ МОН или столичный образовательный департамент не могут. Другая проблема — у министерства нет программного обеспечения для электронных учебников. Так же не существует специального ІТ-отдела, который бы этим занимался.
Лилия ГРИНЕВИЧ: Мы планируем запустить большую онлайн-платформу, где будем собирать интерактивные учебные материалы. То есть дадим издателям новые возможности разрабатывать качественный образовательный контент. Однако для этого необходимо провести много нормативной работы, в частности пересмотреть санитарные правила и нормы для школ. Сейчас решаем этот вопрос
«Электронный учебник — это не PDF-скан бумажного учебника, это интерактивная программа, которую кто-то должен создать, и кто-то должен уплатить за это деньги. Минобразования должно иметь подразделение разработчиков интерактивных учебников, чего в данный момент нет. Если подсчитать, то это может быть экономнее, чем печатать учебники, — добавляет Зоя Звиняцковская. — Если родители сами их купили, им это окупится за школьные годы учебы, поскольку часто приходится докупать учебники за собственные средства».
РЕШЕНИЕ — ЗА ШКОЛОЙ
Пользоваться на уроке е-учебниками официально еще нельзя, потому что нет соответствующих приказов или распоряжений «сверху». Напомним, что рекомендованные изменения для разгрузки программ начальной школы вызвали безумное сопротивление у педагогов. То же самое может случиться с внедрением электронных учебников. Но Зоя Звиняцковская резко замечает, что в этом случае мнение педагогов мало значит: «Центром современной системы образования является ребенок, все делается так, чтобы ему было удобно. Если дети получат современные, качественные и интегрированные учебники за небольшие деньги, вопрос готовности учителей не должен вставать вообще».
Кстати, интересно услышать мнение собственно педагогов. Жаль, что заказанный КГГА опрос показывает ответы учителей и родителей общей статистикой. По мнению Юрия Шукевича, председателя Ассоциации школ города Киева, за электронными учебниками — действительно будущее школьного образования, но необходимо продумать вопрос санитарно-гигиенических норм, потому что утром и до обеда ребенок будет пользоваться гаджетом с мелким шрифтом.
«Школа должна принимать собственное решение о целесообразности электронных учебников, — добавляет Юрий Владимирович. — Одно дело, если это покупается городом для всех, другое дело — избирательно родителями. Если школа будет оказывать давление на родителей, они начнут жаловаться. То есть в тех школах и классах, где есть государственное пилотное финансирование, это переходит в разряд технических средств обучения, и это уместно. Где бюджетом это не обеспечивается, возникает коллизия».
МОН ИЗМЕНЯЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ С ИЗДАТЕЛЯМИ
В Минобразования не против перехода на цифровые учебники. Как прокомментировала «Дню» руководитель ведомства Лилия Гриневич, сейчас меняют формат сотрудничества с издателями: наряду с печатанием бумажных учебников они будут передавать министерству электронную версию книги, которая будет в свободном доступе.
«Параллельно мы планируем запустить большую онлайн-платформу, где будем собирать интерактивные учебные материалы. То есть дадим издателям новые возможности разрабатывать качественный образовательный контент. Однако для этого необходимо провести много нормативной работы, в частности пересмотреть санитарные правила и нормы для школ. Сейчас решаем этот вопрос, — добавляет министр образования и науки. — Очевидно, что закупку именно электронного учебника мы берем на себя — издатели будут предоставлять нам электронные версии книг, которые мы будем закупать. Другое дело — гаджеты. На мой взгляд, задача государства — создать возможности для использования электронных учебников, а техническая составляющая постепенно станет требованием времени, которую не будет необходимости обеспечивать на государственном уровне. По крайней мере, не широкомасштабно».