Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обучение ради себя, а не диплома

В Украине растет мотивированность студентов к обучению в вузах
27 октября, 2020 - 12:08
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украинских студентов в очередной раз опросили о мотивах обучения в вузах, приоритетах в выборе профессии, заведения и т.п. Какими ценностями руководствуются украинские студенты, выбирая профессиональный путь, учебное заведение, чего ждут от высшего образования? Об этом «Дню» рассказала эксперт по вопросам образования неправительственной организации CEDOS Татьяна ЖЕРЕБКИНА.

— Татьяна, растет ли у поступающих мотивированность к обучению, многие ли еще выбирают высшее образование ради диплома и традиции?

— Мы проводили исследования с исследовательским агентством Info Sapiens. Опросили две тысячи студентов и студенток первого курса бакалаврской программы дневной формы обучения во всех областных центрах и небольших городах, которые поступили на базе полного общего среднего образования. Результаты — репрезентативны для всех городов Украины. В 2016 году мы исследовали социально-экономический портрет студентов: почему они идут получать высшее образование, каково их материальное обеспечение и т.п., а сейчас акцентировались на переходе из школы в университет — почему выпускники школ после окончания школы выбирают такую траекторию, как украинский университет.

Что касается мотивации, то данные соответствуют тем, которые мы получили в 2016 году: основной ориентир — дальнейшее трудоустройство. Так говорит 59% — они хотят получить хорошую работу с высокой заработной платой. 45% ориентировались на то, чтобы получить знания и навыки для выбранной профессии. Это означает, что они уже определились, кем бы они хотели работать, и теперь считают, что им нужно получить квалификацию и опыт. Названы еще такие мотиваторы, как личностный рост — 33%. Также были и не совсем мотивированные студенты: 35% поступили, чтобы получить диплом, 16% — чтобы почувствовать опыт студенческой жизни, столько же — чтобы переехать в город, потому что настояла семья. Надо отметить, что респонденты могли выбрать несколько ответов. В конце концов, ориентация на будущее трудоустройство и желание развития — это довольно положительные результаты.

Вы также обращали внимание на вопрос года перерыва после школы, насколько это важный год, ведь 12 месяцев — это много, кому хочется «терять» время?

— Чтобы иметь более полную картину, мы также спрашивали об отношении студентов к году перерыва, поступлении за границу и профтехобразовании. Из первокурсников 84% даже не рассматривали вариант, чтобы взять перерыв после школы. Под перерывом мы не имеем в виду ничегонеделание: это делается с целью подучиться и сдать ВНО, или разобраться в выборе профессии, или поехать за границу на стажировку. В обществе есть стереотип, что за год перерыва после школы молодой человек все забудет и перехочет учиться. Нужно менять этот ориентир и рассматривать его как год возможностей — чтобы потом эффективнее вложить свои ресурсы в обучение, сделать более осознанный выбор.

Что касается поступления за границей, то, в связи с пандемией, это стало сложнее сделать. Среди тех, кто начал учиться на первом курсе бакалавриата, 82% вообще не планировали поступать за границу. Среди тех, кто все-таки хотел учиться за рубежом, но остался в украинском университете, основной причиной невыезда за границу стала несостоятельность финансовая, или незнание языка, или не разобрались с информацией, опоздали.

Какими критериями руководствуются выпускники школ в выборе вуза?

— Большинство ориентируется на обучение — через специальность, которая там есть (40%), 36% — на престижность учебного заведения, 28% поступили, потому что в выбранном вузе — высокое качество обучения. Были такие факторы — возможность попасть на бюджет (15%), близость к месту жительства — 19%. Стоит ли говорить о некоторых неравенствах. Выпускники школ из сельских местностей или маленьких городков не имели другой опции, как переезжать в другой город, чтобы получать высшее образование. В условиях карантина это неравенство усугубляется, так как снижается возможность передвигаться. Здесь можно вспомнить наболевшие дискуссии об отмене ВНО. Я бы хотела подчеркнуть неприемлемость даже такого обсуждения, потому что ВНО предоставляет равные условия для участия в конкурсе. С другой стороны, сейчас, к счастью, заявление на конкурс для поступления в вуз подается в электронном формате, что значительно облегчает процедуру.

Почему абитуриенты выбирали те или иные профессии — по каким критериям?

— Поступают на специальность потому, что им это интересно, ориентируясь на профессию (48%), критерий престижности отметили 34%, возможность получать высокие зарплаты — 27%. Еще треть выбирали специальность, которая более понятна для них. Был менее осознанный фактор: 16% первокурсников кто-то посоветовал определенную профессию.

Отмечу, что, к сожалению, сегодня нет факторов влияния на мотивацию старшеклассников — некоего инструмента от государства, который бы помогал делать осознанный выбор. В школах если и проводится профориентация, то тесты не являются полезными или информативными для школьников. Возможно, они подтвердили чей-то выбор, но не помогли разобраться с ним. И вообще человеку нужно высшее образование. С другой стороны, дети ориентируются на трудоустройство, однако у них нет информации о запросах на рынке труда. Несколько лет Минобразования предлагало ввести мониторинг трудоустройства выпускников университета. Это дало понимание, какой университет предоставляет возможности для дальнейшего эффективного трудоустройства, есть ли связь с работодателем, обеспечивается ли практика и т.п. Этого пока нет, этот инструмент нужно внедрять.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ