В течение нескольких — столь коротких и столь долгих дней
— мы жили на побережье Адриатического моря, вдоль которого курсирует электричка.
Если ехать на север, то через 40 минут можно добраться в Равенну, если
на юг — еще быстрее попадаешь в Римини. Для человека, который в Италии
впервые, это звучит подобно сказочному: «Направо пойдешь — добудешь лампу
Аладдина, налево — прекрасную спящую царевну». И все обещанное сбывается
— без обмана.
Малые города и городки Запада, а особенно Италии, имеют
для меня необычную привлекательность. Ведь наша история создавалась преимущественно
в столицах (своих или чужих), а ценить сокровища, накопленные в небольших
городках, мы научились слишком поздно, собственно говоря, после того, как
уничтожили едва ли не все. В Италии не так. Там каждое старинное поселение
доселе отображает тот или иной период долгой истории страны и потому является
большим музеем под открытым небом. Один из таких городов — Римини (120
тыс. жителей), упомянутый в «Божественной комедии» великим Данте.
Там я оказалась в будний день, вечером. Первым, что увидела
на площади Трех мучеников (когда-то и сегодня коммерческий центр города),
была статуя, копия с античной, римского императора Августа, скромно стоявшего
у газетного киоска на пересечении улиц. Площадь, как и весь исторический
центр, плотно застраивалась в эпоху Ренессанса — храмами, дворцами, замками,
публичными зданиями. Однако гордостью города является арка Августа. Это
одна из древнейших, дошедших до нас, арок Римской империи. Она построены
в 27 г. до н.э. в честь реставрации одной из дорог, связывавших Рим с провинциями.
Эти дороги пережили Римскую империю, а также все следующие строи — они
до сих пор, уже более 2000 лет, «возят» на себе путешественников. Никакой
мистики здесь нет, просто дороги прокладывали тогда на «подушках» из каменных
плит толщиной до 90 см. Хорошо сохранилась и арка Августа с ее благородными
пропорциями, стройными полуколоннами и декор в форме голов-барельефов богов
и быков. Она создает вокруг себя густой аромат минувшего величия, влияя
на зрителя, подобно машине времени. Невдалеке — остатки античного амфитеатра,
где когда-то на представления собирались все без исключения жители провинциального
городка, включая плебс.
Если от площади Трех мучеников, где стоит на карауле римский
император, свернуть вверх по парадной улице шириной в три метра, то выйдешь
на мост, перекинутый через речку несколькими изысканными арками. Его строительство
было закончено в 21-ом году, во времена императора Тиберия. Того самого
Тиберия, при правлении которого в далекой римской провинции, в Иерусалиме
распяли на кресте Иисуса Христа. Об этом сообщают Евангелия. Древний мост
подвергался капитальному ремонту всего один раз, после того, как в 580
году одну из его опорных арок разрушили готы.
Когда на город опустилась ночь, на другом старинном форуме
Римини, на площади Кавар открылась ярмарка книг и прикладного искусства.
Залитая ярким светом площадь превратилась в гигантскую сцену, украшенную
великим мастером. Живописные стены средневековой крепости, фасады роскошного
палаццо, романские аркады сеньории (начало ХIV в.) служили кулисами и задником,
а в центре играл струями фонтан «Шишка пинии». На мраморных столах величественной
арочной колоннады (бывший рыбный рынок) разместилась выставка книг; на
временных прилавках всеми цветами радуги светились изделия из серебра,
майолики, дерева, фарфора — посуда, фантасмагорические маски, удивительной
формы жбаны и кубки, рыцарские латы и т.п. Вокруг бурлила космополитическая
толпа статистов, а посреди площади, на высоком пьедестале сидела фигура
папы Павла V и по-философски, немного снисходительно, смотрела на странное
ночное представление. Однако нам давно пора было спешить домой.
Творческие и архитектурные богатства Римини, накопленные
в течение многих веков в храмах и музеях, невозможно даже перечислить в
небольшом материале. Одно сокровище, впрочем, грех не вспомнить — это доброжелательность
и любезность его жителей. На вопрос «Как пройти?» итальянцы обычно не ограничиваются
ответом — они берут тебя под белы рученьки и ведут, пока не поставят «на
курс». Там неудобно зайти в любое помещение, даже в лифт или туалет, и
не поздороваться с присутствующими; там только какой-то одиночный мизантроп
не улыбнется незнакомому человеку при наименьшем удобном случае. Еще один
пример. В небольшом кафе неподалеку от площади-ярмарки я купила чашечку
кофе и, на свою беду, перевернула ее, садясь за столик. Хозяйка мгновенно
подошла, мгновенно, с улыбкой, убрала содеянной мной безобразие, а потом
принесла второй кофе. И как я не настаивала — отказалась взять за него
деньги. Мне почему-то кажется, что все это является следствием влияния
на людей той красоты, среди которой они живут с деда-прадеда. А может с
точностью до наоборот? Может красота является здесь результатом, а не фактором?