Для столичных жителей наиболее актуальными коммунальными проблемами остаются плохое отопление и холодная вода. Об этом свидетельствует статистика, предоставленная общественной организацией «Жилищно-коммунальная инспекция «Нашей Украины», согласно которой 20,5% жалоб киевлян приходится именно на плохое отопление, а 7,4% — на полное отсутствие горячей воды. Проблема становится тем острее, что надвигаются серьезные холода — украинский Гидрометцентр обещает до 15—20 градусов мороза уже в ближайшие дни. Как же согреться, не прибегая к помощи обогревателей, «народных» средств и общественных организаций?
Существует документ, который называется «Правила оказания населению услуг по водо-, теплообеспечению и водоотведению», утвержденный Кабинетом Министров еще 30 декабря 1997 года. В этих правилах есть подпункт, посвященный показателям предоставления услуг и уменьшению платы за них в случае снижения их качества. Там прописано, что горячая вода должна поставляться бесперебойно (и летом тоже), либо по заранее составленному горадминистрацией графику. Называться горячей может только та вода, температура которой составляет не менее +50 градусов по Цельсию. Если по истечении 15 минут после того, как вы открыли кран, вода не приобретает предусмотренную температуру, то плата за нее полагается следующая: от +45 до +49 градусов — 90% платы; от +40 до +44 градусов — 70% платы. Ежели температура вашей «горячей» воды ниже +40 градусов, то вы вовсе не должны за нее платить. Перерывы в подаче горячей воды допускаются не больше, чем 6 часов и не чаще, чем два раза в месяц. За каждый день нарушения норматива плата уменьшается на 3,3% месячной платы.
Есть также отопительные нормативы. Так, температура воздуха в жилом помещении во время отопительного сезона должна составлять не меньше +18 градусов, в комнатах — +20 градусов. За каждый градус отклонения от нормы в рамках от +18 до +12 градусов плата за отопление уменьшается на 5% платы за период отклонения. При понижении температуры в помещении ниже +5 градусов плата снимается. Перерывы в отоплении допускаются не больше 12 часов в сутки и только один раз в месяц. За каждый день нарушения норматива оплата опять же уменьшается на 3,3% месячной платы.
Как же восстановить справедливость? В письменной форме вызовите представителя жэка и подпишите акт-претензию потребителя. Если представитель исполнителя услуг не явился на встречу или отказался подписать акт, бумага считается действительной в том случае, если ее подписали три жильца того же дома. Исполнитель услуг должен в течение 50 дней решить вопрос о перерасчете размеров платежей или дать потребителю аргументированный отказ. Контроль выполнения правил возложен на местные управления по защите прав потребителя и заместителей глав местных администраций, которые отвечают за жилищно-коммунальную сферу. Если не поможет — обращайтесь в суд. Жэки «любят» судиться не больше, чем простые граждане, также не по душе им получать меньшую плату за услуги. Поэтому есть шанс на устранение неисправности.