Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одинокая Лыбедь

Ко Дню Киева памятник основателям города должен быть восстановлен полностью
29 апреля, 2010 - 00:00
ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ РАЗРУШЕНИЕ, КОНСТРУКЦИЮ УСИЛИЛИ: ФИГУРЫ БУДУТ СТОЯТЬ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ В ВИДЕ БУКВЫ «Н» / ПЕРВУЮ СКУЛЬПТУРУ ПАМЯТНИКА «ПАРЯЩАЯ ЛЫБЕДЬ» УСТАНОВИЛИ ВСЕГО ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОКА ЧТО ФИГУРА СЕСТРЫ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ МОНУМЕНТА ПО ЦВЕТУ: ОНА КРАСНО-КОРИЧНЕВАЯ, А ЛАДЬЯ — ТЕМНО-ЗЕЛЕНАЯ. НО ЭТО СКОРО ИСПРАВЯТ

В ее честь названа река, несколько улиц, станция метро в Киеве, а также известное украинское издательство. Речь идет о легендарной сестре братьев Кия, Щека и Хорива — Лыбеди. Из летописей о ней знаем не так много: была замужем за остготским королем Германарихом. Если верить легендам, муж обвинил жену в супружеской измене и безжалостно казнил. Тогда возмущенные братья покойницы объявили войну королю и смертельно его ранили. Но как бы то ни было, Лыбедь и ее братья вошли в историю не благодаря личным поступкам, а потому, что считаются основателями Киева.

Памятник в честь трех братьев и их сестры по праву можно считать одним из визуальных символов столицы. На днепровской набережной он стоит еще с мая 1982 года. Именно тогда состоялось его официальное открытие, которое было приурочено к 1500-летию Киева. Стоял бы он еще и до сих пор, если бы не досадный случай — в феврале скульптура обрушилась. К счастью, городская власть не медлила с ее восстановлением. Недавно скульпторы реставрировали фигуру Лыбеди. Пока еще она одиноко стоит в лодке на набережной. Воссоздать монумент в полной красоте мэрия обещает ко Дню Киева. Если ничего не помешает, то на будущей неделе на ладье установят фигуру Кия, а фигуры Щека и Хорива еще реставрируют в мастерских.

Один из создателей композиции, заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко, в интервью газете «Курьер» рассказал, что и мысли не допускал, что эта конструкция когда-нибудь вот так внезапно разрушится. «Задумывали ее на долгие годы. Другое дело, что заказ необходимо было сделать быстро — в течение одного года. Возможно, что-то не учли. Чтобы скульптура была легче, выбрали медь: из бронзы сделать ее быстро почти невозможно, она слишком тяжела для утонченной конструкции. У подножия лодки и скульптур братьев залили бетон. Части фигур делали из гипса, потом обшивали медными листами. Гипс после этого удаляли. Фрагменты скульптур соединили с помощью особенной сварки, — вспоминает Николай Фещенко. — Когда сказали, что будут делать копию из бронзы, я огорчился. Сказал, что это неправильно и даже опасно. Бронза тяжелее, этот постамент мог бы не выдержать, и памятник вскоре опять бы завалился. Неправда, что медный недолговечен. В Италии многие медные памятники стоят по 100 лет, и ничего».

Как считают архитекторы, памятник Лыбеди и ее братьям — едва ли не единственный в столице, который не вызывает противоречий и сомнений по поводу эстетической и исторической значимости. Поэтому и отношение к нему должно быть соответствующее.

— Важность достопримечательности определяют часто персоналии, которые ее создали. Если идет речь о художниках высокого калибра, а такими я считаю Василия Бородая и Николая Фещенко, которые работали над монументом, то соответственно и культурная роль скульптуры очень высока, — подчеркнула архитектор Лариса Скорик. — Кто-то может считать ее менее или более модерной, но все это является искусством. Учитывая персоналии скульпторов, бесспорно, это удачное художественное произведение, заслуживающее того, чтобы существовать долго и воспитывать поколения в эстетическом духе, чего не скажешь о тех скульптурах, которые появились в Киеве за последние 20 лет. Мне очень жаль, что скульптура разрушилась, но это не смертельно, и все будет исправлено. Единственное, что волнует, это слишком запущенное место вокруг скульптуры. Сам парк, расположенный рядом, больше напоминает место для бездомных людей. А он вместе со скульптурной композицией заслуживают более открытого доступа. Лодка над водой выглядит намного лучше, чем псевдореалистичные Щеки и Хоривы на Майдане. Сравнивать эти скульптуры просто невозможно. Художественный уровень Лыбеди заслуживает, чтобы как можно дольше служить многим поколениям. Поэтому нужно сделать все, чтобы ее отреставрировать и восстановить.

Хорошо, что власть так быстро нашла средства на реконструкцию памятника, ведь, согласитесь, сегодня основная отговорка, почему в столице не делаются многие другие дела — это отсутствие средств в городском бюджете. Но почему-то так заведено у нашего народа, что ценить что-то начинаем только тогда, когда теряем. А разве таким должно быть отношение к историческим и архитектурным памятникам?

Инна ФИЛИПЕНКО, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ