Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одна велодорожка — на все Запорожье

Как местные активисты убеждают власть обустроить инфраструктуру для двухколесников
17 июня, 2016 - 11:49

Вопрос велоинфраструктуры в Украине уже давно не новый — миллионы велосипедистов не могут чувствовать себя на дороге безопасно из-за отсутствия даже примитивных велодорожек и велопарковок в крупных городах, не говоря о меньших населенных пунктах. В этом вопросе Запорожью гордиться и быть образцом для наследования, к сожалению, не приходится. Однако в последнее время появляется надежда на перемены благодаря мощному движению активистов, которые не дают о себе забыть ни жителям города, ни местной власти. «День» пообщался с велоактивистом Александром Раликом, одним из руководителей организации «Запорожье Велосипедное», о проблемах и перспективах создания в городе велоинфраструктуры.

«Основная наша задача: разделить понятие велоспорт и велодвижение — часто их путают, — говорит Александр Ралик. — Велосипед — не только спортивное средство, но и средство для передвижения. Мы прежде всего продвигаем велосипед как транспорт, поскольку велоспорт развития не требует. Обсуждаем само создание велосипедной инфраструктуры в городе, чтобы люди могли ежедневно ездить на работу, на учебу, в магазин и тому подобное, — заменяли другие виды транспорта более экологическим вариантом».

ПОСТОЯННОЕ НАПОМИНАНИЕ

Активисты велодвижения напоминают горожанам и местной власти о себе постоянно — ежемесячно велосипедисты устраивают протестную акцию «Критическая масса» и ежегодно принимают участие в организации «Велодня». «Не замечать отсутствие велоинфраструктуры уже невозможно, — объясняет Александр Ралик. — Город увидел, что велосипедисты есть, и на них нужно обращать внимание. «Критическая масса» призвана собрать как можно большее количество велосипедистов, чтобы показать обществу и местной власти, что нас много, и нам также нужна велоинфраструктура. В нашем городе велосипедистов, согласно исследованию, не менее 146 тысяч».

С бывшей местной властью решить вопрос инфраструктуры для велосипедистов активисты не смогли, поскольку мэр города Александр Син только соглашался с требованиями велосипедистов, не принимая никаких мер, хотя при нем даже создали рабочую группу по развитию велоинфраструктуры.

«Когда создавали рабочую группу, в нее включили меня и Сергея Винника как основоположников «Запорожья Велосипедного», — отмечает Александр, — но через несколько недель нас исключили из нее, потому что мы задавали слишком много неудобных вопросов. Остались работать люди, которые занимаются досугом на велосипеде и велоспортом, то есть те, кто разбирается немного в других вещах. Это все нужно, но ведь рабочая группа по созданию велосипедной инфраструктуры ни спортсменам, ни тем, кто ездит на «покатушки», не нужна. Соответственно, результатов работы у этой группы не было».

В конце концов, одну велодорожку в одном из жилмассивов Запорожья сделали, правда, назвать ее так трудно, поскольку она ничем не отличается от тротуара, только выложена красной плиткой и не имеет никаких отметок или разграничителей от пешеходной части. «Та велодорожка не соответствует нормам, — добавляет активист. — Она должна быть отдельно от пешеходной зоны. Эта велодорожка не решает никаких транспортных задач. Велодорожки нужны в местах, где реально ездят, или рядом с ними. Транспортное движение более насыщенное в центре, соответственно, начинать необходимо оттуда, где больше всего людей».

ДЛЯ ВЕЛОДОРОЖЕК — ДОРОГИ, А НЕ ТРОТУАРЫ

В «Запорожье Велосипедном» идеи создания велодорожек на тротуарах не воспринимают, поскольку велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения, к чему нужно привыкать автомобилистам, к тому же, по правилам дорожного движения, велосипедистам запрещено выезжать на тротуар, как и автомобилям.

«На проспекте Соборном (главная артерия города. — Авт.) часть полосы постоянно запаркована, почему бы вместо этой «лишней» части дороги не сделать велодорожку? — размышляет Александр Ралик. — Ширина проспекта это позволяет, на ней вообще можно взлетно-посадочную полосу устроить. По европейским нормам, ширина полосы должна составлять три метра, по действующим украинским — 3,5 метра. Если у нас с 2018 года они начнут действовать в Украине, то на большинстве улиц можно спокойно отбирать эти полметра в пользу велосипедистов».

Также Александр говорит об отсутствии в городе удобных велопарковок. «Велопарковки в основном ставит бизнес и такие, которые не гарантируют, что двухколесник не украдут, — это те, в которые вставляется колесо. Лучше делать стойки, к которым рама прикрепляется к велосипеду замком, — говорит Александр. — У нас таких велопарковок немного, но мы пытаемся осуществлять разъяснительную работу с представителями бизнеса».

ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ

Сейчас активисты предлагают власти четыре проекта велодорожек в центре Запорожья — на проспекте Соборном и еще на трех улицах, параллельных ему. Все проекты недавно представил на заседании чиновников велоактивист Алексей Добряков. «Нам говорили не о том, как это можно сделать, а почему этого нельзя делать, — рассказывает о реакции власти предержащих Алексей. — Нам рассказывали, почему нельзя убирать эти нелегальные парковки на улицах, почему нельзя суживать полосы, даже то, что водители взбунтуются и придут в мэрию с факелами, если запретят парковки на обочинах. Слышали все, что угодно, но не предложения, как это лучше сделать. На комиссии ЖКХ депутаты кивали головами, говорили, что это нужно делать, но не за счет дороги, а на тротуаре. Главное — дело все-таки двигается, диалог идет, и мы будем прилагать все усилия».

Мы послали в Запорожский горсовет запрос относительно существующих проектов велодорожек в Запорожье и получили ответ: «Никаких обращений относительно рассмотрения проектных предложений по построению велодорожек, согласования проектных решений относительно их размещения в городе Запорожье не поступало, проектные решения не согласовывались. Целевая программа обустройства и развития велосипедной инфраструктуры в городе Запорожье не разработана». Причем, по словам велоактивистов, предложенная исполкому концепция велосипедной инфраструктуры для города покоится в столах чиновников уже больше года.

Виталий АНДРОНИК, Запорожье, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ