Папа Римский Франциск посвящает следующий год своей деятельности проблемам сохранения окружающей среды. В этом году в мае исполняется пять лет, как вышла энциклика Папы «Laudato si ‘«. Это главный документ Ватикана, который дальновидно решили посвятить «охране общего дома», то есть сохранению окружающей среды. Также Папу волнуют последние экологические вызовы, которые бросает природа человечеству. «Мы не отреагировали на частичные катастрофы. Кто сейчас говорит о пожарах в Австралии или помнит, что 18 месяцев назад лодка могла пересечь Северный полюс, потому что все ледники растаяли? Кто сейчас говорит о наводнениях? Я не знаю, являются ли они местью природы, но они, безусловно, являются реакцией природы», — убежден Папа Римский.
Поэтому в течение года (до мая 2021-го) Ватикан будет инициировать на мировой арене дискуссии и мероприятия, посвященные охране окружающей среды. Среди запланированных событий — специальная молитва за Землю и человечество, встречи религиозных лидеров, а также круглый стол о проблемах окружающей среды в рамках Всемирного экономического форума в Давосе в 2021 году. В завершение планируется научная конференция, музыкальный концерт и вручение первых премий «Laudato si ‘«, лауреатами которых станут люди, которые внесли значительный вклад в защиту «общего дома».
Очевидно, к инициированной Ватиканом дискуссии будут привлекаться международные экологические организации. Возможно, появятся совместные заявления религиозных лидеров о необходимости объединения усилий всего человечества для борьбы с изменениями климата и сохранения Земли. Будет ли приобщаться к этому диспуту Украина? С какими предложениями мы можем идти на разговор к Папе? И кто будет инициатором такой дискуссии, если только на этой неделе в Украине появилось отдельное министерство, которое будет заниматься проблемами окружающей среды?
ЕВРОПА ИДЕТ ПО «ЗЕЛЕНОМУ КУРСУ», А МЫ?
Напомним, правительство Алексея Гончарука сначала объединило Минприроды с Минэнерго, а правительство Дениса Шмыгаля таки решило разъединить два ведомства, поскольку их задачи часто противоречат друг другу. Экологические объединения уже обнародуют требования к вновь созданному экологическому ведомству, но неизвестно, кто их будет принимать во внимание. Ведь до сих пор неясно, кто возглавит министерство и как расставит приоритеты.
«Мы приветствуем разграничение министерств, ведь должна быть отдельная сила, которая будет адвокатом биоразнообразия и устойчивого пользования природными ресурсами. При сочетании тем энергетики и защиты окружающей среды, по крайней мере в Украине, могут возникать конфликты интересов, — отмечает Татьяна РЯБОКОНЬ, руководитель по коммуникациям Всемирного фонда природы WWF-Украина. — Однако общий тон задает правительство: к примеру, будут ли в основу развития украинской экономики заложены принципы Европейского Зеленого курса (Green Deal), цель которого — климатически нейтральная и здоровая Европа к 2050 году. Курс определяет «зеленые» цели и связанные с ними изменения разных сфер — промышленной, энергетической, транспортной, сельскохозяйственной, финансовой. А также сохранение биоразнообразия и нулевое загрязнение окружающей среды. Связь «здоровый человек — экономика — здоровая природа» стала как никогда очевидна, только у нас это еще не осознали достаточно, чтобы активнее воплощать необходимые изменения».
В мае этого года Еврокомиссия утвердила Стратегию по биоразнообразию, это фактически часть стратегии экономического восстановления Европы в связи с COVID-19. Стратегия вступит в силу с 2021 года. Украина могла бы уже заявить, что непременно поддержит выбранный Еврокомиссией курс и присоединится к стратегии по охране биоразнообразия. Или же подготовит собственный план. Разве мало причин? Грунты деградированы, реки мелеют, юг страны скоро станет пустыней, в городах бушуют пылевые бури... Но присоединиться к определенной инициативе означает, что придется выполнять взятые на себя обязательства или же попасть в число тех, кто срывает международные договоренности.
Так, «свежая» Европейская десятилетняя стратегия по биоразнообразию ставит такие цели: увеличить до 30% площади природоохранных территорий как на суше, так и в морях, восстановить деградированные природные экосистемы (что для Украины чрезвычайно актуально, поскольку более 50% ее территории — это распаханные земли). Также Еврокомиссия планирует восстановить естественные течения 25 тысяч километров рек, уменьшить использование пестицидов на 50%, высадить три миллиарда деревьев и тому подобное. «Еврокомиссары уверены, что от состояния природы зависит благосостояние граждан и экономика региона, и готовы ежегодно привлекать к реализации Стратегии 20 миллиардов евро», — отмечают в WWF-Украина.
ПАССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ И НЕВЫПОЛНЕННЫЕ «ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»
Если Украина не спешит приобщаться к европейским инициативам, то могла бы выполнять свои «домашние задания». В начале этого года Минэкоэнерго презентовало концепцию зеленого энергетического перехода к 2050 году. Положения концепции повторяли те, которые сейчас принял ЕС в так называемом зеленом курсе. И со сменой руководителей министерства менялся и экологический курс страны. Сейчас о выбранном зеленом курсе не говорит ни один из профильных органов власти.
По мнению Оксаны АЛИЕВОЙ, координатора программы «Изменение климата и энергетическая политика», Фонд им. Генриха Белля, бюро Киев-Украина, продвигать экологические идеи нам мешает влияние олигархов на политическую ситуацию: «Те, кто влияет на экономику страны, сейчас пытается выжать по максимуму из устаревшей промышленной инфраструктуры. Внедрять любые природоохранные жесткие требования они не хотят. За пять лет это все отживет свое, они это понимают, что придется что-то закрывать, модернизировать, но вместе с этим сейчас стараются ничего не делать. Пока нет механизмов налогообложения на экспорт их продукции, олигархи хотят получить доходы, в том числе за счет здоровья украинцев».
Не спешим мы с выполнением подписанных ранее международных экологических соглашений. Оксана Алиева напоминает, что, согласно Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата, Украина обязана уменьшать выбросы парниковых газов. Сейчас мы демонстрируем миру свою пассивность. «Хотя Украина должна как можно быстрее заявить об амбициозной цели и о своем климатическом лидерстве, доказать, что мы можем придерживаться международных соглашений, которые требуют от нас сокращения выбросов парниковых газов, — добавляет эколог. — С другой стороны, Украина как участница международных организаций имеет свой голос в международном дискурсе. Конечно, Украина не может конкурировать за внимание медиа со странами G20. Возможно, о каком-то лидерстве мы можем говорить лишь в том контексте, если о чем-то заявим одни из первых. Кстати, Украина одна из первых ратифицировала Парижское соглашение к Рамочной конвенции ООН по вопросам изменений климата. Это был очень хороший информационный повод заявить о нас как о стране-лидере климатического движения. Россия, например, ратифицировала это соглашение лишь в конце прошлого года».
«КОГДА ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ВОПРОСЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАНОВЯТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМИ»
Поэтому, с одной стороны, Украина не болтается в хвосте в важных мировых процессах, но и не спешит первой проявлять инициативу. «На самом деле существует множество примеров, когда страны берут на себя лидерство в формировании международной повестки дня по вопросам сохранения окружающей среды, — продолжила Оксана Алиева. — Приведу пример Коста-Рики. В 2016 году эта страна заявила о цели достичь к 2021 году климатической нейтральности, когда выбросы парниковых газов не превышают их поглощения внутри страны. И сейчас в этой республике вся электроэнергия вырабатывается из возобновляемых источников энергии (гидро-, геотермальной, солнечной и ветровой). Когда в стране есть политическая воля и преемственность власти, вопросы окружающей среды возможно поставить на верхнюю ступень приоритетов и создать необходимые условия для достижения самых амбициозных целей».
И прежде чем что-то предлагать миру, нужно осознать собственные проблемы. Если Украина решится когда-нибудь на подобные меры, как Ватикан, то, скорее всего, такие инициативы появятся от общественного сектора, который держит руку на экологическом пульсе страны внимательнее, чем власть.
Недавно в центре безлюдной Трафальгарской площади Лондона активисты расставили более двух тысяч пар детской обуви. Таким образом призвали власти отказаться от грязной энергетики и не допустить углубления климатического кризиса после карантина. В Центре экологических инициатив «Екодія» уже анонсировали, что готовят в Украине акцию наподобие лондонской.