Дмитрий Павлычко в своем «Дневнике» от 15 января 2001 года записал: «Марчук улыбается. Он подобен Олесю Гончару. Как братья - они похожи» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 2. - К., 2016. - С. 250). И это сравнение поэта-политика совсем не случайно. Жизненные пути этих трех человек пересекались, создавая глубокие формулы, которые работали на Украинскую Государственность.
3 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Олеся Терентьевича Гончара - писателя, мыслителя, общественного деятеля, первого лауреата республиканской премии имени Тараса Шевченко (1962), академика НАН Украины (1978), Героя Украины (2005, посмертно). Всех заслуг этой действительно великой личности перед человечеством не перечесть. Он одним из первых вопреки советской системе провозгласил идеалы гуманизма в литературе. Его роман «Собор» (1968) ворвался в волну диссидентов-шестидесятников резким протестом против советского режима и пламенной глубоко гуманистической защитой Человека. На вечере к 50-летию со дня рождения писателя произведение было категорически запрещено упоминать. Павлычко, несмотря на «предостережения» КГБ, запрет нарушил. Своим «Собором» Олесь Терентьевич наметил будущий путь Украины к независимости. Он знал, чувствовал, предсказал, что Она состоится.
В 1979 году Дмитрий Павлычко был вынужден «добровольно» написать заявление об увольнении с должности главного редактора журнала «Всесвіт». В КГБ на него был донос. Его сняли решением Секретариата СПУ на закрытом заседании, без членов Президиума Союза. Среди проступков перед властью - публикация в журнале №8 за 1979 год польского издания «Собора» Гончара в переводе КазимежаТрухановського. Павлычко вспоминает, что и «заявление писалось как приговор самому себе надломленного духом человека. Низкий, страшный, лживый документ» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 143). А 27 августа 1979 года Гончар написал первому секретарю ЦК КПУ В. Щербицкому письмо, в котором защищал Павлычко, назвал решение Секретариата СПУ необоснованным и неправомерным, просил вмешаться и внести коррективы в дело, отмечал, что журнал достиг высокого уровня благодаря Павлычко. Дмитрий Васильевич узнает об этом письме через много лет и напишет в воспоминаниях: «Не думаю, что это было заявление лишнее, запоздалая помощь мне. Нет! Мне уже изгнанному из журнала «Всесвіт» писателю, подозрительном националисту, который печатал переводы А. Перепади и Д. Паламарчука под другими фамилиями, ведь те имена были запрещены, но выписывал гонорары именно для них, мне, редактору, приятелями которого были, по свидетельству органов КГБ, И. Светличный, Е. Сверстюк, И. Дзюба, В. Стус, Е. Попович, О. Сенюк, Н. Лукаш, Г. Кочур, И. Билык, О. Синиченко, М. Москаленко, В. Скуратовский, Гончар подает руку» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 145).
Важная страница отношений Гончара и Павлычко - дискуссия о творчестве Ивана Франко. В 1986 году к 130-летию со дня рождения Каменяра Павлычко напечатал статью в «Літературній газеті». Здесь подчеркнул реалистичность стиля Франко, который «развеял навсегда сентиментальную, псевдонародную и псевдоромантическую традицию украинской прозы» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 147). Это побудило Гончара написать письмо Павлычко, говоря, что автор «бросает камни в «сентиментальную» и псевдоромантическую традицию украинской прозы». Кто же это имеется в виду? Марко Вовчок? Архип Тесленко? Степан Васильченко, Марко Черемшина или Коцюбинский? А в послеоктябрьский период ярлык «поэтического романтизма» кому же адресуется? Яновскому, Довженко...?» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 148). В ответе Дмитрий Васильевич отметил, что «Гончаровский реализм - это реализм поэтический», но можно ли применять этот термин... ко всей украинской прозе от Квитки-Основьяненко до Григора Тютюнника? Пожалуй, нет. От Квитки начиналась упомянутая мной традиция и, собственно, Григор Тютюнник показывает, как можно прекрасно писать, принадлежа к традиции Франко и Стефаника» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 149). А 26 июня 1995 года Олесь Гончар записал в своем дневнике: «Дмитрий Павлычко - это мыслитель, достойный продолжатель Ивана Франко, каменяр нового времени» (Гончар О. Дневники. - Т. 3. - К., 2004, с. 573).
Дмитрий Павлычко написал заявление о выходе из КПСС 9 марта 1990 года в день рождения Т. Шевченко. Уже состоялся митинг на площади вокруг памятника Богдану Хмельницкому, о котором Гончар в своем «Дневнике» написал: «Пожалуй, никогда в жизни не увижу ничего более величественного». Он выступал на том митинге - первом революционном вече украинского народа. Вскоре и Олесь Гончар вышел из рядов коммунистической партии. Окончательным толчком стали выступления украинского студенчества: массовая голодовка на бетоне Крещатика, лагерь в палатках, протесты против премьера В. Масола, против антируховского поведения некоторых депутатов ВР. Среди студентов была и внучка Гончара - Леся.
Павлычко убежден, что не принадлежал к любимым поэтам Гончара. Но фактом является то, что их взаимное уважение укрепилось, когда Гончар пришел на учредительный съезд Общества украинского языка им. Т. Шевченко, Народного Руха. Павлычко пригласил его не как гостя, а как духовного лидера украинской нации, которая поднялась на строительство государственной жизни. Дмитрий Васильевич пишет: «Ад его жизни, с моей точки зрения, был гораздо страшнее мук заключенных диссидентов. Я называл и всегда буду называть Олеся Гончара заключенной совестью заключенного народа. Эта совесть никогда не замолчит, будет говорить даже тогда, когда мы, наконец, станем свободными. Ведь память о рабстве является лучшим стражем свободы» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 156).
Став первым председателем Службы безопасности независимой Украины в 1991 году, Евгений Марчук ввел обязательный экзамен для бывших полковников КГБ на пригодность службы в украинской СБ. Экзаменаторами были Лариса Скорик, братья Горыни, Иван Драч, Дмитрий Павлычко. Так фактически культурная, национально направлена элита определяла не только знания экзаменуемых по истории Украины, но и их общественно-политическое мировоззренческое направление.
Олесь Гончар и Дмитрий Павлычко были избраны депутатами Верховной Рады Украины 1-го демократического созыва (1990-1994 гг.). Именно Гончар выступил с торжественной речью на заседании Верховной Рады 5 декабря 1991 года, благословив независимую Украину и ее первого президента в момент его присяги над Актом независимости и Пересопницким Евангелием. В зале заседания присутствовал Евгений Марчук. Наблюдал за Гончаром и Павлычко. Олесь Терентьевич был вдохновлен и полон веры в независимую Украину. Видимо, мысленно он молился за Украину, ее народ и язык. Его молитва звучит и до сих пор над украинскими просторами.
Сердце Олеся Гончара перестало биться 14 июля 1995 года. Тогдашний премьер-министр Украины Е.К. Марчук подписал Постановление о похоронах О.Т. Гончара, согласно которому была создана комиссия для организации похорон, в состав которой вошли Марчук как глава, а также Н. Жулинский, Ю. Мушкетик, М. Косив и другие. В постановлении №521 от 14.7.1995 г. отмечалось: «Похоронить О.Т. Гончара в Киеве на центральной аллее Байкового кладбища. Расходы, связанные с похоронами О. Гончара, отнести на счет государства. С целью увековечения памяти О.Т. Гончара: Киевской городской государственной администрации построить на могиле О.Т. Гончара надгробный памятник, установить мемориальную доску на доме №68 по улице Б. Хмельницкого в Киеве, где жил и работал писатель, назвать именем О. Гончара одну из улиц г. Киева, Министерству по делам прессы и информации издать полное академическое собрание сочинений О.Т. Гончара. Министерству культуры вместе с Союзом писателей создать комиссию по вопросам упорядочения творческого наследия писателя. ...Министерству финансов профинансировать расходы». По инициативе Марчука было поручено Министерству социальной политики оказать помощь семье писателя.
По сути, премьер Марчук определил программу признания памяти великого писателя. В 1996 году улица В. Чкалова была переименована в улицу О. Гончара. На знаменитом доме Ролит по улице Б. Хмельницкого, 68 появилась мемориальная доска Олеся Гончара. На его могиле был установлен надгробный памятник. В 2001-2009 гг. вышло 12-томное издание произведений Олеся Гончара. До сих пор оно остается самым полным изданием наследия художника. Здесь помещены романы, повести, дневники, эпистолярные тексты, даже поэзия, написанная на фронтовых тропах.
Перечитывая «Дневник» Гончара, Павлычко запишет: «...снова вижу человека мудрого, образованного, дальновидного, лишенного самолюбия, стремящегося понять свое время и тех людей, которые связаны были с ним любовью к Украине и к правде» (Павлычко Д. Воспоминания. - Т. 1. - К., 2015, с. 155). Это небольшой рассказ о трех таких похожих людях.