Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Омолаживающие «клетки» для науки

Как помочь новому поколению ученых удержаться в институтах и лабораториях
8 августа, 2019 - 13:26
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ИРИНА ГУБЕЛАДЗЕ

Сегодня среди занятого населения в Украине часть ученых составляет менее 0,5% (в 1990 году — 1,16%). В течение последних семи-восьми лет количество молодых ученых сократилось на треть. Сегодня в Украине на науку выделяется в 10,5 раз меньше, чем должно быть согласно законодательству. Тем не менее недавно решением Кабмина повышены зарплаты педагогам и ученым. Очень важно, чтобы в науке оставались молодые исследователи.

О том, чем наука может привлечь молодежь, «День» беседует с кандидатом психологических наук, докторантом Института социальной и политической психологии НАПН Украины, главой Совета молодых ученых НАПН Украины Ириной ГУБЕЛАДЗЕ.

«ПРОФЕССИЯ УЧЕНОГО — В ТОП-10 САМЫХ НЕПРЕСТИЖНЫХ»

— Пани Ирина, насколько сегодня молодежь мотивируется оставаться в науке?

— Ситуация достаточно сложная. Начнем с того, что профессия ученого сегодня считается самой непрестижной, потому что, как вы знаете, одними из самых весомых критериев престижности профессии  являются уровень заработной платы и общественная значимость. Исследования показывают, что профессия ученого в Украине находится в топ-10 самых непрестижных. Именно из-за этого очень небольшая часть выпускников заведений высшего образования выбирают для себя научную сферу. А те, кто все-таки идут в науку или в научно-преподавательскую деятельность, очень скоро сталкиваются с реальностью: а это и низкий уровень зарплаты, и недостаточное материально-техническое обеспечение для проведения исследований, когда часто приходится самостоятельно покупать все необходимое и оплачивать публикации за свой счет. К сожалению, нередко случается и недобропорядочность внутри академического сообщества. И в определенный момент наступает период разочарования в том деле, которым занимаешься.

Ученых какого возраста называют молодыми?

— В соответствии с законом «О научной и научно-технической деятельности» молодым является ученый до 35 лет, который имеет высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, или ученый в возрасте до 40 лет, который имеет научную степень доктора наук или учится в докторантуре. Исследования показывают, что за последние семь-восемь лет из науки ушло около трети молодежи. Они или переходят в частный сектор в пределах своей специализации, или совсем меняют деятельность, или выезжают за границу. Соотношение количества ученых к старшим коллегам в каждом учреждении очень разное и зависит от многих факторов. В нашем Институте около 20% — это научная молодежь, не считая аспирантов. А, например, есть научно-исследовательские учреждения, где средний возраст ученых около 75 лет.

СТРЕСС ОТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

— Есть ли запрос от государства на научный продукт?

— Запрос есть, но, по моему мнению, взаимодействие государственных учреждений и научных институтов могло бы быть теснее и эффективнее, а временами оно и вовсе превращается в формализм. На сегодня все больше наблюдается тенденция к коммерциализации и самоокупаемости науки. То есть если ты проводишь интересное и качественное исследование, которое нужно обществу, ты теоретически можешь его продать. И опять же возникает вопрос, должен ли сам ученый «продавать» свой продукт? Все-таки задание ученого — проводить исследования, а не думать, как и кому потом продать результат. Потому что иначе теряется суть научной деятельности.

С одной стороны, такая тенденция делает науку более ориентированной на практику, а следовательно, способствует повышению общественной значимости ее результатов. А с другой — нужно помнить, что есть прикладные исследования, которые проще перевести в денежный эквивалент, а есть фундаментальные исследования, в пределах которых выясняются основные законы и принципы реального мира, его общие закономерности. Их нельзя коммерциализировать в принципе, но они крайне необходимы, прежде всего как основа для последующих прикладных исследований в этой области. Кстати, наука в западных странах более ориентирована на прикладные исследования. Они, как правило, узкоспециализированные и выполняются под конкретные практические задачи. У нас же еще сохраняется фундаментальность, что, как по мне, является преимуществом украинской науки.

С какими стрессовыми факторами сталкиваются в своей работе молодые украинские ученые?

— Европейский совет молодых исследователей и аспирантов Eurodoc, членом которого является и украинская национальная делегация молодых ученых, проводил в разных странах Европы исследование, которое касалась проблем психического здоровья и выгорания молодых ученых. Изучали, с какими проблемами они сталкиваются, как часто после защиты диссертации они остаются в науке и понадобится ли им потом диссертация в научной работе и профессиональной деятельности. Так, по результатам этого исследования были определены самые стрессовые факторы для аспирантов и молодых учены, среди которых психологическое давление и напряжение, ситуация неопределенности и постоянный стресс, неконструктивное взаимодействие с научным руководителем, необходимость и высокие требования к публикациям, ситуация соревнования и высокой конкуренции, разочарование в нужности и полезности твоего исследования.

В действительности общеевропейские тенденции не отличаются принципиально от украинских реалий: европейские молодые ученые сталкиваются с теми же проблемами, что и украинские. Однако ситуация последних может быть несколько сложнее из-за того, что мы переживаем активную фазу реформирования научно-образовательной сферы. Еще в процессе разработки находятся требования к публикациям, необходимые условия для защиты, в целом стандарты научной деятельности. Такая неопределенность является стрессовой не только для молодежи, но и для ученых в целом. Над теми критериями и показателями, по которым твою работу как ученого будут оценивать через несколько лет, нужно уже работать сегодня. Но меняются эти требования чаще.

Для сравнения украинский аспирант для защиты кандидатской диссертации должен опубликовать пять статей, а докторант — двадцать. В Европе требуют одну, но она должна быть напечатана в профессиональном журнале, который входит в определенные международные наукометрические базы. Это авторитетный журнал, в котором исследования низкого качества просто не опубликуют.

Да, это особенность любого переходного периода, и я уверена, что мы его успешно пройдем. Однако уровень стрессовости от этого не меньше.

«МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ — НЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ»

— Как, по вашему мнению, правительство могло бы поддержать научную молодежь?

— Меня радует тот факт, что молодые ученые не остаются пассивными безразличными наблюдателями, а объединяют свои усилия и активно отстаивают свои права, вносят предложения в правительство, разрабатывают положения о конкурсах, разных молодежных премиях и стипендиях. Вместе с тем нужно констатировать, что, согласно законодательству, на финансирование науки должно выделяться 1,7% ВВП страны. На сегодня эта цифра составляет всего 0,16%. Ожидается, что с 2020 года финансирование науки будет увеличено до 0,7% ВВП. Но это все равно не обеспечивает возможность финансирования науки в полной мере. В Законе «О научной и научно-технической деятельности» определено, что зарплата младшего научного сотрудника должна высчитываться как двойная средняя зарплата по промышленности. В 2019 году это более 9 тысяч гривен. Следовательно, младший научный сотрудник должен получать больше 18   тысяч гривен. И чем выше должность и больше стаж научного работника, тем выше заработная плата. А реальная зарплата научных работников колеблется от 4 до 6 тысяч гривен, а младшего научного сотрудника составляет приблизительно 4700 гривен.

Так, в конце 2018 года в результате кропотливой работы членов Совета молодых ученых при МОН были подготовлены письма-обращения к правительству относительно увеличения финансирования научно-педагогических работников, в результате чего с января 2019 года их заработная плата увеличилась на 11%. Однако для научных работников зарплата осталась без изменений. Поэтому в этом году усилиями представителей молодых ученых отраслевых академий наук было внесено предложение разработать отдельную тарифную сетку для научных работников. Она должна выстраиваться не от прожиточного минимума, как сегодня, а, как отмечено в законе, от средней заработной платы по промышленности. К тому же уже есть успешный пример разработки отдельной тарифной сетки для педагогов, которую совсем недавно внедрила Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. Конечно, чтобы создать отдельную новую тарифную сетку для научных работников, нужно прежде всего думать, где брать средства. И это уже вопрос к правительству.

Очень важной в поддержке научной молодежи является инициатива правительства разработать программу поддержки ученых, которые выехали за границу. Речь идет о создании достойных условий труда, чтобы они возвращались на родину и внедряли уже приобретенные знания и опыт для развития Украины.

Также в конце 2018 года, еще при Петре Порошенко, был создан фонд Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи, который предусматривал финансирование именно молодежных проектов. Однако в 2019 году этот фонд не заработал, поэтому мы имеем надежду, что новое руководство государства рассмотрит возможность финансовой поддержки и обеспечит деятельность этого фонда.

— Есть ли у вас оптимизм говорить о развитии науки в нынешней общественно-политической ситуации?

— Оптимизм — хорошая вещь. Надежда, как говорят, умирает последней. В действительности еще рано говорить об этом, потому что много чего будет зависеть от того, кто станет премьер-министром и займет ключевые должности в правительстве. Вместе с тем, я знаю лично несколько человек, которые прошли в Верховную Раду, и это действительно высококвалифицированные специалисты, в порядочности и интеллекте которых я никоим образом не сомневаюсь. Поэтому имеем надежду на их плодотворную деятельность и поддержку развития науки и образования, поскольку они сами являются представителями этой сферы. Но хватит ли этого немногочисленного потенциала, чтобы действительно инициировать качественные изменения, — время покажет. Безусловно, в нашей стране стоит существенно повышать уровень престижности науки, важность знаний и образованности как ценности и залога конкурентоспособности на рынке труда. А это не только уровень заработной платы педагогов и ученых, это и достойные условия труда, это и государственная поддержка, социальные запросы, общенациональные мероприятия по популяризации науки и т.п. Потому что самодостаточное сильное государство — это образованное государство, так как умными людьми трудно манипулировать.

Сейчас и руководству государства, и населению важно осознать, что развитая и качественная наука — это залог прогрессивного развития государства. Все высокоразвитые страны достойно поддерживают свою науку, создают надлежащие условия для зарубежных исследователей, поскольку от эффективного функционирования научной сферы зависит экономическое развитие, социальная стабильность и безопасность страны. Да, у нас еще много вопросов для совершенствования и реформирования, но с чего-то надо начинать.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ