Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опаздываем...

Депутаты до сих пор не приняли ни одного законопроекта для старта медицинской реформы. 200 миллионов долларов от Всемирного банка, выделенные на реформаторские перемены, могут пойти на старую инфраструктуру
23 сентября, 2015 - 10:32
АЛЕКСАНДР КВИТАШВИЛИ
АЛЕКСАНДР КВИТАШВИЛИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Как реформировать медицину — вроде бы уже определились. А вот когда? Полная блокада. Еще с июля депутаты изучают законопроекты относительно автономизации медицинских заведений. Не думайте, что их много. Один пакет законов подал Кабмин, другой, альтернативный, — член Комитета ВР по вопросам здравоохранения Олег Мусий. И вокруг этих нескольких документов уже три месяца «танцуют» нардепы. Последнее рассмотрение было 16 сентября. К кабминовскому пакету звучат основные претензии, что это скрытая приватизация больниц. Поэтому в альтернативных документах эти риски якобы устраняются. Однако ни за тот, ни за другой вариант в профильном комитете не голосуют: министерские документы не поддерживают, а альтернативные отправили на доработку. Соответственно — ни один из вариантов не выносится на голосование в парламент.

Последнее заседание комитета завершилось тем, что министр здравоохранения Александр Квиташвили вышел оттуда с комментариями, что с такими подходами Украине еще лет 20 не видать реформ. И призвал наконец принять его отставку. Однако на заседании парламента 17 сентября для этого не набралось достаточного количества голосов с четырех попыток. Кое-кто из экспертов анонимно высказывает предположение, что Квиташвили — человек от команды Президента, потому его будут держать на плаву, а вот состав парламентского Комитета по вопросам здравоохранения может измениться.

Министр Квиташвили выражает готовность Минздрава вносить правки в свои варианты законопроектов, чтобы снять все дискуссионные точки. Кстати, министерские проекты получили одобрение от Всемирного банка и МВФ. Однако у комитета — своя позиция. «В лоббировании закона Кабмина заинтересованы бизнес-группы всей Верховной Рады, потому что они получат доступ к имущественным комплексам. А больницы — это прекрасные готовые территории с инфраструктурой. Кроме того, заинтересованы некоторые главные врачи, так как это позволит им постепенно присвоить больницу по месту работы. Не заинтересованы в таком законе только пациенты», — подчеркнула Ольга Богомолец в интервью сайта lb.ua.

Автор альтернативных законопроектов Олег Мусий в кабминовском варианте об автономизации тоже видит «дерибан системы здравоохранения». Кстати, когда пан Мусий еще был общественным активистом, был неуклонным сторонником врачебной автономии и самоуправления. В чем же тогда проблема изложить свои мнения и позицию так, чтобы депутаты поддержали, а врачи и пациенты на себе это почувствовали? Ведь в последний момент в своем альтернативном законопроекте Мусий сам признал недостатки, а документ пошел на доработку.

Сама же автономизация — это только первый шаг в медицинской реформе. Далее депутаты должны рассмотреть и проголосовать за законопроекты о переходе на платные медицинские услуги и создание страховой медицины. Есть несколько факторов, которые должны ускорить работу депутатов. Во-первых, в Украине внедряется проект Всемирного банка относительно поддержки реформ в регионах (все детали пока не разглашают, поскольку он еще на этапе подготовки). Павел Ковтонюк, проектный менеджер Нацсовета реформ, отмечает, что это кредит на 200 миллионов долларов, который Украина уже получила — под реформы. Но если не будет законодательной базы для них, то деньги пойдут на существующую инфраструктуру, то есть на старые помещения и схемы, и существенно ничего не изменится. По словам Ковтонюка, этот кредит для Украины — огромный шанс профинансировать реформу, но риски превратить его в «бездумный шопинг» очень большие.

Александр ЯБЧАНКА, эксперт Реанимационного пакета реформ: Даже сейчас бюджет медицины — два с половиной миллиарда долларов, он на треть больше бюджета армии. Нам что, некуда эти деньги потратить? Мы будем и дальше греть пустые палаты, потому что для одних «политически неуместно» трогать медицинскую тему перед местными выборами, другим очень нравится кресло министра, а третьи просто блокируют все законопроекты, подает Кабмин?  

В рамках проекта Всемирного банка Павел Ковтонюк сейчас ездит в регионы для общения с местными чиновниками, главными врачами и медперсоналом в целом, изучает их отношение к будущим реформам. «Чем с более низким звеном мы общаемся, тем большее там ожидание перемен. У врачей есть страх, поскольку автономия больниц — это неизвестность, они не знают, справятся ли, не уволят ли их, ведь у главного врача будет полная свобода, а он не знает, сможет ли самостоятельно сводить концы с концами. Но несмотря на эти опасения, они ждут хоть каких-то перемен, так как их не было вот уже 24 года, — добавляет Ковтонюк. — Проблема еще и в другом: если как можно скорее эти законопроекты не принять, Минздрав не успеет внести изменения в бюджет на следующий год. Это не значит, что реформа вообще не начнется, но это очень ее замедлит. В принципе, и сейчас мы опоздали».

Эксперт Реанимационного пакета реформ Александр Ябчанка называет законы об автономии больниц «реанимацией украинской медицины». А буксование медреформы комментирует так: «Даже сейчас бюджет медицины — два с половиной миллиарда долларов, он на треть больше бюджета армии. Нам что, некуда эти деньги потратить? Мы будем и дальше греть пустые палаты, потому что для одних «политически нецелесообразно» трогать медицинскую тему перед местными выборами, другим очень нравится кресло министра, а третьи просто блокируют все законопроекты, которые подает Кабмин?».

Если депутаты не наберут более быстрого темпа работы, у нас есть все шансы в очередной раз «прогулять» медицинскую реформу, даже с финансовой поддержкой Всемирного банка. Сейчас же они очень опаздывают, принятые законы должны были выйти из комитета еще 10 августа. Следующее рассмотрение запланировано аж на октябрь.

КОММЕНТАРИИ

«САБОТИРУЮТ ТЕ, КТО ПРИВЫК СИДЕТЬ НА РАСПИЛИВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

Андрей СЕМИВОЛОС, врач-онколог в Национальном институте рака, советник в Минздраве на общественных началах:

— Чтобы наша медицина выжила, нужно изменить статусы медицинских заведений, сделать их теми же предприятиями, чтобы законными путями привлечь источники финансирования для приобретения оборудования, строительства и всех тех вещей, на что нет денег в бюджете государства. Но здесь идет саботаж, потому что главные врачи или те их боссы, которые привыкли сидеть на распиливании бюджетных средств, на лекарствах, строительствах или закупках оборудования, всегда используют отговорку, что денег нет. И на откатах или лоббировании определенных интересов им удобнее работать. Медицина во всем мире является бизнесом и финансироваться не может только из бюджета, должны быть инвестиции, бизнес-проекты, благотворительность, частный капитал. Но в таких условиях бизнес-партнеры не позволят разворовывать. Поэтому в этом плане начинается саботаж и сопротивление, что больницы приватизируют, но попробуйте сейчас продать государственную больницу с развалившимися корпусами. Никто не захочет ее покупать, ведь проще построить новую с новыми коммуникациями и технологиями. А земля, где расположены больницы, находится в собственности громады города Киева, и ее можно взять только в аренду. Если бы даже Квиташвили хотел продать эти больницы или отдать, как в Грузии, семейным врачам или местным громадам, то этого механизма в действительности нет. Что бы министерство ни делало, какие бы проекты ни готовило, это движение вперед. А так получается, что нет политической воли, политического курса, и никто не понимает, что будет дальше. И таким образом получается мутная вода, в которой очень удобно ловить рыбу: разворовывать, распиливать деньги из бюджета, получается та же система.

«МАЛО КТО ИЗ ДЕПУТАТОВ ХОЧЕТ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ РЕФОРМУ»

Игорь ЩЕДРИН, руководитель ОО «Медицинский контроль»:

— С одной стороны, есть политический фактор противостояний, а вторая причина — сложность и запущенность системы здравоохранения. Самый конфликтный закон — о медицинских заведениях. Это амбициозная задумка, гарантированно мы отойдем от системы Семашко, но немногие понимают, в какую систему мы придем. Если мы идем к системе здравоохранения, как в США, Британии, Австралии, это был бы другой разговор. Но система развитых стран предполагает наличие протоколов лечения, о чем мы только слышим, аккредитацию заведений здравоохранения, защищенность от монополизации системы формирования тарифов. А монополизация здравоохранения — это то, что вытекает из закона о медицинских заведениях. О монополизации в медицине мало говорят, но расчеты специалистов доказывают, что она есть: 80% пациентов лечатся в больницах вблизи места проживания, в крупных городах вы этого не увидите, а в районах пространство для маневров отсутствует. Немногие из депутатов хотят нести ответственность за такую реформу. Понятно желание министерства показать какие-то результаты, так как уже нужно отчитываться о достижениях, а хвастаться особо нечем. Поэтому министерство хочет довести это дело с реформой. Но это не чиновнический тон, когда они пишут о демаршах депутатов, отказывающихся принимать эти законопроекты. Я думаю, что большинство депутатов настроено на принятие реформы, но она не пройдет в таком виде, в котором подает министерство. Нужно будет пойти на многие компромиссы.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ