Впервые операции на работающем сердце провели семь лет назад в Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова. Тогда мало кто верил, что новый метод оперирования успешно приживется в украинской кардиохирургии. Прошло время, и все больше кардиохирургов перешло на новую методику. Теперь в Украине ежегодно проводится свыше четырех тысяч операций на работающем сердце. По словам медиков, за счет нового метода количество летальных случаев вследствие неудачных операций сократилось в десятки раз. О преимуществах и особенностях нового метода оперирования рассказал «Дню» заведующий отделом сердечно-сосудистой хирургии Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова Анатолий РУДЕНКО, на счету которого — свыше пяти тысяч операций за 30 лет медицинской практики.
— Анатолий, так в чем же заключается особенность операции на работающем сердце?
— Этот метод оперирования применяют при ишемической болезни сердца — когда в сосудах, обеспечивающих сердце кровью, образовываются так называемые бляшки. В результате сердце не может нормально сокращаться — не хватает кислорода. Такая закупорка сосудов зачастую приводит к инфарктам, вследствие которых отмирает часть сердца. Поэтому, чтобы спасти жизнь человека, приходится прибегнуть к операции... Существует два способа оперирования — стентирование, которое выполняется на ранних стадиях образования бляшек, когда они еще небольшого размера, и шунтирование, которое применяется при больших по размеру образованиях. Последнему методу оперирования насчитывается более 30 лет. Как правило, такие операции проводились при помощи аппарата искусственного кровообращения (сердце полностью останавливалось, а кислород поступал в организм человека через специальный аппарат). Но десять лет назад в мире появился новый метод операций на сердце — шунтирование при помощи стабилизатора. Это специальное устройство, которое помогает сделать недвижимой ту часть сердца, на которую нужно пришить шунт. Таким образом, сердце работает в обычном режиме, кроме той части, на которую наложен стабилизатор. В таком случае аппарат искусственного кровообращения не нужен.
— Наверное, после появления новой методики количество операций с аппаратом искусственного кровообращения сократилась?
— К сожалению, большинство операций сегодня проводится все-таки на неподвижном сердце. Теперь только в нашем институте 98% операций выполняются на работающем сердце. В других учреждениях этот показатель значительно ниже — до 70%. Но если учесть, что украинские кардиохирурги одни из первых в мире освоили эту методику, то сегодня имеем неплохие результаты. Немало надежд мы возлагаем на новое поколение специалистов, которых значительно легче приучить к новому методу.
— А чем это можно объяснить?
— Дело в том, что опытные хирурги — очень консервативные люди. Если они 20 лет проработали по старой методике, то вряд ли они быстро откажутся от старой системы работы. Конечно, каждый метод имеет преимущества и недостатки. Но пока что нет оснований говорить о недостатках шунтирования при помощи стабилизатора. Во-первых, такие операции намного легче переносят пациенты. Ведь остановка сердца на длительное время может вызвать ряд осложнений, в том числе, и смерть пациента. Во-вторых, операция на работающем сердце требует от хирурга незаурядного таланта и профессионализма. Ведь от точности и скорости его движений зависит жизнь человека.
Бесспорно, хирургу намного легче работать на полностью недвижимом сердце, когда жизнь пациента поддерживается искусственным аппаратом кровообращения. Однако в таком случае хирургу нельзя тратить попусту ни секунды, поскольку аппарат поддерживает жизнедеятельность человека лишь в течение часа. А иногда хирург не успевает выполнить свою основную работу за это короткое время.
— Так какие же преимущества нового метода шунтирования?
— Как по мне, наилучший результат от операций на работающем сердце связан с тем, что нам удалось уменьшить количество летальных случаев в десятки раз. Например, еще в 2000 году уровень смертности пациентов после операций составлял 13— 15%. Теперь этот показатель равен всего лишь 0,5%. Кстати, в США уровень летальных случаев на протяжении последнего десятилетия остается неизменным (2,5%). Кроме этого, использование нового метода позволило нам не только повысить качество операций, но и увеличить их количество. А это также очень важно. Теперь в Украине насчитывается 6—8 миллионов людей с ишемической болезнью сердца. Из них как минимум 20% нуждается в хирургической помощи (около двух миллионов больных). Поэтому очереди на операции очень большие — ежегодно к нам обращается за помощью около 25 тысяч больных. В частности, мой рабочий график уже расписан на следующий год. Использование нового метода дает возможность проводить такие операции быстрее и без тяжелых осложнений. Больные уже на пятый день после операции возвращаются домой. А освобождение больничных мест в таком режиме значительно уменьшает очереди на операции. Вскоре в нашем отделении появится пять новых операционных, что также ускорит продвижение очереди.
— Как вы выдерживаете такой напряженный график?
— Я просто не чувствую истощения или переутомления, потому что моя работа приносит мне только удовольствие. Если операция не имеет никаких осложнений, а больной чувствует себя прекрасно — это для меня наилучшее вознаграждение. А работаю я по стандартному графику — ежедневно по две операции. Иногда приходится жертвовать даже выходными. Хотя каждая операция длится около четырех часов, за работой я не замечаю, как быстро проходит время. Но я участвую только в основном этапе операции — установление стента или шунта. А если добавить время подготовки больного к операции, его выход из состояния анестезии, то операция длится почти двенадцать часов.
— Откуда пришел в Украину метод шунтирования на работающем сердце?
— Изобретателями этого метода считаются профессора Чарльз Райтер и Рандольф Болтон из США. Они первыми нача ли проводить такие операции в одной из техасских клиник. Потом начали передавать свой опыт другим кардиохирургам мира, приглашая их к себе на стажировку. Так этот метод пришел и к нам. Мне также посчастливилось поработать вместе с талантливыми профессорами во время практики в США. Кроме этого, я неоднократно бывал на стажировке в Германии. Под руководством врача Корфера я освоил методику шунтирования с искусственным кровообращением. Приятно утверждать, что наши специалисты значительно превзошли своих иностранных коллег в качестве операций на работающем сердце. Поэтому украинцам нет необходимости ездить на лечение за рубеж. Аналогичную операцию можно сделать и в Украине, к тому же, значительно дешевле. Например, в Европе операция на работающем сердце стоит 25—40 тысяч долларов, в зависимости от клиники, уровня квалификации хирурга и тому подобное. В Украине же такие операции стоят условно пять тысяч долларов. Конечно, это также немало. Но ведь работа на сердце не может стоить дешево. Потому что от его работы зависит жизнь человека.