«Орел-могильник. Таких птиц осталось в Украине не более 50 пар, — указывает председатель Львовского клуба орнитологов, член Украинского общества охраны птиц, эколог Андрей Кийко на огромную птицу, привязанную веревкой длиной немного больше чем полметра, к старому стулу в подвале. Птица стоит на голом бетоне, густо покрытом пятнами помета. В целом в помещении, освещенном тусклой лампой, где нет ни естественного света, ни свежего воздуха, находится девять птиц — орлы, орланы, соколы, канюки. В основном они краснокнижные. Все с вылинявшими хвостами и на коротких веревках — от 30 сантиметров до метра длиной. Пернатые жмутся по углам помещения, у облепленного пометом хлама: пустых стеклянных банок, домашней консервации, искусственной елки и старой мебели. Так они отдыхают после «рабочего дня» — непрерывных уличных фотосессий, -чтобы каждый желающий мог похвастаться фотографией с птицей.
В подвальном помещении размером приблизительно четыре на два метра, несмотря на несносную вонь птичьего помета, собралось с десяток людей: следователь, понятые, представитель Государственной экологической инспекции на Львовщине, активисты природоохранных организаций, помогавшие спасать из неволи птиц, и нескольких журналистов.
«Один орел-могильник, привязанный к стулу, два канюка степных, привязанных шнурками к доске, три молодых особи орлана белохвостого — два из которых привязаны к строительному поддону, один — собачьим поводком к водопроводной трубе, сокол-балабан, под ним — лунь болотный, один привязан веревкой, другой — собачьим поводком, канюк обыкновенный — диктует Андрей Кийко следователю, который спешно записывает перечень птиц, которых через несколько минут должны изъять.
Птицы на своих спасителей смотрят с недоверием. Только два канюка степных раз за разом бросаются людям под ноги и бьют крыльями о пол. «Голодные, просят есть», -предполагает орнитолог.
Андрей Кийко надевает плотные кожаные перчатки и одну за другой берет птиц в руки. От перепуганного орлиного крика в тесном подвале идет эхо. Пернатых орнитолог кладет в мешки — именно так их будут транспортировать до места передержки.
ДЕВЯТЬ ПТИЦ ВСЮ НОЧЬ ОХРАНЯЛИ ЧЕТЫРЕ БЕРКУТОВЦА И ДВА ППСНИКА
По словам львовских защитников природы, эти птицы на поводках появились в туристических местах Львова еще в начале прошлого месяца, а то и раньше. «Во второй половине октября наши орнитологи-любители сумели даже доставить людей, предлагавших фотографию с птицами, в Галицкий райотдел, где они имели беседу со стражами порядка — рассказывает Андрей Кийко. Впрочем, похоже, беседа с милицией делу не помогла — ведь бизнес с краснокнижными видами птиц во Львове продолжал процветать. «Мы пытались обращаться в природоохранную прокуратуру, в Государственную экологическую инспекцию, мэрию. Откликнулись из экологической инспекции, в то время как из природоохранной прокуратуры мы получили отписку. Впрочем, без поддержки милиции сделать что-то было практически невозможно», — рассказывает эколог.
Дело с мертвой точки сдвинули журналисты одного из телеканалов. Именно они проследили за птицами вечером. Узнали, что держат их в подвале дворика на проспекте Свободы, 33. К борьбе за освобождение птиц приобщились и активисты общественной организации «Экологическое сопротивление».
Защитники птиц вызвали на место происшествия милицию. Впрочем, последняя почему-то не спешила. Приезда патрульно— постовой службы пришлось ждать аж два часа. Впрочем, стражи порядка отказывались совершать какие-то действия, пока от специалистов не было подтверждения, что в подвале держат именно редких птиц. Такое подтверждение предоставил председатель Львовского клуба орнитологов, который приехал во дворик на проспекте Свободы поздно вечером и смог рассмотреть птиц сквозь крошечное окошко.
«Очень помогло то, что на место происшествия приехали представители Государственной экологической инспекции. Собственно, благодаря им удалось добиться того, что вход в подвал, где содержали птиц, всю ночь охраняли два представителя патрульно-постовой службы и четыре беркутовца», — рассказывает Андрей Кийко.
АКТИВИСТАМ УГРОЖАЛИ
Впрочем, пока не приехало спецподразделение «Беркут», активистам, которые пытались прекратить издевательства над животными, пришлось несладко. «Вокруг подвала с птицами вертелись несовершеннолетние. Они подходили к активистам, кричали, употребляли ненормативную лексику, говорили, что для нас это так не пройдет. Вокруг ходили люди специфической внешности. Но они молчали. Угрозы озвучивали только дети. Было видно, что они вместе, ведь несовершеннолетние часто общались с мужчинами. Мы пробыли на месте до 12 часов вечера. А утром от стражей порядка узнали, что эти люди вертелись вокруг подвала целую ночь, — рассказала Ольга, активистка «Экологического сопротивления».
Представители учреждения, куда перевозят птиц, просят журналистов не озвучивать адрес места, где они будут находиться, — чтобы избежать возможных конфликтов и непрошеных гостей. Однако участники бизнеса на животных, похоже, ничего не боятся.
Подростков, которые раньше стояли с орлами и соколами на улицах города, предлагая фото, не пугают ни стражи порядка, ни камеры, ни возможность стать фигурантами по уголовному делу. Когда экологи вынесли из подвала животных, пятеро детей — девочки старшего школьного возраста и немного младшие мальчики-подростки — ринулись за ними. Не прячась, они следили, куда несут мешки и фотографировали номер машины.
ПТИЦЫ РАЗУЧИЛИСЬ ДАЖЕ ХОДИТЬ
Активисты «Экологического сопротивления» наблюдали, как орнитолог Андрей Кийко выпускает птиц в вольеры. «Смотрите, они как будто пробуют ходить. Такое впечатление, что не могут поверить в то, что они не на привязи, — указывает государственный инспектор охраны окружающей природной среды Николай БАРАБАШ на одного из орланов белохвостых, который раз за разом поднимает то одну, то вторую ногу и неуверенно подлетает на небольшие расстояния, будто ожидая, что веревка вот-вот натянется и затормозит его короткий полет.
Если суд решит, что птиц удерживали незаконно, то перспективой для животных является заповедник «Розточчя», объясняет инспектор. Он надеется, что в будущем хищных пернатых, возможно, даже удастся выпустить в свободный полет, правда, их придется подкармливать.
А вот Андрей Кийко утверждает, что научить этих птиц жить в природных условиях слишком сложно: «Мы сегодня увидели, что они даже передвигаться хорошо не умеют. Они настолько привыкли сидеть, что делают несколько шагов и сразу приседают. Они неправильно двигаются. Питаются не очень хорошо. В целом, это птицы несколько деградированы. Возможно, лучше будет оставить их в неволе, передать государственным заведениям, где им обеспечат надлежащие условия и, возможно, пробовать их разводить. А уже их потомство, молодых птиц можно будет адаптировать к жизни на свободе. Впрочем, пока говорить о чем-то слишком рано. Потому что каждая птица имеет свой характер и свои способности: одна может научиться всему, что нужно, другую нельзя научить ничему вообще».
Однако пока ближайшая цель — отстоять редких птиц через суд, говорит Николай БАРАБАШ: «Стражи порядка будут принимать меры относительно установления лиц, которые незаконно удерживали птиц. Кроме того, будет поднят вопрос о конфискации указанных птиц в судебном порядке и передаче их в специализированные учреждения на содержание или адаптацию. Государственная экологическая инспекция со своей стороны будет выяснять, соответствует ли действительности информация о том, что это птицы из частного зоопарка в Ялте «Сказка». Совместными усилиями мы будем принимать меры, чтобы эти птицы, не дай Бог, снова не попали к тем хозяевам, которые их держали».