Как проехать в общественном транспорте, перейти дорогу или сходить в магазин? Для людей с недостатками интеллектуального развития такие повседневные вещи — большая проблема. Ежегодно в Украине рождается 200—250 тысяч детей с умственной отсталостью. Всем им нужна помощь специалистов, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни в обществе. Так, в общественной организации «Сонячний промінь» для умственно отсталых людей создали театр «Паростки». За восемь лет его существования актеры стали лучше разговаривать, не боятся знакомиться с чужими людьми и самое главное — самостоятельно ездят в общественном транспорте и даже ходят на спектакли. Сегодня в Украине насчитывается 80 таких театров. А на днях подобные театральные коллективы собрались на VІІ Международном интеграционном фестивале «Сонячна хвиля»: актеры из Украины, России, Литвы, Узбекистана, Беларуси и Польши читали стихи, танцевали, пели и, как считают режиссеры театров, проходили тест на самостоятельность. Действительно ли пребывание на сцене и многочисленные репетиции помогают им адаптироваться к жизни, выяснял «День», посетив «Сонячний промінь» за несколько дней до открытия фестиваля.
РЕПЕТИЦИЯ ВМЕСТЕ С НАСТОЯЩИМИ АКТЕРАМИ
В коридоре здания, где работает театр, шум и суматоха: парни и девушки переобуваются в домашние тапочки и идут в гостиную. Увидев меня у входа, вежливо поздоровались и пригласили идти вместе с ними. Через несколько минут здесь начнется предпоследняя — фактически генеральная — репетиция театра «Паростки» (театр подготовил к фестивалю мини-спектакль «Цветные сны Ежика в тумане» по мотивам сказки Сергея Козлова). Режиссер называет эту постановку уникальной, ведь впервые за время существования театра на одной сцене будут играть обычные актеры и люди с особыми потребностями. Так, главные герои, которым нужно выучить наизусть немало текста — это актеры театральной студии «Вавилон» (студенты Киевского национального университета им. Н. Драгоманова). Актеры из особенного театра воспроизводят на сцене музыкальные этюды — в спектакле это цветные сны Ежика...
Актеры еще раз проверяют, все ли реквизиты на месте: стулья, мяч, микрофон, смотрят, все ли участники спектакля на своих местах, и ждут команды режиссера.
— Ну, что ж, начинаем. Слушайте внимательно мои рекомендации и главное — не балуйтесь во время репетиции. Чем раньше начнем, тем быстрее закончим, — дает последние наставления режиссер театра «Паростки», доцент Киевского национального университета кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого Владимир Федоров.
Как только заиграли аккорды вступительной песни — «Беловежской пущи», один юноша помахал рукой в сторону режиссера: «Андрея нет!». Выяснилось, что один из актеров не пришел на репетицию. Во избежание паники, руководитель театра Виталий Любота подошел к парню и успокоил (позже господин Любота заметил «Дню», что лучше вовремя успокоить актеров, дать понять, что все хорошо, и избежать эмоционального срыва).
...Спектакль продолжается. После вступительной песни актеры показывают первый сон Ежика — полет в облаках: выходят по очереди в центр и радостно выкрикивают в сторону воображаемых зрителей свои имена. А вот актрисе Тоне выпала важная миссия — в конце сна исполнить соло целую песню — «Детство». Конечно, это трудно назвать отличным пением, но если принять во внимание, что поет человек с недостатками интеллектуального развития... Чтобы достичь такого результата, с Тоней, кроме режиссера, на протяжении нескольких месяцев работал педагог по вокалу: в театре действует вокальная студия, где со всеми без исключения актерами разучивают слова песен и учатся исполнять их под музыкальное сопровождение, а для спектакля выбрали именно Тоню, потому что в театре она поет лучше всех.
— Сейчас готовимся к дискотеке, — говорит режиссер Владимир Федоров актерам и заодно подсказывает, что сейчас начнется репетиция очередного сна Ежика — танцев. — Тонечка, можешь ходить прямо, не обязательно сгибать ноги, — делает замечание режиссер в ходе «дискотеки» и показывает, как именно нужно двигаться во время танца, который немного похож на ламбаду.
Когда наступает очередь играть актерам-студентам, участники «Паростків» просто сидят на сцене. Чтобы они не отвлекались во время представления на посторонние вещи, режиссер придумал для них задание — внимательно слушать, о чем говорят главные герои, а над смешными репликами тихо посмеиваться. Чем не развитие внимательности, без чего не обойтись в повседневной жизни?
«АКТЕРЫ УЧАТСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ДЕЙСТВИЯ»
Продолжительность спектакля — 40 минут, но на репетицию ушло в три раза больше времени. Но результат того стоит — по словам режиссера Владимира Федорова, все актеры выложились на все сто. «Особенные» актеры играли даже лучше студентов — свои эмоции передавали намного естественнее. Татьяна, которой выпала роль молодой мамы в этюде об очередном сне Ежика, с такой нежностью и любовью качала на руках куклу, что не поверить в искренность ее чувств просто невозможно.
— Раньше мы играли «Али-Бабу» и «Стену», — вспоминает Татьяна спектакли, в которых уже принимала участие. — Сейчас готовим представление о Ежике. На сцене мне нравится делать все: и петь, и танцевать, и даже просто сидеть.
Тяжело поверить, что восемь лет назад, когда Татьяна впервые пришла в театр, она не могла связать и нескольких слов. И это не единственное изменение, которое произошло с ней и другими актерами «Паростків» за годы реабилитации. На сегодняшний день в театре занимается более 20 человек с недостатками интеллектуального развития возрастом от 18 до 38 лет. Руководитель театра Виталий Любота с радостью отмечает, что актерское ремесло, постоянные перевоплощения, репетиции и выступления на театральной сцене помогли всем им стать более самостоятельными.
— Наши актеры могут собраться группой и поехать на какое-то представление сами — без сопровождения родителей. Они стали более открытыми для общения. И это чрезвычайно большой прогресс, который произошел благодаря актерскому ремеслу, — продолжает господин Любота. — Все наши актеры верят в свое дело и одержимы театром, они им живут. Каждую роль они воспринимают в соответствии со своим мировосприятием и возможностями. Иногда они сами предлагают ход для режиссера. А это уже свидетельствует, что они полностью осознают то, что делают, и что от них требуют. Например, ввести в представление песни-сны предложили как раз актеры «Паростків». А мы с режиссером помогли перевести их любимые песни на язык действия, то есть создать музыкальные этюды.
Путь к адаптации начался у актеров с уроков актерского мастерства. Как рассказал режиссер театра Владимир Федоров, здесь он учил актеров не только выражать на лице свои эмоции, но и здороваться за руку, мужчин — пропускать женщину впереди себя (эту установку актеры усвоили хорошо, приглашая в гостиную, один из актеров вежливо пропустил меня впереди себя. — Авт.), а еще — не бояться сцены. В будущем режиссер мечтает, чтобы его актеры сыграли с настоящими профессионалами.
— Мы вели переговоры с Адой Роговцевой, Вадимом Талашко и ведущими актерами киевских театров, чтобы они сыграли с нами в «Гамлете», — говорит режиссер. — Пока что на реализацию этого замысла не хватает средств. Но первый шаг в этом направлении уже сделан. Совместная игра со студентами также пошла актерам в пользу, они увидели, как нужно вести себя в компании, о чем разговаривать с друзьями и старшими людьми. Кстати, на такой эксперимент пока что не решился ни один из театров, который принимает участие в фестивале «Сонячна хвиля».
Руководители театра убеждены, что их актеры — это находка для режиссеров, поскольку играют они более естественно, ведь верят во все, что делают.