Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Особенный комплекс для особенных детей

Как харьковчанка Наталья Ивашура своими силами решает проблему социализации детей с аутизмом
12 мая, 2016 - 10:32
НАТАЛЬЯ ИВАШУРА ОБЪЯСНЯЕТ: «МЫ ВЫПАДАЕМ ИЗ ВСЕХ ЗАЯВОК НА СПОНСОРСТВО И ПОМОЩЬ. НАШИ ЗАНЯТИЯ РАССЧИТАНЫ НА ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. А ВСЕ ХОТЯТ БЫСТРЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. НО МЫ НЕ ХОТИМ ЖАЛОВАТЬСЯ, И СТАРАЕМСЯ ВСЕ СДЕЛАТЬ САМИ ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Недавно в Харькове открылся Комплекс для детей с особенностями развития. Идея принадлежит Наталии Ивашуре, матери двенадцатилетнего Миши, которому в раннем детстве поставили диагноз «аутизм».  И на ее же плечи и легла ноша по воплощению этого непростого замысла.

ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА НАЧАЛАСЬ С 2008 ГОДА

«Эта идея. Идея живет со мной 24 часа в сутки. Не хочет вставать по утрам и ночью ложиться», — посмеивается Наталья. Сыну Натальи диагноз поставили примерно в три года. Тогда она пошла получать высшее специализированное образование по работе с аутистами. Миша долго не разговаривал, но с помощью заботы и правильной работы с ребенком в пять лет наконец-то заговорил.

Общественная работа Натальи с детьми-аутистами началась с 2008 года, но одного конкретного места не было. Никакой рекламы центр не делал, но через год специалисты начали приходить сами. В основном приходилось размещаться в офисных центрах, а количество и детей, и специалистов росло, и сейчас центру удалось найти помещение, в котором можно было бы обосноваться надолго.

Комплекс разместился на месте бывшей бизнес-гимназии на улице Батицкого, 15, и общими усилиями Наталья и остальные родители «обживают» его. Сейчас сюда ходят 70 семей с детьми от полутора лет и старше. Основные занятия — индивидуальные, потому что для детей-аутистов они самые эффективные.

Детей готовят к школе и помогают школам принять такого ребенка. Каждый месяц центр проводит семинары для педагогов из школ и садиков. Также центр устраивает ежегодный летний лагерь, но их принцип работы отличается от обычного. Тут скорее учат отдыхать с такими детьми, помогают родителям быть готовыми к новым обстоятельствам.

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

Кроме прочего, центр для аутистов старается дать возможность родителям таких детей работать и как-то самореализоваться, чего многие сделать не могли бы. В итоге многие из них получают второе высшее или оканчивают специальные курсы по коррекционному поведению, и поэтому работа комплекса во многом держится на самоотдаче этих самых родителей, заинтересованных в лучшем для детей.

Официальный набор комплекс еще не объявил, хотя постоянно приходят новые семьи. Занятия планируют проводить до четырех часов, потому что многое упирается в питание, а с этим у детей с особенностями развития возникают трудности. У аутистов есть очень сильная выборочность, ритуальность. Они могут не есть пищу определенного цвета, определенной консистенции, и так далее. «Вот мой ребенок ест всего десять продуктов,     — рассказывает Наталья. — Причем, то или иное — под настроение. С питанием все усложняется». Все дети совершенно разные, и к каждому нужно находить свой подход.

«Самая тяжелая категория родителей это те, у кого ребенок до трех лет был обычным, а регресс пошел в три года. Есть такая клиника развития аутизма. И потом они долго не могут осознать это, ведь «он же стихи читал!» — говорит Наталья. — Но мне с ними легче работать, потому что я сама воспитываю особенного ребенка. И я могу сказать им то, что другие не скажут. Но родители всегда находятся в состоянии депрессии, это почти норма. И поэтому хочется, что бы было какое-то место, где бы они могли найти поддержку».

«ЗАНЯТИЯ РАССЧИТАНЫ НА ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Так сложилось, что в Харькове нет специализированного заведения для аутистов, и всего два инклюзивных центра,  поэтому большинство детей сидят дома, не имея возможности подготовиться к контакту с внешним миром. Есть отдельные энтузиасты в школах-интернатах, которые за свои деньги прошли специальные курсы. И кому-то из детей везет попасть к таким преподавателям. Но это единичные случаи. Поэтому родителям приходится находить способы помочь своим детям самим в обучении и социализации.

По словам Натальи, самая большая ошибка, которую может допустить родитель, — молчать о том, что его ребенок необычный. Детям с особенностями развития нужна специальная программа и особенный подход, и незнающий педагог может усугубить проблемы, даже не осознавая этого. И поэтому родителям важно самим знать, как поступать, и предупреждать учителей об этом заранее. «Но, тем не менее, далеко не каждая школа согласится взять такого ребенка. А если и берут, то часто после четвертого класса им дают направление в заведение соцзащиты со словами «мы не можем вам помочь». Сама система не приспособлена, — добавляет основательница комплекса. — Кроме того, мы выпадаем из всех заявок на спонсорство и помощь. Мы не такие ургентные, как раковые детки. Мы не увеселительная организация. И наши занятия рассчитаны на долгосрочные перспективы. А все хотят быстрых результатов. Но мы не хотим жаловаться, и стараемся все сделать сами по мере возможностей. Главное — сейчас у нас есть место, и дальше мы надеемся на лучшее».

Елизавета ПЕРАЛЬТА, Харьков, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ