Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Остер – новый шанс

Три года тому назад город решился на довольно сложный для себя шаг — создание ОТГ
23 июля, 2019 - 11:41
ФОТО WIKIPEDIA.ORG

Успешной реформа считается в том случае, если она становится безвозвратной и какая бы политическая сила не пришла к власти, она будет вынуждена считаться с новыми реалиями, возможно — корректировать их, но не отменять. Среди изменений последних лет не больше ли всего шансов именно для такой трактовки — у реформы местного самоуправления. Вне очевидных сложностей, в первую очередь, неготовности подавляющего большинства граждан жить в условиях, что, наконец-то, реально изменяются, она опирается на здоровую основу — ощущение хозяина. Точнее — его формирование. Лучше всего изменения, что уже есть и которые, надеюсь, будут демонстрировать, наблюдаются на примере малых городов и поселков. А теперь — некоторые впечатления от Остра.

Это  административный центр территориальной громады находится на полдороге между Киевом и Черниговом. Вероятно, что из-за такой особенности в древние времена группа разбойников избрала его, чтобы собирать своего рода «дань» с путешествующих. Нападение координировали свистом — отсюда и легенда о Соловье-разбойнике. Тогда город располагался на перекрестке торговых путей, благодаря чему быстро рос. О славном седом прошлом напоминают руины Михайловской церкви ХІ в. — Юрьевой божницы. А о недавнем прошлом — многочисленные сооружения XVIII — ХІХ вв., которые используются по назначению и доныне, придавая городку неповторимого шарма. А еще — роскошность окружающей природы: город расположен на берегу одноименной реки, полукругом его огибает Десна, создавая полуостров, совсем недалеко — Днепр.

Из-за таких особенностей Остер в свое время стал любимым местом отдыха для киевлян и не только. Разрушительный удар по его благополучию нанесла Чернобыльская катастрофа — город пострадал от радиоактивных выбросов и попал в четвертую зону. Поэтому исчезла целая отрасль, на которую опиралась его экономика — рекреация (лишь теперь появились предпосылки для ее возрождения — природа преодолевает последствия действий человека). А затем пришли 90-е годы — остановился радиоприборный завод, стал банкротом рыбколхоз. Об их размахе теперь напоминают покинутые здания, а еще — большие незадействованные площади просто посреди застройки.

Три года тому назад  Остер решился на довольно сложный для себя шаг — создание ОТГ. Предыдущие финансовые расчеты радужной перспективы не ему давали, но, по крайней мере, небюджетная сфера становилась главным налогоплательщиком: первое место по поступлениям в городской бюджет принадлежит ГП «Остерское лесное хозяйство». Значительная часть средств идет от производителя домашнего текстиля ТМ «Руно». А из непроизводственной сферы выделяется Остерский колледж строительства и дизайна.

В последнее время начала возрождаться отрасль отдыха — и не только потому, что киевляне покупают или строят недвижимость в Остре с очевидной целью. В позапрошлом году на поприщах громады открылся уникальный парк живой природы «Беремицкое», что в дальнейшем разнообразит свою деятельность. Скажем, планирует провести у себя фестиваль средневековой культуры и исторического фехтования «Северские викинги». Причин для такой локации две — близость к Киеву и среда, которая очень напоминает период Киевской Руси. Так история в Остерской громаде начинает объединяться с экономикой, что выглядит обнадеживающе. Впрочем, простите, все же три — у бизнеса появился адекватный партнер в виде самоуправляющейся власти, которая больше заинтересована в развитии конкретной территории, чем государственная. Это реинкарнация магдебурии  (между прочим, Остер — город Магдебургского права). В ближайших планах — строительство этим же предприятием четырехзвездочной гостиницы на реке Остер (в пределах города) — для расширения туристических маршрутов в региональный ландшафтный парк «Межречинский». К этому проекту  будет приобщаться и соседняя Деснянская громада. А рядом село Моровск — родина Ильи Муромца. Громада и бизнес проявляют к таким объединениям повышенный интерес (раньше такого не наблюдалось), и у них начинает получаться.

Похоже на то, что прекрасные придеснянские территории в Остре с покинутыми, полуразрушенными зданиями также в обозримом времени получат своего инвестора (пока еще конкретики нет). Но есть преграды — вопросы собственности, которые придется решать. Досаднее всего, что, по крайней мере, часть этих проблем создана искусственно — остатки прежнего дома отдыха Министерства обороны, что теперь вместе с землей переданы в управление Козелецкой райгосадминистрации, превратились в трущобы едва не в центре города около Десны. Это наглядный пример, как искусственно государство может тормозить использование ресурса, который находится в его распоряжении.

Из скрытых туристических возможностей громада недавно обратила внимание на Михала Чайковского, известного также как Мехмет Садык-паша. Яркий представитель «украинской школы» в польской литературе, политик и военный — знаменитая фигура в Польше и недооцененная в Украине. Он — вероятный автор программного произведения Кирилло-Мефодиевского общества «Закон Божий Книги бытия украинского народа» (или же первой версии). На руках Михала Чайковского умер Адам Мицкевич. Свои последние годы жизни он провел в селе Бирки нынешней Остерской территориальной громады, похоронен рядом — в селе Пархомов (местный сельский совет пока еще никуда не присоединился). А теперь о грустном — оригинальная усадьба сгорела, место захоронения известно, а вот плита исчезла — была и пропала... До появления новой громады это никого не волновало. Теперь она задумалась о мемориализации мест — как способа для самопродвижения. В частности — среди поляков.

Значительный потенциал у городского краеведческого музея, который владеет прекрасной коллекцией старинных вещей (16 тыс. экспонатов). Да и сам дом, подаренный громаде в начале ХХ в. генералом В.К. Солониной, незаурядная ценность — чего стоят хотя бы оригинальные изразцы на печах, настоящая резная мебель прежних хозяев. Но интерактивным его не назовешь. Впрочем, замыслы есть.

Громада также намеревается немало вложить в свое благоустройство и развитие коммунальных услуг — их сочетание с окружающими природными очарованиями могут превратить Остер в комфортное, а следовательно — желаемое место для жизни. Не то, чтобы явные вещи раньше игнорировались, но раньше  мирились со многими неудобствами. Да и речи об этом не было.

Отдельная интересная тема — развитие спортивной инфраструктуры. Живописная пересеченная местность как бы создана для этого. Между прочим, не только о традиционных направлениях речь. Остер знаменит своими картингистами. Пока еще на уровне идеи, но — чем не удобное место для картодрома?

В большинстве случаев идет речь о замыслах. Но есть желание и виденье — чего нужно достичь. А это уже немало. Со временем приходит и понимание шагов, необходимых для реализации задуманного, умение распоряжаться невиданными до сих пор ресурсами. Появление последних на базовом уровне вместе с новыми полномочиями создало принципиально новую ситуацию, которая дает Остру и многим другим малым городам и поселкам шанс на развитие в мире, что стремительно изменяется.

Владимир БОЙКО, Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ