Как бы не старался полосатый столб, что стоит у бывшей почтовой станции дилижансов на Почтовой площади, обратить на себя внимание — не получится. На бойком этом месте есть и другие, более реальные соблазны, к тому же плотный транспортный узел диктует постоянную народную суету. Столб же — он и есть столб. Стоит, значит, это кому-то нужно, не мешает — и хорошо. И не догадаться, что он — единственное напоминание о событиях вокруг домика на Почтовой более чем 20-летней давности.
Именно в то время решили создать в старинном особнячке бывшей Киевской почтовой станции музей. Специалисты тщательно подошли к его реставрации. Надо сказать, что в свое время конная почтовая станция играла заметную роль в жизни Киева. Известно, что она была не единственной, но подольская имела особое значение. Прежде всего, из-за расположения — в оживленной части города, где сосредоточены базары, магазины, кустарные и промышленные предприятия, контрактовая ярмарка, пристань. Особнячок примостился, к тому же, на пути важнейших центров государства.
Приступая к реставрации, специалисты изучили старинные планы, даже открытки, и пришли к выводу, что особенно пострадал от переделок фасад с его оригинальным решением деталей, носящий черты классицизма середины ХIХ столетия. Подол, как известно, не только не единожды горел, но и затапливался. Подвальное помещение здания удивило оригинальной системой отведения воды, необычным сваевым фундаментом. Все планировалось сохранить. Изучение структуры домика, разных слоев, анализ кладки, растворов подтвердили датирование и помогли воспроизвести истинное «лицо» почтовой станции до многочисленных переделок, осуществленных далеко не всегда на должном уровне. Все развивалось вроде бы последовательно, с уважением к прошлому города — и логично, что там решили обустроить музей с экспозицией старинного дорожного быта, комнатой почтмейстера, в интерьере которой нашли бы свое место разные вещицы, связанные со службой связи. И еще одно везение — самое главное — страстный коллекционер, бывший доцент автомобильного вуза Александр Лазаренко, всю жизнь собирал то, что должно было бы стать наполнением, душой экспозиции. Каждая находка — удачно отысканная, приобретенная на свои средства, согрета его восторгом: то ли деталь старинного экипажа, упряжки с колокольчиками, модели зимних и летних кибиток, оружие для защиты от волков, погребцы — своеобразная тара для сохранения в дороге еды, разнообразные фляги, козубцы.
Ведя с ним интервью, запомнила, что он всегда интересовался, как же путешествовали люди, когда не было самолетов, поездов, автобусов, машин. Тогда ведь тоже приходилось преодолевать дальние расстояния, да еще каждые 25 верст менять коней. Именно на таком, приблизительно, отрезке дороги и располагались маленькие периферийные станции одна от другой. О чем, например, может рассказать подорожная — документ на право пользования лошадьми? В коллекции собраны подорожные Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова. Изучение их имеет определенную историческую, литературоведческую ценность, так как помогает уточнить многие биографические детали известных людей и рассказать о повседневных заботах простого люда. Запомнился из его рассказа и такой любопытный факт: оказывается, с уличным шумом начали бороться еще наши предки, о чем свидетельствует документ «Положение о сигналах дилижансов, запрещающее пользоваться рожками и поддужными колоколами», изданное в 1864 году. Или весьма актуальная во все времена инструкция: «Кому по чину положено лошади»...
Разговор наш проходил под аккомпанемент зимнего плача за окном, под стон колючего ветра, и потому звучал загадочно и очень хотелось, чтобы задуманное осуществилось, — ведь коллекционер и его семья все собранное решили подарить новому музею, киевлянам. Все ждали новоселья в старой, но обновленной после реконструкции станции дилижансов. Каким теплым мог бы быть музей у нас, да как говорят, не судилось. Что-то стало ломаться в первоначальных планах, началась чехарда с размещением коллекции, в итоге в домике так и остались какие-то конторы. От коллекции остался только верстовой столб. Хоть и потерял всю свою почтовую семью, как в насмешку, остался сторожить уже чужой дом.
Настоящая паника была у старого коллекционера и его семьи, как за судьбу собрания, так и за здоровье самого Александра Николаевича.
К счастью, прознали в нежинском музее «Почтовая станция» о выходке нашего избалованного города, вернее, тех, кто за нас принимает решения, кому во все времена «по чину положено лошади». Прислали машину за удивительной экспозицией, бережно и с благодарностью перевезли дар. Именно в Нежине коллекция с тех пор обрела свой дом.
Остолбеневшее эхо тех дней сохранил только столб на Почтовой и памятная табличка, подтверждающая архитектурную ценность особнячка, став своеобразным памятником благим намерениям и глубокому равнодушию, которое, к сожалению, никуда не испарилось.
И сегодня могла бы повториться подобная история.
Стоит добавить, что ныне здесь работает выставка по истории Магдебургского права. Это тоже интересно. Но, согласитесь, это совсем не почтовый музей в почтовом домике.