УКРАИНСКАЯ ЛОГИКА В ТАТАРСКОМ ВАРИАНТЕ
Приближаюсь к Бахчисарайскому дворцу, в котором тот самый знаменитый фонтан, давший название поэтическому бестселлеру Пушкина. Однако многие из видевших Фонтан слез, утверждают, что это не более чем «ржавая струйка», остальное, — художественная фантазия. Надо разобраться. Это — во- первых.
Во-вторых, любопытна сама по себе резиденция крымских ханов Гиреев, полчища которых регулярно в течение столетий терроризировали своих соседей славян: поляков, украинцев, русских.
В-третьих, архитектурный ансамбль включает в себя и самую интригующую европейское воображение территорию — гарем. Охота поглядеть, как там содержались ханские жены. Хотя насчет «европейского воображения», нужно заметить, что у князя Владимира до крещения и до того, как он женился на византийской царевне Анне, тоже хватало жен во главе с ранее любимой супругой Рогнедой.
Как они, властители, управлялись с этой дамской ватагой — трудно представить? Тут пока с одиночными экземплярами управишься — запаришься. А у этих ребят — сотни дам сердца. Тема, поднимавшаяся в песне из фильма «Кавказская пленница». Ладно — вернемся в Крым.
Бахчисарайский дворец встречает гостей арочным входом, над которым в прямоугольнике нарисован знак в виде двух дерущихся пресмыкающихся зеленого цвета. Легенда утверждает, что это змеи. Все может быть, только непонятно почему они с ножками? История возникновения этого знака — такова.
Оказывается, несмотря на радикализм славянской пословицы «непрошеный гость хуже татарина» — у татар хватало своих «непрошеных гостей». В XVI веке для них это были Золотая Орда и Османская империя.
И думал хан Менгли-Гирей, как избавится с одной стороны от бывших «соратников по партии» — Золотой Орды, от которых он обособился, а с другой — от всепоглощающих турков. Положение на тот момент было напряженным. Но тут с его сыном случилась интересная история.
Пошел он на охоту, чтобы отвлечься от военно-тактических заморочек. И вот пока его слуги загоняли лису или кабана, прилег у речки. Как вдруг он увидел схватку двух змей. Сцепились в клубок, шипят, стараются побольше друг в друга яда впустить. Совсем как политики. Одна победила и попыталась нанести смертельный удар своей жертве, но тут из кустов выползла другая претендентка на победу. Стычка возобновилась. И эти крупные гады ползучие так увлекись, что покатились куда-то в заросли. А маленькая змеючка — осталась лежать: полужива-полумертва.
Поглядел на нее Гирей-младший и подумал: «В точности как наш род. Того и гляди, копыта откинет». Может он не совсем так подумал, а приблизительно. Какие у змей «копыта»? А с другой стороны, почему- то на рисунке змеи — с ножками. Значит, мы не слишком грешим против физиологии, поскольку общий смысл ясен.
Однако эта мелкая пресмыкающаяся нашла в себе силы, поползла к речке, поплескалась там, а потом довольно бодро вылезла и «почесала» по делам.
Гирей-младший решил, что это вещий знак и побежал папе рассказывать. Мол, так и так произошла потасовка. Крупные змеи — Османская империя и Орда, а мелкая, но живучая — Крымское ханство. Папе очень понравилась сыновья трактовка.
Гиреи разработали стратегию, как уходить от более могущественных врагов, сталкивая их. И действительно, что касается Золотой Орды, им удалось соскочить с крючка. Орда вскоре рассыпалась окончательно. А вот в зависимость от Турции они все-таки попали, но 250 лет их род еще оставался при власти.
Менгли-Гирей на месте змеиной разборки в 1502 году основал дворец, вокруг которого разросся город.
Бахчи-сарай — переводится как сад-дворец из-за обилия деревьев. (Почти как Киев, если последние архитектурные застройки не сведут на нет его славу «города в парке»).
Две дерущихся змеи стали фамильным гербом Гиреев. Причем там нет «главной» — третьей. Она, как самая хитрая, — за кадром.
Эта «охотничья история» близка нашему менталитету, в свете украинских исторических маневров. Только выбирать Богдану Хмельницому приходилось, не из двух политических змей, а из трех: польской, турецкой и российской. Подробности известны.
Куда ни глянь в этом мире — одни аналогии...
ИЗ ЛИЧНЫХ ДЕЛ
Каждый из Гиреев на память о себе оставлял во дворце какое-нибудь сооружение: каменную беседку, зал собраний, Золотой фонтан, и, наконец, самое интересное: Керим-Гирей в 1764 году заказал иранскому мастеру Омеру дюрбе Диляры-бикеч, что, собственно, и есть — Фонтан слез.
Эту грустную историю нам поведала смешливая татарская девушка-экскурсовод. Она своим темпераментом и яркими джинсами контрастировали с сооружением, призванным вызывать печаль. Да еще при таком огромном потоке туристов буквально выпаливала всю информацию, которую она считала необходимой.
Бахчисарайский знаменитый фонтан — олицетворение скупых мужских слез.
Правил тогда жестокий хан Крым-Гирей, который имел обыкновение вырезать свои жертвы целыми народами. Но влюбился он в одну плененную девицу. По легенде она была полькой.
Стала она звездой гарема, благодаря не только своей северной красоте, но и отзывчивому характеру. Звали ее Мазуг (Мария). Всем помогала и лишь хану помочь отказывалась, не разделяя его страсти. А потом скоропостижно скончалась.
Хан очень по ней горевал. Вызвал лучшего художника, которым на тот момент являлся иранский мастер Омер, и приказал соорудить ему фонтан, который бы олицетворял всегдашнюю ханскую скорбь по любимой.
Омер согласился. Но неожиданно огорошил хана обвинением: оказывается во времена своей жестокой боевой молодости тот убил его жену и дочь! «Поэтому памятник будет не только твоей, но и моей скорби», — закончил свою речь Омер. Хан принял его условия.
Художник напряг все свои творческие возможности для создания этого шедевра, который уже в 1820 году и видел Пушкин.
Интересно, что историю, которая легла в основу поэмы, Александру Сергеевичу сообщила ему Софья Потоцкая, дочь той самой Потоцкой, в честь которой названа уманская Софиевка.
И вроде бы польскую невольницу (отца которой так же убил Крым- Гирей) звали Мария Потоцкая. Возможно, Софья была родственницей Марии и поведала эту историю поэту, как одно из семейных преданий.
Получается, что не только Роксолана, узурпировавшая своими чарами власть над турецким султаном, но и Мария, заставившая страдать крымского хана: обе эти легендарные гаремные жены так или иначе связаны с Украиной. И в обоих случаях — их браки (через частичное или полное расстройство нервов восточных владык) вскоре привели к ослаблению государства-противника. Символично. Украина и сильна, и опасна своими женщинами!
ФОНТАНЫ ИДЕЙ
Теперь, что касается того, что представляет собой этот фонтан (и другие в Бахчисарайском дворце) и почему некоторые туристы разочарованы.
Вода поступает в них только из родника. Водонапорных башен у татар не было. Поэтому все фонтанчики — вялотекущие ( хоть и вода в них — питьевая). Поэтому любой скульптор и художник должен был рассчитывать только на природный напор воды. Отсюда — и небольшие, почти «домашние» размеры сооружений. Несмотря на этот формат, все они являются определенными филосовско-нравственными моделями.
Фонтан слез представляет собой мраморную плиту, вплотную придвинутую к стене. Из этой плиты высечены по бокам чаши (ассоциативно: чаша терпения, купель слез), расположенные в шахматном порядке так, что с края верхней чаши, вода тоненькой струйкой стекала по плите — в нижнюю. И т.д. А сами эти струйки олицетворяют — слезы скорби.
Другой фонтан — Фонтан жизни — имеет более философский характер. Он находится в апартаментах для отдыха Бахчисарайского дворца.
Фонтан жизни представляет собой конический мраморный стержень. Струйка воды, бьющая вверх из его «макушки», — олицетворяет детство. Боковые струи — молодость и зрелость. А струи из нижней части, стекающие вниз — старость.
Такие вот глубокие идеи воплощали в своем творчестве старинные мастера.
Хотелось бы порасспрашивать современных скульпторов и архитекторов относительно некоторых недавних творений в Киеве. Думаю, немного наскребется там смысла. Одна, к примеру, из современных художественных идей, отражающая национальное сознание сводится к постройке гигантской гостиницы «Украина» в форме трезубца. Берет? Слава Богу, что это только в проекте!
СКОЛЬКО ВЕСИТ«ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА»?
Свита хана насчитывала до 300 человек. В жены старались брать черкешенок или грузинок. По части росписи употреблялась арабская каллиграфия с разными оберегами. Например, от зависти (полезная вещь!).
Девицам не позволялось лицо показывать никому, таскали невольниц в паланкинах со специальными сеточками. Но надо сказать, на территории гарема достаточно комфортные условия существования, насколько их можно было сделать. От фруктово-овощных радостей — до сладостей. Музыка наяривала по пять часов в день.
У девушек в качестве проверки на подготовленность к замужеству служили личные вышитые покрывала, ковры и прочие изделия такого рода.
После развода (оказывается хан мог дать развод!) экс-супруге позволялось утащить на себе все украшения, которые он ей подарил. Здесь девушка-экскурсовод особенно приободрилась. И есть от чего. Полный набор (включая головной) таких золотых драгоценностей весит (судя по стенду) — килограмм пятнадцать. Можно понять женский оптимизм. Хотя таскать на себе все это в быту — надо иметь сноровку средневекового рыцаря...
ОТ ТРАГЕДИИ — К ФАРСУ
Я старательно записывал за смешливой девушкой-татаркой всякие разности, связанные с жизнью ханского дворца. Вдруг она привычной скороговоркой говорит загадочную фразу:
— Если мальчик уйдет — пили кофе.
— А если уйдет девочка, пили чай? — недоуменно спросил я.
Временно гид от смеха вышла из строя. Заливаясь слезами от хохота, она указала на стенд, возле которого болтался непоседливый мальчишка из нашей группы и заслонял экспозицию.
— Нет. Если этот мальчик отойдет — я расскажу о кофейной церемонии....
Но еще минуты две говорить она не могла. Думаю, на этом месте, благодаря ее и моим стараниям, нужно воздвигнуть фонтан смеха!
Последний прикол на тему Запад-Восток. Здесь недавно произошло открытие фонтана духов. Духов, а не духов — ударение на первом слоге. Некий предприимчивый француз придумал поставить прямо на территории Бахчисарайского дворца фонтанчик в стиле местной архитектуры, из которого круглосуточно текут духи.
Хватать струю пальцами нельзя, потрогать бортик — разрешают. Она действительно сладко-маслянистая. Тут же парочка продавщиц толкают продукцию во флакончиках «по цене производителя». Вот она — интеграция в действии: восточная философия, умноженная на западную оборотистость!