Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От курса по «Тактической медицине» – до пособия

или Эффективность, определяемая спасенными жизнями
20 апреля, 2022 - 11:13
ФОТО REUTERS

«Рецепты победы, или Как повысить эффективность волонтерства» – так назывался блог в «Дне» (25 марта т.г.) Виктора КОРСАКА. Он человек, известный не только на Волыни, но и в мире. Поскольку кроме того, что является главой совета директоров VOLWEST GROUP, доктором экономических наук и кандидатом медицинских наук, он – и основатель Музея современного украинского искусства Корсаков в Луцке.

Но с началом войны стал вместе со своей командой и волонтером. И то, что делает эта команда – креативная и активная – вызывает восхищение и уважение. О том, чем сейчас занимается Виктор КОРСАК и его единомышленники, – в нашей беседе.

– Еще до начала войны вы одни из первых на Волыни организовали обучение по тактической медицине для всех желающих. А также учили обращаться с оружием, поскольку имеете и тир. Известно, что в день на обучение приходило по полтысячи человек! Вы вспомнили и свое медицинское прошлое, поскольку по первой профессии хирург, поэтому сами проводили обучение по тактической медицине. Оправдали ли себя эти усилия, стоит ли давать людям такие знания?

– Наше обучение «Тактическая медицина и боевая подготовка», которое мы интенсивно продолжаем, имеет два аспекта:

• Первый – мы даем базовые теоретические знания и практические навыки, что в комплексе является наиболее эффективной комбинацией, так как человек не только знает, что нужно делать, но и умеет это делать. Понятно, что это очень важно для наших воинов, для которых мы часто преподаем в экстремальных условиях (об этом мы расскажем после победы), а также для мирных жителей, так как вероятность использования полученных навыков, к сожалению, сегодня очень высока.

• Второй – это существенная психоэмоциональная разрядка, так как мы больше всего переживаем о «чем-то», когда не имеем достаточно информации об этом «чем-то». Когда люди получают эту информацию, общаются, обмениваются впечатлениями, то психологическое напряжение снижается. Это очень хорошо чувствуется, когда наши «студенты» приходят на учебу возбужденные, встревоженные, злые, а выходят расслабленные, уверенные в себе и значительно более добрые.

– Вторым направлением вашего участия в приближении нашей помощи стали поставки медицинских аптечек на фронт. Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись при формировании аптечек. Кто, собственно, занимается у вас этим делом? Какие выводы должны сделать на будущее, чтобы не пришлось с мира по нитке, образно говоря, собирать нужные медикаменты и приспособления для оказания помощи?

– После начала активной фазы войны я не очень понимал, что делать и куда «бежать». Очевидно, что пойти насыпать песок в мешки или разливать коктейли – это не очень эффективное использование моего ресурса и ресурса менеджмента нашей компании. Через полтора дня я осознал, что нужно заниматься прежде всего тем, в чем мы являемся профессионалами. И тогда начали приходить идеи: сначала об организации курса «Тактическая медицина и боевая подготовка», так как у нас большой опыт обучения людей (у нас в структуре функционирует «Бизнес-академия практического менеджмента PMBA»).

Затем мы создали Центр помощи временно перемещенным лицам. Наш культурно-развлекательный центр «Адреналин Сити» в мирное время занимался отдыхом, поэтому логично, что этим он и занялся, на основе волонтерства, во время агрессии. У нашей корпорации VolWest Group есть много направлений, и мы для каждого бизнеса придумали определенную форму помощи нашему государству.

Когда через несколько дней к нам пришла помощь из Европы и мира от SPAR International, где были продукты и медицинские средства, первые фуры мы просто отдали на областную военную администрацию. Тогда я обратил внимание на субъективность и недостаточную эффективность распределения помощи, поэтому решил, что с последующими поступлениями будем работать самостоятельно.

Так родилась идея формировать сухие пайки для ВСУ, ведь когда войска в тылу, их с радостью волонтеры кормят варениками и борщом, а когда в окопах или разведке – это сложно реализовать. Часть продуктов мы собираем как гуманитарную помощь, часть – докупаем. И уже более 10 тысяч таких пайков были укомплектованы и отправлены на фронт (этим занимаются работники сетей «Наш Край» и SPAR).

Что касается аптечек, то преподавая «Тактическую медицину» в воинских частях, я часто видел ящики с валяющимися по углам медикаментами, и солдаты не знали, что с ними делать. Поэтому мы быстро заказали по натовскому стандарту футляры для аптечек (чтобы иметь правильный образец) и наладили пошив своих. Далее попросили у наших партнеров из SPAR International необходимые для аптечек и тактических медицинских рюкзаков медицинские средства. Понятно, что им удалось найти для нас далеко не все. Остальные мы докупили и получили от наших партнеров – волонтерских центров, которые часто не понимают, что делать с медикаментами, чтобы использовать их наиболее эффективно и не отправлять туда, где они в избытке.

Так что нашим ключевым фактором успеха оказалась способность формировать конечный продукт: индивидуальные военные аптечки и тактические медицинские рюкзаки, которые в большом дефиците у нашей армии. И это стало возможно благодаря тому, что в структуре нашей компании есть сеть клиник семейной медицины «Бихелси». Врачи и медсестры наших клиник в свободное от работы время с энтузиазмом реализуют этот проект: кто-то ездит по волонтерским центрам и подбирает необходимые препараты и медицинские средства, кто-то формирует индивидуальные военные аптечки, кто-то – тактические рюкзаки.

Что касается выводов, чтобы в будущем снова «не пришлось собирать с миру по нитке медикаменты», то все очень просто: нужно понять, что медицина на войне соизмерима с оружием.

То есть руководство государства должно понять, что 50% в победе – это уничтожить врага, а остальные 50% – это спасти жизнь раненого. В то же время инвестиции в эти другие 50% в тысячи раз ниже и копеечные по сравнению с инвестициями в оружие. И они состоят из инвестиций в знания тактической медицины и в медицинские средства, необходимые для ее обеспечения.

– Только что вышло в свет пособие по тактической медицине под вашей редакцией. Что побудило его издать? На какой резонанс надеетесь? Кто участвовал в его подготовке?

– Что касается пособия, то идея возникла, когда я осознал очень низкий общий уровень медицинской подготовки наших новобранцев. И это логично, ведь что говорить о «мирных жителях», когда нас, врачей, не учили тактической медицине. Еще о первой медицинской помощи кто-то слышал, а тактическая медицина, я так понимаю, пришла к нам после 2014 года.

Поэтому, ознакомившись с существующей литературой по этому направлению, я понял, что знание этой дисциплины и наличие навыков чрезвычайно важны в боевых условиях и могут спасти тысячи жизней. Поэтому мы интенсивно преподаем этот курс: уже более 7000 слушателей, из которых более 1000 – солдаты, однако это очень мало. Поэтому я решил создать руководство по тактической медицине и вкладывать его в тактические медицинские рюкзаки, которые мы формируем, раздавать медицинским инструкторам и солдатам. Я убежден, что таким образом мы сможем поднять уровень осведомленности наших воинов по этому поводу, что поможет спасти их жизнь и жизнь их собратьев.

При создании этого пособия я использовал материалы «Стандарта подготовки И-СТ-3», разработанные Украинской военно-медицинской академией (научный руководитель М.И. Бадюк), а также материалы из книги «Тактическая медицина для подразделений специального назначения», которая была создана из опыта ОЗСП НГУ «Азов» согласно учебным и тренировочным протоколам передовых армий мира (под редакцией С.Березан, С.Ротчук). Кроме того, я общался со многими украинскими и зарубежными санинструкторами, у которых был большой боевой опыт в разных странах мира.

Что касается «ожидаемого резонанса», то единственный критерий успешности этого издания – спасенные жизни наших славных воинов благодаря знаниям, полученным из этого руководства. А это очень много, возможно, самое большое, что я сделал в своей жизни.

– Я уже писала в «Дне» об арт-батальоне от Музея современного украинского искусства Корсаков («Художественный марафон продлится до нашей победы!», 4 апреля т.г. ). Творческий марафон проходит каждый день, без выходных. И это тоже огромный вклад в приближение нашей победы. Что еще есть в планах? Потому что создается впечатление, что вы действительно в определенной степени переквалифицировались в волонтера по помощи украинской армии, вынужденным переселенцам из «горячих» точек. Хотя были и остаетесь бизнесменом, управленцем.

Не мешает ли волонтерство основной деятельности? Ведь чтобы помогать, нужно сначала заработать.

– Что касается планов, то запускаем проект по производству кровоостанавливающих турникетов: имеем бета-версию прототипа, покупаем технику, набираем людей. Очень хочется, чтобы каждая аптечка была укомплектована не только жгутом типа Эсмарха, но и турникетом.

– Что касается планов, то запускаем проект по производству кровоостанавливающих турникетов: имеем бета-версию прототипа, покупаем технику, набираем людей. Очень хочется, чтобы каждая аптечка была укомплектована не только жгутом типа Эсмарха, но и турникетом.

Относительно волонтерства и бизнеса. Еще в мирное время я подчеркивал, что парадигма развития нашей компании предполагает баланс между КСО (корпоративной социальной ответственностью) и высокой эффективностью бизнеса, то есть одно должно усиливать другое и наоборот.

А еще я убежден, что два дела на протяжении жизни нельзя делегировать: это «зачатие» своих детей и стартапы.

Что касается второго, то каждое направление в волонтерской деятельности – это фактически стартап, ничем, по сути, не отличающийся от формирования нового бизнеса.

Поэтому на начальных стадиях для качественного старта волонтерских проектов нужно погружаться лично. Понятно, что буквально через неделю часть функций начинаешь делегировать, а через месяц оставляешь себе вопрос контроля.

Что касается наших бизнесов, то, конечно, все непросто: есть такие, которые остановились, есть более или менее держащиеся. У нас профессиональный менеджмент, поэтому я уверен, что все будет хорошо.

А еще у нас уже есть ряд новых идей, чем мы будем заниматься после победы, и основой для этих стартапов, вероятно, станут наработки и опыт, который мы приобрели во время волонтерства.

На мой взгляд, это и есть баланс между бизнесом и КСО.

Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк. Фото предоставлены Виктором КОРСАКОМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ