Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От Олимпиады гениев до сотрудничества с NASA

«Каждый ученик, участвующий в международных соревнованиях, представляет всю нашу страну», – заместитель директора НЦ «МАНУ» по международным отношениям Евгений КУДРЯВЕЦ
21 декабря, 2021 - 16:42

В этом году школьники-МАНОВЦы в очередной раз завоевали для Украины значительное количество наград, удивляя мир своими знаниями из разных сфер: от нейронаук (Виктория Виджак завоевала «золото» в международном состязании школьников по нейронаукам International Brain Bee) до философии (Александра Ховрак завоевала третье место на Международной олимпиаде по философии). А новость о Виктории Панченко, получившей бронзовую медаль Олимпиады гениев, стала известна, наверное, всей Украине (о других наградах украинцев, в том числе и на этом соревновании, можно прочитать на странице Малой академии наук в соцсетях).

Успешным 2021-й стал и для Малой академии наук как институции. В частности, удалось открыть первый государственный бизнес-инкубатор полного цикла Ukrainian Future Incubator, а 12 августа состоялась презентация проекта Международного центра детского научного творчества (комплекс, как показывает макет, обещает быть грандиозным). Малая академия наук сумела приобщиться и к программе студенческих экспериментов SSEP, благодаря участию в которой научные работы украинских школьников могут попасть на Международную космическую станцию. А 2022-й будет насыщен масштабными научными событиями: Genius Olympiad Ukraine, открытие Музея математики, проведение в Украине Международной ученической олимпиады по астрономии и астрофизике и Международной молодежной научной олимпиады. И это только часть запланированного. Какие преимущества для украинцев предоставляет Genius Olympiad Ukraine? Каким будет Музей математики? И как сделать Украину центром международных научных событий? Об этом поговорим с Евгением КУДРЯВЦЕМ, заместителем директора НЦ «МАНУ» по международным отношениям, директором Genius Olympiad Ukraine.

КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

— Начать хотелось бы с космического во всех значениях этого слова проекта — американской программы по развитию научного и STEM-образования, организованной Национальным центром образования наук о Земле и космосе США (NCESSE) и Институтом космического образования имени Артура Кларка (Arthur C. Clarke Institute for Space Education) при поддержке НАСА (NASA). Благодаря участию в нем научные эксперименты украинских школьников могут попасть на Международную космическую станцию на орбите Земли. Как Украине удалось приобщиться к этому проекту?

— Мы много лет сотрудничаем с США, в частности, с университетами, представителями НАСА, общественными организациями. И один из проектов, который нам давно нравился и к которому имели доступ только американские и канадские ученики, — это программа ученических экспериментов. Поэтому вместе с Посольством Украины в США мы вместе начали работать над тем, чтобы украинские школы присоединились к этой инициативе.

В августе этого года мы провели ряд переговоров, в которых согласовали, что при определенных условиях Украина может стать третьей страной этой программы. Сначала нам предложили принять участие уже в следующем учебном году, поскольку времени на подготовку пакета документов оставалось меньше трех недель. Хотим поблагодарить посла Украины в США Оксану Маркарову за поддержку в этом проекте: мы успели все подготовить, чтобы приобщиться в этом году, и 1 сентября все было официально утверждено.

Что именно предполагает программа студенческих экспериментов SSEP?

— На этот проект подается не отдельный ученик какого-нибудь среднего учебного заведения, а сама школа посылает заявку и должна решить, сколько классов будет участвовать. Американская методика состоит в том, что не избранные, а все учащиеся в классе должны приобщиться. Школьники делятся на команды по три-пять человек и формируют исследование, которое потребует проверки в космосе. Все необходимое для этого эксперимента нужно сложить в специальный контейнер (в каждую школу посылается пакет с этими контейнерами НАСА).

В этом году у нас приобщилось семь школ. До этапа готового проекта дошло 350 учеников, это около 70 попавших на оценивание команд. Далее из них от каждой школы было выбрано по три претендента, а впоследствии один, работы которых оцениваются в США. Сейчас этот процесс как раз идет, и 16 декабря будут объявлены победители.

В следующем году контейнеры с работами победителей будут загружены на ракету и отправлены в космос, где астронавты по инструкциям школьников будут проводить эксперимент. И если все будет хорошо с разрешениями на путешествия, команды-победители смогут наблюдать за запуском ракеты с экземплярами на мысе Канаверал. Затем эти экземпляры, прибыв на Землю, возвращаются детям, и учащиеся могут сравнить результаты своих экспериментов, проведенных в земных условиях и в космосе. А параллельно все дети смогут разрабатывать космические нашивки на форму, которая улетит в космос и вернется к нам. В нашей миссии она тоже будет.

«НЕ ТОЛЬКО ЗАИМСТВОВАТЬ, НО И ФОРМИРОВАТЬ ТРЕНДЫ»

- В этом году Украина первой в мире получила от США лицензию на проведение национальной Олимпиады гениев. Какие факторы влияли на избрание страны: организационные критерии, результаты украинцев в этой олимпиаде?

— В первую очередь следует отметить, что Украина участвует в Олимпиаде гениев с 2011 года, с момента ее появления. Малая академия наук присоединилась как афилиация к этому проекту в 2016 году, и уже в 2017 году были отобраны первые представители. При избрании первой лицензии учитывались, прежде всего, организационные критерии: возможность организовывать большие события, наличие сети контактов, опыта работы с мировыми международными мероприятиями, понимание системы и принципов работы Олимпиады гениев с институциональной точки зрения. В то же время неплохой украинский результат выступления на Genius Olympiad был аргументом в пользу того, что мы понимаем, как эта олимпиада организована, потому что готовили детей, сопровождали их. Это было еще одним показателем, который нам способствовал.

— Какие преимущества это дает украинцам?

— Этот всеукраинский конкурс, являющийся этапом к международному финалу, предоставляет много возможностей. Во-первых, создает централизованную систему, позволяющую приобщить к олимпиаде детей со всей страны. Потому что раньше ученики должны были представлять проекты в США, что было довольно сложно. А теперь они могут даже подготовить проект на украинском языке, приобщившись к олимпиаде национального уровня, и если их работа пройдет дальше, ее переведут (добавлю, чтобы получить экобилет и поехать в США, необходимо выиграть гран-при или золотую медаль, а также подтвердить знание английского языка). В целом национальная Олимпиада гениев обеспечит широкий доступ украинцев к этому проекту как идее — развитию экологических проектов в разных сферах: от науки до искусства.

Во-вторых, эта лицензия позволяет большему числу учеников попасть на международный финал в США, поскольку есть четко установленное количество — около 8%. То есть чем больше проектов примет участие в национальной олимпиаде, тем больше украинцев смогут представить свои работы в международном финале. Потенциально количество детей, которые примут участие в финале, может возрасти от 10 (как было в прошлом конкурсе) до 100.

К тому же на международном уровне национальная Олимпиада гениев — это признание, что Украина способна к организации больших событий. Во-вторых, мы будем пилотом. Это значит, что я, как директор олимпиады в Украине, буду работать с президентом олимпиады в США, и мы будем совместно формировать правила для олимпиад в других странах мира. То есть украинцы будут и апробировать разные подходы, и предлагать свои. Это свидетельствует о том, что мы можем не только заимствовать у других идеи и реализовывать их в Украине, но и формировать тренды, предлагая миру свои подходы.

И еще хотелось бы вспомнить, что национальная Олимпиада гениев открывает возможности для учащихся приобщиться раньше других стран мира к дополнительным преимуществам этого конкурса: участники могут публиковаться в международных изданиях со своими статьями, проходить определенное обучение, школы — проходить аккредитацию, становиться школой Олимпиады гениев. Другие страны мира даже не знают о такой возможности, а мы уже сможем это получить.

КАК СДЕЛАТЬ УКРАИНУ ЦЕНТРОМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

- В следующем году Украина принимает Международную ученическую олимпиаду по астрономии и астрофизике и Международную молодежную научную олимпиаду. Насколько мне известно, эти олимпиады — это не только соревнования лучших знатоков определенных школьных предметов, но и возможность лучше узнать страну, которая принимает соревнования...

— Для нас главная цель проведения этих олимпиад – сделать Украину центром проведения международных мероприятий. Мы можем принимать международные события для 70 стран мира, нам есть что показать, чем угостить, как провести совместно время. Поэтому международная олимпиада в Украине — это, прежде всего, об имидже нашего государства. К нам приедут представители из разных стран, это отличная возможность для культурного обмена. Ибо действительно, олимпиада — это, конечно же, соревнования, написание контрольных работ, экспериментальные туры, созерцание звезд и т.д. Однако в свободное время (пока жюри оценивает работу) мы можем показать детям Киев, организовать насыщенную культурную программу. Поэтому, конечно, мы очень рады принять представителей других стран. Сейчас мы в активном процессе подготовки, скоро объявим сайты.

Это две большие олимпиады: астрономическая — около 50 стран-участниц, молодежная научная — еще больше, 65-70, причем очень сложная, потому что проверяется сразу три предмета — физика, химия, биология. И поскольку она мультидисциплинарная, требует навыков по разным предметам, многие члены международного сообщества считают ее самой сложной и престижной. Более того, ребенок должен владеть еще и математикой как четвертым предметом, который хоть и не указан отдельно, но является неотъемлемым инструментом для решения задач по первым трем.

Все страны-участницы стремятся, чтобы в следующем году олимпиада была оффлайн. Это для нас в определенной степени вызов, поскольку мы будем первой олимпиадой после перерыва в два года, которая будет проходить в этом формате. Ведь в этом году наша команда участвует в гибридном формате из-за пандемии: члены жюри и руководители — в стране проведения, а дети — в стране проживания. Однако нам направили уже все необходимое оборудование, чтобы провести этот тур. И надеемся, скоро будем радоваться за победы украинских школьников.

Как повлияла пандемия на участие украинцев? Видела, что в этом году во многих конкурсах удалось принять участие...

— В начале пандемии мы стали членом Международной федерации ассоциаций изобретателей, и украинские школьники получили доступ к еще около 15 мероприятиям. Все они должны были посетить их физически (это было по плану, и на это нашли финансирование).

Пандемия сыграла двойную роль. С одной стороны, во время карантина большему числу школьников удалось принять участие в конкурсах. С другой – есть и негатив. Значительное количество конкурсов, в которых мы участвуем, – изобретательские. И до пандемии у нас было много практических работ. В то время как во время онлайн-обучения, поскольку у детей не было доступа к лабораториям, количество учеников, готовящих что-то практическое, а не теоретическое, уменьшилось.

МУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ КАК ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— Каким будет Музей математики, который откроется в следующем году?

— У нас будет около 200 экспонатов со всего мира — США, Польши, Германии… Концепция и дизайн очень современны. Планируем поражать и создавать место, которое будет важно для украинской молодежи, так же как Музей науки, который за год посетило более 100 тысяч человек.

Почему именно математика?

— На самом деле Музеев математики во всем мире всего три, а мы будем четвертым. Это большой вызов, за который мы взялись, чтобы показать, что математика на самом деле не ограничивается формулами, геометрическими фигурами и т.д. Это действительно все, что нас окружает. Через простые истории мы стремимся показать доступность математики для кого-либо, ведь наш музей — это, прежде всего, интерактивное пространство. В Музее математики также будут образовательные программы для педагогов, в целом для школ. Это будет центр математического образования. Мы будем создавать возможности для повышения ее общего уровня в Украине. Для этого сотрудничаем с мировыми партнерами, которые разрабатывают эту проблематику, и приобщаем их к музею. В частности, мы уже говорили с партнерами из Индии, Сингапура, Соединенных Штатов и т.д. об их методиках обучения математике и многих других аспектах. Следует помнить, что средний уровень математических знаний в стране очень важен для развития украинского образования в целом.

Вы, в частности, сотрудничаете с Музеем математики в Нью-Йорке. Чем он вам помогает?

— Мы с ними очень близкие друзья, работаем совместно над концепцией, стратегией развития музея. Есть также от них несколько партнерских экспонатов. Они помогают нам со спецификой того, как организован этот процесс, в чем особенность этого музея; предоставляют много практических советов по поводу того, что используют, а что нет. Ведь наши коллеги точно знают, какие экспонаты дети не любят. И такой обмен очень важен, потому что охватывает как определенные концептуальные идеи, так и практические советы, как, например, с какими подрядчиками лучше работать, что быстрее ломается.

На этом МАН не останавливается, потому что, насколько мне известно, уже строятся и другие музеи...

- МАН совместно с Министерством развития громад и территорий Украины, Министерством образования и науки Украины, Офисом Президента Украины работает над тем, чтобы во многих региональных центрах и больших городах открыть музеи науки.

В мире музеи науки уже имеют довольно долгую историю...

- Первым центрам науки уже почти 70 лет. Сегодня строятся новые, но, конечно, гораздо меньше. Обычно усовершенствуются старые, создаются новые экспозиции. Всего в мире таких музеев около 4 тысяч, а в Украине первый государственный – наш. До этого были некоторые небольшие приватные музеи, но они не того качества, как большие центры науки в мире.

Музеи науки всегда пользуются популярностью. Потому что школьная программа – это одно, а когда она сочетается с интерактивным пространством, то превращается в то, что интересно детям. Это очень важный инструмент для учителей, школ в целом, для образовательного отдыха детей. Этот тренд постоянно себя продлевает, потому что меняются методики, подходы, механизмы управления, подачи информации детям. А поскольку полтора года в мире все это было закрыто, то вообще аншлаг посещения.

ПРИКОСНУТЬСЯ К АДРОННОМУ КОЛЛАЙДЕРУ

— Тем более есть замечательный повод, ведь в Музее науки продлили до 15 января выставку «Ускоряй науку» Европейской организации ядерных исследований (CERN) (именно той, которая имеет в расположении, в частности, Большой адронный коллайдер). Но прежде чем поговорим о ней, могли бы немного рассказать о сотрудничестве Украины и CERN.

— Украина с CERN работает в разных форматах с начала 90-х годов. Важной вехой пять лет назад стало подписание и присоединение Украины как ассоциированного члена CERN. Были назначены наши представители в Совете CERN в Женеве, я являюсь одним из них и отвечаю за образование (есть ответственные за науку, политическую деятельность и т.д.). Мы работаем над развитием сотрудничества с CERN.

МАН работает с CERN с 2011 года. Благодаря этому Украина была первой страной в мире, которая сделала организованные программы для детей в CERN совместно с нашими партнерами. С 2012-го МАН организовывает программы для учителей в CERN. Каждый год 30 учителей физики проходят обучение по ядерной физике. С 2016 года мы присоединились как ассоциированный член, в 2017-м — выпустили специальное информационное издание о CERN, начали с партнерами по этой организации много программ, связанных с образованием школьников. В 2016 году привозили небольшую выставку «CERN в изображениях». И одна из их известнейших выставок, которую они дают своим ассоциированным членам по очереди, — это «Ускоряй науку», которую мы открыли 8 ноября. Эта выставка показывает историю Вселенной, историю CERN, адронного коллайдера и всех находящихся там ускорителей.

Выставка бесплатная, но чтобы попасть на нее, нужно заранее зарегистрироваться на сайте Музея науки. Мы очень рады, что сегодня больше украинцев смогут прикоснуться к науке и, в частности, адронному коллайдеру, о котором слышали по телевизору, а теперь на выставке можно будет увидеть его части.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ

— Насколько образовательная дипломатия является эффективным способом рассказывать о себе миру?

— Я считаю, что образовательная дипломатия имеет важное значение для позиционирования нашей страны в мире. Показывая Украину через положительный, интеллектуальный опыт, базирующийся на профессиональных результатах школьников, педагогов, мы имеем возможность изменить образ нашего государства в мировых медиа, отношении людей. Каждый участвующий в международных соревнованиях презентует всю нашу страну.

Во-вторых, это показывает наше активное присутствие в мире и доказывает, что флаг Украины достоин подниматься на пьедесталах больших конкурсов, украинцы достойны соревноваться со странами, у которых высокие образовательные достижения. И это тоже очень важно.

Для многих участников олимпиад из других государств Украина могла быть просто точкой на карте. А после соревнований, если они проходят оффлайн, они имеют в Украине знакомых, друзей. Если это образовательно-научная дипломатия — это возможность для совместных публикаций, партнерств. Это делает нас субъектом образовательных и научных процессов, и мы становимся видимыми.

Образовательная дипломатия позволяет показать, что Украина — это надежный партнер, с которым интересно работать вместе. А также, что у нас уже совершенно невероятные синергии — сотрудничаем с CERN, НАСА, университетами многих стран мира... Все эти организации и учреждения кажутся далекими, но благодаря образовательной дипломатии мы делаем их близкими для украинцев. И дети понимают, что они являются частью большого мира, больших возможностей, а потом все это возвращается большими возможностями и для них, и для их семей, и для общества, и для всех нас. Так что это возможность быть первыми в тех вещах, в которых мы сильны.

Подготовила Мария ЧАДЮК, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ