Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От трипольской этники до рыцарских гербов

Как киевские музеи зарабатывают на сувенирной продукции?
19 июля, 2018 - 12:47
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

По информации ООН, более миллиарда человек ежегодно путешествует по разным странам мира. Туризм, как отдельный сектор экономики, обеспечивает 10% ВВП мира и 6% — глобального экспорта. В частности, по данным Государственного комитета статистики, в прошлом году Украину посетили 14,2 млн иностранцев.

Приобрести сувенир на память — атрибут любого путешествия. Торговля сувенирами является неотъемлемой частью туристической инфраструктуры.

Но индустрия сувенирного бизнеса не так развита в Украине. По сравнению с другими государствами, эта сфера у нас является довольно молодой. К примеру, лишь в июне 2018 года парламент обязал Кабинет Министров в течение шести месяцев утвердить перечень видов экономической деятельности, которые относятся к креативным индустриям. Потому что это является одним из видов экономической деятельности, в котором есть потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест путем культурного или креативного выражения, а их продукты и услуги — результатом индивидуального творчества, навыков и талантов украинцев.

Чтобы проанализировать состояние сувенирной продукции, мы решили обратиться в музеи Киева, которые пользуются наибольшим спросом среди туристов, поскольку именно они являются «магнитами» туристического маршрута большинства путешествующих. Так, по данным Национального музея истории Украины, за день в музей приходят около 55 иностранцев из 30 разных стран. Это число составляет треть всех посетителей.

В музеях есть сувенирные магазинчики, продукция которых — корпоративная и наградная атрибутика.

«Самыми популярными среди товаров являются открытки, блокноты, приобретая которые, турист может сразу написать пожелание, а наша почта, действующая от музея, отправляет уже их родственникам и друзьям. Дополнительной продукцией, которая пользуется меньшей популярностью, является скифская и трипольская этника (украшения,  крынки, статуэтки, блюдца, колокольчики, изготовленные из керамики и глины)», — отмечает менеджер по продаже сувенирной продукции Национального музея истории Украины.

Администратор экспозиционного зала рассказал о спросе на подобные изделия: «Как правило, за неделю может быть больше 2500 и до 5000 грн. Зарабатывает музей больше в выходные и праздничные дни. Если анализировать год, наибольший поток людей преобладает все-таки летом. Однако сезон преимущественно начинается с марта и продолжается аж до октября».

Среди товаров, пользующихся большим спросом, есть также книги, потому что туристам интересно узнать историю украинского государства. Это труды авторов из научно-методического отдела музея: «Національний музей історії України», «Музей історичних коштовностей України», «Київ — внутрішній світ», «Колекція зброї та військового спорядження».

Студенты, школьники, пожилые люди — каждый сможет приобрести сувенир по вкусу и по карману. Там есть и ручная эксклюзивная работа, которая, естественно, стоит дороже.

Музей «Гетманства» — это еще один центр исторического культурного наследия Украины, который тоже имеет свой сувенирный прилавок, в котором представлены магниты, брелки, подставочки для чашек. Кроме того, есть открытки из серии «Рыцарские гербы», их разработал известный историк и эксперт по геральдике Евгений Чернецкий, а также почтовые марки на казацкую тематику.

«Устраиваем научные конференции, круглые столы, публичные лекции, квесты и турниры для детей, научные чтения и персональные выставки. Часто музей сам инициирует определенные мероприятия, а в некоторых случаях принимает разные предложения», — отмечает работник музея «Гетманства» Владимир Панченко.

На вопрос, кто больше поддерживает инициативы музея и будет популяризировать его —  государство или общество, он ответил: «Не так, собственно, государство, как общественные организации. Некоторые издания нас будут популяризировать. Среди них газеты «День», «Культура і життя», «Слово просвіти». Поэтому, определенным образом,  сотрудничаем очень даже плодотворно. Довольно часто телеканал «Киев» приглашает наших научных работников для съемок исторических сюжетов».

Третьим музеем, который мы посетили в рамках нашей тематической журналистской экспедиции, был один из крупнейших художественных музеев Украины — Национальный музей украинского народно-декоративного искусства. Среди их тематической  продукции — копии работ известных мастеров, таких, как Екатерина Билокур, Мария Приймаченко, а еще магниты, чашки, закладки, открытки, деревянные писанки, художественное стекло, вышиванки.

«Мы сотрудничаем с разными мастерами, творческими коллективами, художниками, фотографами и студиями печати. Проводим мероприятия и имеем программы, такие как «Семейный досуг», «День влюбленных». Деятельность музея направлена на возрождение национальной культуры, распространение знаний о традициях и обычаях нашего народа», — комментирует сотрудница музея.

Сувенирная продукция — прекрасный способ запомниться, а еще и развить туристический бизнес. И хотя в Украине он развивается пошагово и нуждается еще в поддержке государства, сувенирная индустрия может стать весомой поддержкой бюджетов музеев.

Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине

Яна ХРОМЯК, Ирина ПИЦЬ, Летняя школа журналистики «Дня» 2018
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ