Похоже, у Киева в обозримом будущем есть все шансы пополнить список экологически сознательных городов. Не секрет, что неевропейские мелочи, каковыми являются «оцепление» столицы несанкционированными мусорными свалками и зловоние от контейнеров, оценивались зарубежными экологами, мягко говоря, как недочет природоохранной политики. Первой ласточкой в корректировке стал профинансированный датчанами эксперимент по сортировке мусора, в котором приняли участие 3,5 тыс. киевлян. Несмотря на то, что до его окончания еще 3 месяца, кураторы проекта выводы для себя уже сделали. Оказалось, что, вопреки популярным пророчествам о неприспособленности украинцев раскладывать отходы по фракциям, делали они это — и продолжают делать — даже с удовольствием: всего 18% сделали вывод, что дополнительные физические упражнения им ни к чему. Сложно сказать, репрезентативна ли данная выборка, но, к примеру, во Франции на заре мусоросортировочной эры такое же количество жителей в соцопросах высказывались отрицательно по поводу разделения отходов. Тем не менее, сегодня Франция занимает второе место в Европе (после Германии) по вовлеченности населения в сортировку и 70% всех отходов превращает во вторсырье.
Как будет развиваться ситуация в Украине, когда закончится датский проект — пока неизвестно. Зато уже решено строить своими силами три мусороперерабатывающих станции, приспосабливать к экологическим стандартам полигон №5 и «методом кнута» приучать к чистоте самих горожан. Московские кардинальные меры, где за выброшенный из окна дома окурок или мусор взимается штраф, пока не приветствуются. Но вопрос о создании конной милиции, которая будет совершать рейды по наиболее популярным пикниковым точкам сбора киевлян, уже решен. Обдумывает столичный голова плюсы и минусы патрулирования сотрудниками ГАИ несанкционированных свалок, где частные мусороперевозчики порой складируют свой груз, не доезжая до полигона и мусоросжигательного завода «Энергия».
С последним, к слову, в последнее время, по словам начальника главного управления топлива, энергетики и энергосбережения КГГА Михаила Березовика, возникают немалые трудности. Фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферу завод «Энергия» увеличил в этом году на 5,8%, а в минувшем его суммарный «вклад» в атмосферу составил 4432 .8 тонн токсичных элементов. Притом, что жилые дома приблизились к заводу уже на 700 метров, в то время когда в 1987 это расстояние составляло полтора километра. Увеличились выбросы «Энергии» как минимум по двум причинам: во-первых, никакой критики не выдерживают имеющиеся там фильтры, а во-вторых — тому способствует попадающий сюда «неотборный» мусор. В результате в прошлом году завод снабдил киевлян диоксидом азота в 4 раза выше нормы, а в первом полугодии текущего — уже в 6 раз. В принципе, эксперты не исключают, что в ближайшее будущее «генератор токсинов» стоит если не закрыть, то хотя бы перепрофилировать. Это станет еще одним европейским решением, так как переработка, а не сжигание отходов и есть признанный Западом метод поведения с бытовым мусором.
Как известно, между сортировкой отходов и количеством вторсырья существует прямая зависимость. В рамках эксперимента испытуемых в эти тонкости посвящали. Тогда дворники, разносившие наборы для сортировки — кульки и ведра — рассказывали о мусорной науке Германии. Шуточное ли дело — годовой оборот от переработки мусора там составляет порядка 70 млрд. евро, этим занимаются 240 тысяч человек, и за возможность вести «мусорные» дела между предприятиями возникает жесткая конкуренция. Пусть немцам и пришлось осваивать нюансы в буквальном смысле по пунктам и ежегодно ознакамливаться почти что с социалистическими «Мусорными планами», доставляющимися в каждую семью. Тем не менее, сейчас в некогда «сточной канаве Европы» — Рейне — уже купаются; несмотря на насыщенность предприятиями, средний показатель проб воздуха в стране с годами улучшается; а в последнем ежегодном докладе ООН по уровню человеческого развития Германия была отмечена как страна с высоким уровнем экологической сознательности.
Правда, складывается впечатление, что киевские чиновники превращать эксперимент в норму не собираются. Наоборот, строительство трех мусороперерабатывающих станций аргументируют в первую очередь тем, что те и будут сортировать мусор. Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Александр Карюк, утверждает, что одно другого не исключает. Пусть строительство потребует немалых капиталовложений, но станции, по его мнению, помогут увеличить количество переработанного во вторичное сырье мусора, уменьшить выбросы в атмосферу от автомобилей, которые вывозят мусор на полигон, а также разгрузить последний. Сейчас же, по словам А. Карюка, на образцово-показательном полигоне №5 возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, в Киеве находится единственный в Украине полигон, где слой пленки не пропускает фильтрат (концентрацию токсинов) в грунтовые воды, а с другой — эту самую концентрацию некуда девать. До сей поры нас снабжали оборудованием немцы, и на закупку выделялись немалые деньги из столичного бюджета. Теперь же, по всей вероятности, мы обзаведемся соответствующей установкой отечественного производства. В горадминистрации говорят, что она способна затмить западный аналог, да и обойдется, понятное дело, раза в два дешевле.
КСТАТИ
В Краматорске Донецкой области построят мусороперерабатывающий завод, а в Славянске будет реализовываться проект по линии «TASIS». Суть проекта стоимостью 300 тысяч «евро» заключается в следующем. В компактном микрорайоне численностью 30 тысяч жителей с хорошим достатком будут установлены 100 контейнеров и приобретена мусороуборочная машина. Бытовые отходы «людей с достатком» рассматриваются как потенциально полезные, и предполагается, что сами жильцы будут их сортировать по кулечкам. Однако из мировой практики известно, что в среднем из мусора отбирается только 10 процентов, для оставшихся 90 процентов нужна свалка, и вопрос, выходя за рамки проекта, снова возвращает к непростой теме строительства мусороперерабатывающего завода в Краматорске. Этот аргумент — наличие в городе завода — использует краматорское руководство в желании освоить проект у себя. Но голова Славянска Анатолий Левит не намерен расставаться с французскими идеями, а «ТASIS» не может разделить проект между городами — он должен реализовываться только в одном городе. По словам А. Левита, по поводу строительства завода возникает очень много вопросов. Это и размер долевого участия, которое должно быть пропорционально количеству жителей городов, и поиск средств, несмотря на то, что программа строительства финансируется из государственного Экологического фонда. Но самое главное — определение статуса, формы собственности и устава. Вместе с тем в Славянске готовится параллельная программа по сортировке мусора. Например, измельчение пластиковых бутылок и отправка их на переработку зарубежным фирмам. «Эту идею я высказал год назад, — сказал Анатолий Левит, — и независимо от фонда «ТASIS» мы продолжим этим заниматься», сообщает Сергей КУЗИН , Донецк.