На днях Фонд Рината Ахметова «Розвиток України» предоставил гранты победителям проекта «Динамічний музей». 10 миллионов гривен получил Государственный научно-природоведческий музей НАНУ во Львове с проектом «Природничий музей: від теорії еволюції життя до практики Живого музею». Еще один грант, в размере 500 тысяч гривен, на воплощение инновационных проектов достался Национальному центру народной культуры «Музей Івана Гончара» в Киеве.
В целом, проект «Динамічний музей» показал, что у представителей музейной отрасли есть желание изменить само понятие музея как статичной формы хранения, исследования и демонстрации исторического наследия. Это засвидетельствовали 25 проектных предложений, которые украинские музеи послали на конкурс. Среди приоритетных направлений в них — развитие человеческих ресурсов, новые подходы к коллекции и экспозиции, новые формы образовательной работы и внедрение новых форм административной работы — PR, маркетинг и т. д. По словам директора Фонда Рината Ахметова «Розвиток України» Анатолия Заболотного, музеи, пославшие свои заявки, уже являются в определенной степени динамичными и готовыми к переменам. Среди причин, почему при наличии желания изменений музейная отрасль — все еще одна из наиболее консервативных в плане реформ, эксперты выделяют отсутствие достаточного финансирования и постсоветскую закрытость музеев.
О СМЕНЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
В разговоре с «Днем» директор Львовского музея-победителя Юрий Чернобай рассказывает, что их проект имеет целью «создание нового типа музея, который бы соответствовал уровню восприятия современного человека». «Такая трансформация должна повысить социальное значение музея. Он должен быть не только институтом, который хранит и демонстрирует экспонаты, но и имеет общественное влияние, воспитательное значение и влияние на аналогичные институты в регионе», — объясняет специалист. По словам пана Юрия, речь идет о значительном расширении и развитии общественных функций музея, например, таких как: разработка программ по экологическому образованию, сохранение природного наследия и тому подобное. «Живой музей — это, прежде всего, постоянное развитие, связь с обществом. Конечно, нужно использовать мультимедийные достижения, интерактивные находки, но это не является самоцелью. Это — инструменты для создания Живого музея, который связан со своей средой и принимает во внимание даже те объекты, которые находятся вне его стен, — ландшафты, парки, памятник природы и тому подобное», — объясняет директор Государственного природоведческого музея НАНУ во Львове.
Еще один реципиент гранта в размере 500 тысяч гривен — «Музей Івана Гончара» — собирается вложить полученные средства в налаживание крепких связей между украинскими музеями. «Этот гранд мы направим на создание экспериментальной площадки на базе нашей наибольшей галереи, где мы будем принимать на конкурсной основе выставки со всей Украины и, возможно, мира. Также планируем создать систему тренингов, семинаров, лекций, которые помогут повысить уровень наших сотрудников и сотрудников других украинских музеев и поможем положить начало базовой системной коммуникации между музейщиками Украины и их коллегами за рубежом», — рассказал «Дню» Игорь ПОШИВАЙЛО, заместитель директора «Музея Івана Гончара» по научной работе, куратор проекта на грант «Динамічного музею». По мнению пана Игоря, отсутствие такой коммуникации — одна из причин медленного реформирования музейной отрасли. «Так сложилось исторически, что нет сотрудничества между музейщиками. Постсоветские музеи — это закрытые системы. Кроме того, нет механизмов такого сотрудничества. Да и именно наше общество закрыто, в отличие от открытых западных обществ. А такая коммуникация просто необходима, ведь она расширяет горизонты и делает музеи сильными, особенно сегодня, когда отрасль стоит на пороге таких огромных вызовов. Только объединившись, мы сможем достичь заметных изменений в нашей отрасли», — уверен специалист.
БЕЗ ГРАНТА, НО — СО СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ
Киевский Музей книги и печатного дела Украины подавал на грант проект «Минуле і сучасність у просторі Музею книги і друкарства України». Он вошел в пятерку финалистов, однако грант не получил. Зато, по словам директора музея Валентины Бочковской, получил подробно прописанную стратегию своего развития на будущее, то есть конкретный план действий. «Среди приоритетных целей нашего музея — отойти от монолога: чтобі гиды не становились препятствием тем, кто любит историю, древнюю книгу, музеи. Для этого нужны инновации. Мы выделили 12 направлений, потому что видим наш музей, прежде всего, как культурно-художественный центр», — объяснила «Дню» Валентина Бочковская. Среди разработанных направлений — реконструкция древних ремесел, в частности, печатание книг на станке Ивана Федорова, и тематические фестивали. «Мы уже проводим фестиваль украинской детской книги, а сейчас планируем еще и фестиваль средневековой музыки. Грант мы не получили, но думаем, что сможем все это воплотить в жизнь своими силами. Я уже заложила в бюджетный запрос ремонт одного из помещений под реконструкцию типографии, которую мы планируем открыть уже в 2014 году», — рассказывает пани Валентина. Также в планах музея — виртуальные фонды, новые технологии и интерактивность.
«Музей книги — это специфический музей, где увидеть и оценить экспонаты со всех сторон практически невозможно, а потому без новых технологий и интерактива здесь трудно обойтись. Поэтому мы планируем перед дверями фондов повесить монитор и планшет. На мониторе посетители могли бы видеть, что в данный момент происходит в фондах, а на планшете — можно будет полистать и разглядеть оцифрованные старопечатные книги и графику. Также в планах — основать Центр музейных тренингов в сотрудничестве с «Музеем Івана Гончара» и Львовской картинной галереей, о чем были договоренности, и укрепление сотрудничества между музеями путем организации передвижных выставок и многого другого», — говорит директор музея.
То, что музей не получил грант, вовсе не значит, что придется отказаться от всех планов. Валентина Бочковская рассказывает, что музей самостоятельно будет искать пути воплощения своих идей — через гранты, меценатов, бюджетные запросы. Это будет нелегко, ведь, по словам специалиста, не так много организаций и учреждений в Украине занимаются поддержкой музеев. «Сегодня музеи поддерживают в их порывах посольство Польши и США, Фонд Рината Ахметова «Розвиток України» и все... Проект «Динамічний музей» был для нас своеобразной провокацией, попыткой определиться со стратегиями на будущее, с приоритетными направлениями нашей работы. Дальше мы будем думать, как это воплотить, будем искать другие гранты и тому подобное», — подытоживает директор Музеи книги и печатного дела.
Тем музеям, которые написали хорошие проектные предложения директор Фонда Рината Ахметова «Розвиток України» Анатолий ЗАБОЛОТНЫЙ советует работать и дальше в этом направлении: «В первую очередь, стоит обратить внимание на нашу программу грантов і3 [идея-импульс-инновация]. Это программа направлена на развитие современной культуры, в том числе, музейного дела. Здесь можно получить меньшие гранты — до 160 тыс. грн. — на какие-то экспериментальные вещи. Например, именно благодаря этой программе состоялись проекты в Национальном художественном музее — знаменитый «Міф «Українське бароко», в Национальном музее им. Шептицкого, в Музее им. Ханенко, даже в Краеведческом музее Бердянска...»