15 декабря исполнится 40 дней со дня смерти известного журналиста Игоря ЗАСЕДЫ. А также 19 лет назад завершилось строительство Саркофага на ЧАЭС.
«Давай, Юра, отложим партию до завтра…» Заметив его состояние, я с готовностью согласился, еще не зная, что это будет наша последняя встреча. Завтра уже не было…
Летом 2005 года «чернобыльские» болячки» привели меня на больничную койку кардиологического центра «Медгородка», где в соседнем корпусе мужественно боролся за жизнь мой друг Игорь Заседа. Долгие годы неизлечимая болезнь цепко держала его в своих объятиях.
После серии капельниц, перейдя в категорию «ходячих» больных, я стал навещать Игоря, стараясь укрепить его дух, что все постепенно наладится. Мы говорили о разном, вспоминали памятные эпизоды из нашей жизни, пробовали шутить, подбадривая друг друга. На мое утверждение, что мы еще примем участие в спортивных олимпиадах, Игорь с улыбкой ответил: «Разве что в шахматных!»
Это дало повод на другой день принести шахматы, но сыграть так и не пришлось — судьба распорядилась иначе...
Мое первое знакомство с Игорем состоялось еще в далекие пятидесятые годы в молодежных спортивных «тусовках». Уже тогда Игорь выделялся в нашей компании своим обаянием, интеллигентностью, внутренней культурой. Он никогда не подчеркивал свой высокий спортивный статус призера олимпийских игр, но умел объединить вокруг себя ярких личностей, неординарных людей. Уместно сказать, что эту черту характера он сохранил до конца своих дней.
Потом наши пути разошлись. Я закончил инженерный вуз, получил строительную профессию. Но желание стать журналистом меня не покидало... Увлеченность журналистикой, внутренняя логика привели меня в стены Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Диплом журналиста в 1972 году я получил почти одновременно с членским билетом Национального cоюза журналистов. Наша повторная встреча состоялась, когда Игорь Заседа стал уже известным журналистом, автором десятка книг. За его плечами была работа в «Рабочей газете», журнале «Ранок»...
Катастрофа на Чернобыльской АЭС застала Игоря в должности собственного корреспондента агентства печати «Новости». Одним из первых журналистов он выехал в Чернобыль и стал летописцем трагедии планетарного масштаба. Желание узнать правду о случившемся помогло ему добиться личной встречи и интервью с академиком Велиховым (в период самой напряженной работы по ликвидации последствий аварии). Вместе с академиком он облетел на вертолете жерло разрушенного атомного реактора, который излучал невидимые и не осязаемые волны смертельной радиации.
Как потом мне рассказывал И. Заседа, у него не было даже простого матерчатого респиратора, чтобы закрыть полость рта и носа от радиоактивной пыли и копоти. Не это ли стало причиной его продолжительной болезни и преждевременного ухода из жизни?
Как принципиальный, честный человек, как журналист-профессионал, Игорь Иванович особенно остро и болезненно реагировал на социальную несправедливость, на проявления черствости и безразличия. Он не боялся выразить свое критическое отношение к негативным процессам, происходящим в нашем обществе, открыто указать чиновникам высокого ранга на их злоупотребления, на использование служебного положения.
Трудно переоценить роль Игоря Заседы в организационном укреплении Киевского cоюза журналистов, усилении роли творческого союза в решении проблем, которые ежедневно возникают в нашем многополюсном журналистском мире. Его всегда волновали вопросы воспитания молодого поколения журналистов, социальной защиты ветеранов, прошедших нелегкий и не усыпанный розами жизненный путь. В своей практической работе он стремился вернуть Слову потерянную ценность и отстаивал наше право на свободу говорить правду.
В последнее десятилетие возглавляя первичную организацию — Ассоциацию cоюза «Международное сотрудничество», — мне нередко приходилось обращаться к нему за помощью. Я всегда получал необходимую поддержку и дельный совет. В моей памяти, да и не только в моей, Игорь останется как исключительно светлый, чистый человек, «трудоголик», влюбленный в жизнь во всех ее проявлениях, как духовно богатая личность, исповедующая христианские ценности. Как профессионал высокого класса, для которого журналистика была не работой или простым увлечением, а, собственно говоря, образом жизни.
Даже будучи прикованным к больничной койке, он продолжал делать записи в своем журналистском блокноте, строил планы на перспективу, звонил по телефону, решая те или другие вопросы. Я видел, как ему было тяжело, но и в этих экстремальных условиях, он не изменил своей профессии, и таким я запомнил его навсегда.
Прости, Игорь, за отложенную партию, за нереализованные замыслы. Начатое тобой дело продолжат твои друзья и коллеги-журналисты. Перо, выпавшее из твоих рук, поднимет молодое поколение. Оно будет достойно твоей памяти.
СПРАВКА «Дня»
Игорь Иванович Заседа родился 12 сентября 1932 года в поселке Буды на Харьковщине.
Закончил факультет журналистики Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко (1956). Работал в редакциях «Рабочей газеты», журнала «Ранок», собкором Украинского отделения агентства прессы «Новости» (Москва). С января 1992 года — председатель Киевского cоюза журналистов (НСЖУ).
Заслуженный журналист Украины, награжден орденом «За заслуги» III ст., призер XVI Олимпийских игр, мастер спорта международного класса.
Автор более 30-ти книг прозы и публицистики («Побратимы», «Олимпийцы», «Катастрофа», «Выстрел в снежной пустоши», «Из загранкомандировки не возвратился» и др.), ряд произведений переведен на немецкий, венгерский и японский языки. Лауреат международной писательской премии им. В. Пикуля.