Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оздоровить систему

Несколько лекций от ректора Виля Бакирова
17 января, 2005 - 20:26

В конце минувшего и начале нынешнего года многие уже в который раз заговорили о реформировании системы высшего образования, о необходимости внедрения в нее современных методик. На каком свете сегодня находится система высшего образования, какие шаги следует предпринять в ближайшем будущем, дабы наши вузы шли в ногу со временем? С такими вопросами мы обратились к ректору Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (в 2004 году он отметил 200 лет со дня своего основания), доктору социологических наук, профессору Вилю Савбановичу БАКИРОВУ.

ЛЕКЦИЯ № 1: КАК ОТЛИЧИТЬ «КЛАССИКУ» ОТ «ПОДДЕЛКИ»

— Не так давно мы наблюдали ситуацию, когда большое количество институтов враз стали называться университетами. Можно ли это назвать серьезным реформированием?

— К сожалению, речь идет о бурной, часто поспешной, «университетизации» высшего образования. Относится ли данный вуз к Университетам с большой буквы? Для этого у него должна быть полноценная научная библиотека; он должен иметь прочный авторитет в международном академическом сообществе и гордиться плеядой корифеев и основоположников. К сожалению, у нас приобрело характер эпидемии создание вузов, похожих на что угодно, но только не на университет. Правдами и неправдами многие вузы, не имея реальных на то оснований, добиваются статуса национального. В бывших технических и педагогических университетах к традиционным направлениям подготовки добавляются экономика, психология, менеджмент, правоведение. Конечно, в самом стремлении вуза приобрести статус университета, тем более классического, ничего плохого нет. Есть немало примеров того, как вчерашний институт кардинально меняет характер научно-педагогической деятельности, собирает высококвалифицированные кадры и быстро приближается к обретению признаков подлинного университета. Вместе с тем, беспокоит тот факт, что классические университеты могут раствориться в море псевдоуниверситетских образований. В результате пострадает вся система образования, ибо именно университеты являются системообразующими элементами интеллектуальной жизни страны в целом и образования в частности. Они — не просто производители, хранители и распространители знаний. Их главная функция — готовить людей, решающих не только конкретные задачи сегодняшнего дня, но и ответственно и стратегически думающих о будущем, по-настоящему системно анализировать актуальные общественные проблемы.

— Довольно много высказываний, касающихся реформы высшего образования, носят откровенно декларативный характер. Не кажется ли вам, что не хватает конкретных действий?

— Действительно, сегодня мало деклараций, нужна долгосрочная политика поддержки классических университетов, конкретные дела государства, общественности, самих университетов. Характер существующих проблем хотел бы проиллюстрировать одним примером. В последние годы набор студентов на различные направления и специальности во многом определяется запросами рынка труда и предпочтениями абитуриентов и их родителей. Есть востребованные, высокопрестижные направления подготовки — экономика, юриспруденция, психология, информатика и другие. Эти направления охотно развивают многие вузы, расширяют прием студентов на платной основе. Есть направления и специальности, не пользующиеся спросом. Набор на такие специальности вузы, в особенности ведущие узкопрофильную профессиональную подготовку, постепенно сокращают. И действительно, легко ли найти работу знатоку греческого и латыни, специалисту по истории и религии Древнего Египта или по теории функций комплексного переменного? Но без таких специалистов тускнеет духовная среда, сокращается пространство интеллектуальных поисков. Государство заинтересовано не только в специалистах с определенным запасом профессиональных знаний и навыков, но и в культивировании популяции людей, воспринявших и развивающих культурную и научную традицию, создающих в обществе микроклимат, благоприятный для инновационных творческих поисков. И в этом классическим университетам без государственной поддержки не обойтись.

— В появлении значительного количества проблем в высшем образовании некоторые педагоги склонны винить неграмотную политику, которая велась последние несколько лет…

— Острые проблемы украинских университетов вызревали не один год, даже не одно десятилетие. Нельзя сказать, что специалисты их не замечали, а государство не пыталось решить. Сейчас мало кто помнит, что еще три десятилетия назад, в 1972 году, было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР с характерным для тех времен названием «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». Нет той страны, сменилась эпоха, а некоторые положения этого документа не утратили актуальности. В частности, озабоченность ростом числа периферийных вузов, не имеющих достаточного кадрового и материального обеспечения, снижение влияния университетов на систему образования. И кое-какие из намеченных (и отчасти реализованных) тогда мер, таких, как придание кафедрам ведущих вузов статуса опорных кафедр, представляются полезными и сегодня.

И, конечно, Министерству образования и науки давно пора оглашать объективные показатели работы вузов. Сейчас публикуется немало рейтингов, в которых место того или иного университета определяется только тем, кто стал заказчиком проводимого исследования. За рубежом дела обстоят иначе: государственные органы и объединения профессионалов относят вуз к категории «А», «В» или «С» не субъективно, а на основе легко проверяемых количественных показателей. И у нас общественность, студенты, абитуриенты, их родители имеют право знать, какой вуз является истинным лидером образования, а какой лишь прикидывается настоящим университетом.

ЛЕКЦИЯ №2: ОБ АБИТУРИЕНТАХ И ВУНДЕРКИНДАХ

— И все же, какие проблемы в системе высшего образования наиболее волнуют украинский ректорат?

— Мой собственный опыт, общение с коллегами убеждают, что реформирование высшего образования идет в правильном направлении, положительные тенденции в развитии высшего образования приобрели стабильный характер. В этой связи перспективными выглядят предложения о реорганизации вузов I-II уровней аккредитации. Созданные в период индустриализации для массовой подготовки специалистов среднего звена, сегодня они утратили прежнее значение. Дать этим учебным заведениям новое дыхание, повысить эффективность системы образования в целом могло бы слияние части из них с вузами III-IV уровней аккредитации. Актуальным представляется придание большей четкости и логичности уже идущему процессу укрупнения вузов путем их объединения вокруг ведущих университетов. Это не только сокращает затраты на подготовку специалистов, но и повышает качество обучения.

Уже давно говорится о финансировании подготовки специалистов по обоснованным нормативам — согласитесь, подготовка физика-ядерщика и преподавателя литературы требуют разных затрат. Пора бы внедрить такой подход на практике, предусмотрев обновление материальной базы вузов. Необходимо постепенно сокращать разрыв в финансировании научных исследований и в оплате труда ученых высшей школы и Академии наук, достигающий сегодня совершенно недопустимых размеров и сдерживающий реализацию потенциала вузовской науки.

Я бы предложил модернизировать правила приема в вузы, особенно с учетом неуклонно снижающейся численности выпускников средних школ. Существующая система представляется мне несовершенной. Прежде всего речь идет об экзаменах, отсекающих половину или две трети поступающих. В экзаменах всегда есть элемент лотереи, играет роль волнение. В неблагоприятных условиях оказываются выпускники сельских школ, ничуть не менее талантливые, чем городские дети, но лишенные возможности получить дополнительную подготовку у репетиторов. Я бы перешел к другой системе, существующей во многих странах. Каждый имеет право прийти на первый курс, внести какие-то деньги и учиться в университете. А по результатам первых двух сессий происходит формирование постоянного контингента студентов. Такая форма приема вкупе с системой переноса кредитов облегчит мобильность студентов, предотвратит многие жизненные драмы. Ведь как часто бывает. Пришел студент в университет, проучился один-два семестра и понял — занимаю чужое место. А поступить вторично на бюджетное место он уже не может — запрещено законом. Вот и получает нелюбимую специальность и полжизни ищет свою профессию.

— Насколько вузы сегодня довольны школьной подготовкой юношей и девушек, стремящихся стать студентами?

— На мой взгляд, стоит серьезно подумать о профильном обучении в 10—12 классах средней школы. Не слишком ли рано происходит специализация? Ведь не все школьники вундеркинды, у многих склонности к той или иной сфере деятельности раскрываются довольно поздно, часто уже в студенческие годы. И в сельской школе, когда один учитель ведет и историю, и иностранный язык, трудно представить подлинную специализацию. Довольно остро стоит вопрос с обучением будущей интеллектуальной элиты — одаренных детей, еще в школьные годы ярко себя проявивших, занимавших призовые места на национальных и международных олимпиадах. Многие из них (до 30% ежегодно) покидают страну, направляясь на учебу в Россию, США или Западную Европу. Для таких детей многое делается в Украине — зачисление в вузы проводится без экзаменов, устанавливаются повышенные стипендии, но такие студенты часто остаются недостаточно загруженными, им просто скучно в обычных группах. Думаю, следовало бы разрешить лучшим из лучших получать за счет средств бюджета параллельно образование по нескольким специальностям.

ЛЕКЦИЯ №3: ИТОГОВАЯ

— На сегодня актуальным остается вопрос о престижности тех или иных специальностей, о трудоустройстве. Факт, что большинство выпускников работает не по специальности...

— Конкурс среди поступающих в наш университет составляет около трех человек на место. Существенно выше среднего показателя конкурс на факультеты экономический, иностранных языков, психологии, на отделение журналистики. Вместе с тем в последние годы четко проявляется тенденция повышения интереса к точным наукам. Она ощутима и в других вузах, а в МГУ наивысший конкурс в 2003 году был на мехмате. Эти факты — один из симптомов оживления экономики. Все больше людей осознает, что в грядущей цивилизации знаний найдут свое место не только юристы, бухгалтеры, менеджеры, но и высококлассные специалисты в сфере высоких технологий.

В нынешних условиях, когда рынок труда неустойчив и динамичен, трудно ожидать, что все выпускники станут работать по специальности. Да это и не столь уж важно. Главное, чтобы они были подготовлены к жизни, обогатились и развились духовно и интеллектуально, были готовы менять социальные роли и эффективно строить свою жизнь.

СПРАВКА «Дня»

Виль БАКИРОВ — доктор социологических наук, профессор, член НДП (с 1996); член правления Социологической ассоциации Украины (с 2000); заместитель председателя Северо-Восточного научного центра НАНУ (с 1998); член Общественного совета экспертов по внутриполитическим вопросам при Президенте Украины (с 11.2000); член Политсовета НДП; ответственный редактор «Вісника Харьківського університету» (серия «Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи»); председатель редакционного совета журнала «Universitates»; член редколлегий научных журналов «Вища школа України», «Соціологія: теорія, методи, маркетинг», «Sociologia del Lavoro»; член правления Социологической ассоциации Украины. Родился 8 июня 1946 г. в Уфе (Башкортостан, Россия). Образование высшее. В 1970 г. закончил Харьковский юридический институт, юрист, специальность «Правоведение». Кандидатская диссертация «Социальный контроль как регулятор общественных отношений» (1976 г.). Докторская диссертация «Ценностное сознание как объект социологического анализа (проблемы теории и методологии)» (1991 г.).

Заслуженный деятель науки и техники Украины (07.2001 г.).

Автор (соавтор) более 100 научных трудов.

Беседовала Людмила ЕРМИЛОВА, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ