«Новая жизнь началась для усадьбы Мурашко. наконец мы можем начать противоаварийные и консервационные работы», — такое заявление в соцсетях на днях сделала директор Департамента культуры Киевской городской государственной администрации Диана Попова.
Эту новость активист Александр Глухов воспринял со смешанными чувствами. Мужчина много лет живет в прилегающем к усадьбе помещении на улице Малой Житомирской, 12. Памятниками истории, архитектуры и градостроения местного значения считаются одноэтажный и трехэтажный дома под номерами 14 и 14А, где и жил знаменитый художник Александр Мурашко. Напомним, в 2007 году имение очутилось в собственности ООО «Пантеон-Инвест». Жителей этого и прилегающих домов начали выселять, здесь планировалось строительство жилищно-гостиничного комплекса. Однако Александр Глухов наотрез отказывался покидать собственное жилище — это давало надежду, что когда-то чиновники таки восстановят соседнюю усадьбу известного художника.
Ожидания затянулись на девять лет. После возбуждения уголовного дела в городской прокуратуре и десятков судебных заседаний договор купли-продажи таки признали недействительным, началось возвращение усадьбы в коммунальную собственность города. За это время памятник архитектуры оказался в аварийном состоянии: стены опоясывали глубокие трещины, комнаты, где когда-то жила семья художника, в запущенном виде, там появились кучи мусора. Ухудшил состояние домов пожар летом 2013 года: огонь охватил свыше двух тысяч квадратных метров деревянных перекрытий. А год назад, уже по возвращении памятника архитектуры в собственность Киева, усадьбу постиг еще один пожар.
Как рассказал Александр Глухов, за спасение памятника архитектуры город должен был приняться еще в начале нынешнего года, на что из городского бюджета выделялось три миллиона гривен. Эти новости активист причисляет к хорошим. А дальше начинается ряд «но». Во-первых, скоро зима, которая уже дала о себе знать, поэтому под вопросом, успеет ли все сделать фирма, которая выиграла тендер на проведение противоаварийных и консервационных работ. Кроме того, после общения с представителями этой фирмы Александр Глухов узнал, что смета уменьшена вдвое. Найдут ли средства в следующем году — неизвестно.
Активист отмечает, что на днях дома огородили забором и завезли какие-то материалы, но, что и как будет происходить, сам не может понять. Киевлянка Людмила Леонова через соцсети делится другими новостями: «Узнала, что перед началом работ нужно вывезти мусор, с этим как раз справятся до Нового года. Если не начать это делать, то деньги пропадут как неиспользованные, но чиновники из Департамента по благоустройству не дают разрешения на работу там самосвала. Поэтому саботировать и превращать дом в руины можно и таким способом. Источник надежный».
Общественность побаивается, что из прецедента, когда покинутый на произвол судьбы памятник архитектуры берутся спасать, может выйти «пшик». «Начали слишком поздно, и боюсь, до зимы не успеют провести запланированные работы. А без этого будет последующее разрушение, — объясняет Александр Глухов. — Мы неоднократно предлагали депутатам разработать положение об особенностях инвестирования в объекты культурного наследия, но ничего из этого не вышло. Сложно работает чиновнический аппарат, система подтормаживает принятие необходимых и своевременных решений. Также действует сильное строительное лобби. Не факт, что на чиновников жмут деньгами, могут и простыми объяснениями, что лучше это не трогать или продать. Но отдать все в частные руки — ошибочная концепция. Если продавать, то должны быть гарантии, что владелец отремонтирует здание. Или в городе нужны такие условия, чтобы было выгодно не разрушать, а сохранять».