Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Оживить» Фарный костел

Как небезразличные жители Изяслава пытаются сохранить уникальное историко-культурное наследие города
30 ноября, 2016 - 10:19
ФОТО С САЙТА STEJKA.COM

Изяслав — не очень популярный среди отечественных туристов город исторической Волыни (в настоящее время Хмельницкая область), хотя он имеет древнюю (первое упоминание — 1390 год) и интересную историю, на его территории расположены уникальные памятники истории: Старозаславский замок XV века, дворец Сангушков 1754—1770 гг. с комплексом костела миссионеров, кафедральный костел Святого Иоанна Крестителя  1599 года, которые внесены в государственный реестр национального культурного наследия, а также монастырь отцов бернардинов, руины средневековых стен и валов... К сожалению, к нескольким из этих достопримечательностей уместно прибавить «запущенные руины». Но, к счастью, среди горожан нашлись небезразличные люди, которые хотят изменить ситуацию. В частности они взялись прежде всего за уборку кафедрального костела св. Иоанна Крестителя, другое название которого Фарный костел, а в городе — и сокращенное «Фара». Он за долгие годы запустения превратился буквально в мусорник.

«В помещении костела с 30-х годов ХХ века был музей, во время Второй мировой церковь, а затем — опять музей. В 1950-х башню храма превратили в водонапорную, она повредила фундамент, потому что там была вибрация, а в 1986 году в здании был пожар. После этого туда начали с близлежащих домов сносить мусор», — рассказывает часть страннической истории самой древней православной святыни города Людмила Левицкая, по специальности менеджер по персоналу, которая не смогла спокойно смотреть на разрушение. «Весной 2015 года я приехала в Изяслав к маме и некоторое время здесь жила, поэтому искала людей, с которыми можно было бы сдвинуть это дело с места. А параллельно со мной наша казацкая громада собралась на толоку, начали убирать Фарный костел. Я случайно о них узнала, мы встретились и начали это делать регулярно, — рассказывает Людмила. — Сначала мы собирались раз, а то и два на неделю в летний сезон. В сезон в этом году мы так же собирались, начиная с апреля, раз в неделю. Сначала нас было больше — до 15 человек, сейчас очень мало — каждый раз приходят 3-5 человек». «Это разные как по имущественному статусу, так и по убеждениям граждане, — рассказывает Владимир Федотов, глава Общества культурного наследия «Заслав’є» (именно в эту общественную организацию объединились активисты). — Но общим у нас является то, что это не потенциальные эмигранты, никоим образом. Это люди, которые, прежде всего, рассматривают место, где они живут (шире — страну), как собственный дом. У них достаточно высокий уровень мотивации, обычно отсутствующий у других жителей». Преимущественно жители города инертно воспринимают работу инициативных изяславцев. «Причины разные, — объясняет Владимир. — Среди них — неоднородность или, скорее, отсутствие, общего информационного поля. То есть  большинство просто не знает не только о текущих работах, но также и о том, где элементарно располагается объект (и это при том, что город небольшой, чуть больше 17 тысяч жителей! — Авт.). Часть жителей, конечно, одобрительно относится к тому, что происходит, но участия не принимает».

СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ФАРНОГО КОСТЕЛА. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В ЕГО БАШНЕ РАЗМЕСТИЛИ... РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ВОДЫ. КРОМЕ ТОГО, ЗДАНИЕ ПЕРЕЖИЛО МАСШТАБНЫЙ ПОЖАР / ФОТО СЕРГЕЯ ГОНТАРЯ

Однако результат все равно есть, убеждена Левицкая. Если в первые разы собирались такие кучи мусора, что их приходилось забирать трактором, то в 2016 году после «зимовки» костела активисты вынесли только четыре пакета именно бытового мусора. Но работы не уменьшилось. В этот летний сезон они расчищали колокольню и боковую лестницу храма от последствий пожара и запущенности — выносили камни, землю, песок, куски кирпича. «Начальная наша цель, — говорит Людмила Левицкая, — консервирование помещения, чтобы оно не развалилось». Владимир добавляет: «Мы как волонтеры сосредоточены на решении проблемы сохранения памятника культуры, следовательно, наша деятельность направлена на усиление ее значимости. Она не важна в современной среде, далекой от прежних ценностей, которые просто не  понятны для многих. Однако значение традиции, памяти и основ культуры остаются очень важными для общества, которое стремится сделать выводы из собственного прошлого». Поэтому в настоящее время активисты занимаются юридической регистрацией своего общественного объединения (со «скрипом», из-за отсутствия персонала в областном управлении юстиции, говорит Владимир), чтобы иметь возможность подаваться на гранты и таким образом найти финансирование для своих работ. Ведь с местной властью и вопросом собственности на памятники культуры — ситуация сложная.

«Почему мы взялись за Фару? Это самый выдающийся памятник, это был кафедральный собор, где была усыпальница владельцев города. Уникальная ситуация — наш костел строили для католиков люди, которые не были католиками. Владельцы наших земель были украинцами — ни россиянами, ни литовцами, ни поляками. Это ветвь князей Острожских, равно как и князья Сангушки, которые уже потом приняли католичество, переженились и идентифицировали себя с Польшей, потому что время было такое. Но это именно украинское наследие. И дворцовый комплекс у нас уникален. Но, к сожалению, дворец Сангушков тоже приблизительно в таком же состоянии, как и Фарный костел. И проблема в том, что все эти наши несчастные памятники архитектуры официально не имеют владельца. Соответственно мы не имеем оснований, чтобы даже написать какой-то проект или где-то просить деньги, потому что все это формально ничье. Мы общались с городской властью на предмет собственности. Но результата пока мало. Власть говорит, что не имеет средств это все содержать, потому и на баланс не будут ставить. А поскольку здания не на балансе, они за них ответственность не несут. У них одно слово: нет денег. С этого разговор начинается и этим заканчивается». Немного помощи было только с вывозом мусора, говорит Людмила. «Наш город на очень низком уровне развития самоуправления, — считает Владимир Федотов. — Как следствие — можно сказать — полное отсутствие постоянно действующих активных групп. Тем более достигших каких-то заметных результатов».

«День» обратился в городской совет Изяслава, чтобы получить ответ относительно его виденья ситуации. Секретарь горсовета пани Наталья Попко давать комментарий по телефону отказалась, поэтому мы послали официальный запрос на имени городского головы, и об ответе на него обязательно сообщим нашим читателям. Ведь проблема безденежья понятна, она коснулась многих, в то же время есть примеры, когда самоорганизация жителей и помощь, например, от международных программ, направленных на развитие самоуправления, изменяли ситуацию к лучшему. Чего и стремятся достичь небезразличные изяславцы, которые чувствуют ответственность за историю края. «Для нас в настоящее время важна огласка. Показать, в том числе и местным людям, что наши памятники культуры интересны, что их нельзя превращать в свалку, на них нельзя ставить крест», — подытоживает Людмила Левицкая.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ