Он должен был появиться уже в июле этого года в самом центре Луцка — в сквере, где когда-то на одном кладбище хоронили и православных, и католиков. Но он не стал бы символом могил, которых хватает на обоих берегах Буга — и в Украине, и в Польше. Не стал бы потому, что эти могилы поляки уже посчитали, а украинцы — еще нет. Поэтому депутаты Луцкого городского совета отменили уже подписанные областной и городской властью решения об установке в областном центре монумента жертвам украинско-польского конфликта...
Знающие люди утверждают, что поляки уже рассказывают о тех трагических событиях в своих школьных учебниках. И что украинцы, в частности волыняне, выступают в тех книгах, как «нация мясников и бандитов». Однако и волыняне, и потомки замордованных этнических украинцев по ту сторону Буга — жертвы большой депортации в ходе операции «Висла», также имеют свои претензии, на которые у польской стороны пока что нет адекватного ответа...
Монумент уже имел свой образ — волынский архитектор Андрей Сеник, ставший победителем всеукраинского конкурса, видел его в виде «Ротонды мира — Часовни иконы Холмской Божьей Матери» (хотя и эта икона, которая сегодня хранится в единственном в Украине волынском музее икон — является напоминанием о трагической судьбе этнических украинцев, которых нагло выселили, уничтожив наполовину, с земли прадедов...) Но луцкие депутаты заявили, что «мы еще не готовы к подобным памятникам». И почти единогласно (34 — за, 2 — воздержались) отвергли его установку, потому что «проблема изучена однобоко, точнее, только польской стороной».
Депутатский корпус отмечает неприемлемое название «монумент примирения»: «Будто за 60 лет Украина и Польша не помирились, да и будет ли означать этот монумент мировую?..» Покаявшись за «резню», украинцы бы односторонне приняли на себя всю вину за то трагическое противостояние. А между тем, в волынских селах немало стариков, которые и сегодня боятся вспоминать вслух о тех трагических событиях, потому что «придут поляки и нас порежут...»
Неоднозначно отнеслись луцкие депутаты и к плану проведения торжественных мероприятий по поводу 60-й годовщины так называемой Волынской трагедии 1943. Волыняне, семьи которых пострадали от рук польских военных группировок (в том же 1943 бы ли вырезаны целые украинские села), не будут, разумеется, спокойно воспринимать массовый, как планируется, заезд родственников жертв с польской стороны. А потому, по мнению луцких депутатов, лучше всего ограничиться проведением общей, по христианскому обычаю, панихиды, в которой могли бы участвовать (но без политических заявлений) и президенты Украины и Польши.
Комментируя решение сессии, луцкий городской голова Антон Кривицкий отметил, что для каждого общества опасны как крайний национализм, так и крайний фашизм. А потому, пока чрезвычайно сложный вопрос украинско-польского противостояния в годы Второй мировой войны не исследован до конца историками, посоветовал обратить внимание на могилы жертв этого противостояния. И по ним (по польским — в Украине, украинским — в Польше) судить, как же на деле, а не на словах, чтят память невинно убиенных.