Без поддержки власти и денежных спонсоров, вопреки многочисленным проблемам, исключительно благодаря энтузиастам в Чернигове существует и развивается яхт-клуб. Шесть лет назад любимое дело объединило десятки местных яхтсменов. Сейчас они не просто ходят под парусами, а участвуют в престижных всеукраинских и международных соревнованиях, обучают парусному делу подрастающее поколение. Несмотря на значительные достижения, спортсмены до сих пор предоставлены сами себе. Их собрания проходят в маленькой неприметной комнатке, а проблемы яхтсменов является исключительно их проблемами. Вместе с тем, как отмечают спортсмены, перспективы Черниговщины в развитии парусного спорта - впечатляющие. Было бы желание!
ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Чтобы стать членом черниговского яхт-клуба, совсем не обязательно иметь собственную яхту, достаточно просто прийти и записаться в команду. Объединились любители парусного спорта относительно недавно - в 2011 году.
«Исторически это выглядело как объединение энтузиастов, - вспоминает один из основателей общественной организации яхтсменов Геннадий Добровинский. - К тому времени нас таких было около десятка».
Ходить под парусами - давняя мечта нашего собеседника, реализовать он ее решился только тогда, когда по рынку недвижимости ударил всемирный кризис.
«Я занимался недвижимостью, - рассказывает Геннадий. - После того как ударил кризис, мои доходы вышли на «ноль», и я решил реализовать детские мечты, до которых в течение жизни мне было некогда. Я купил один «швербот» (тип яхты - авт.) - «Месяц» и поехал дружить в Славутич с местным парусным клубом. Шесть лет назад весь мой парусный опыт сводился к единоразовой прогулке на морской лодке в 18-летнем возрасте».
Геннадий Добровинский убежден, что в Славутиче - один из лучших яхт-клубов в Украине. «На 30 тысяч населения приходится ориентировочно сотня парусников, - объясняет яхтсмен. - Акватория площадью в одну шестую нашей Яловщины просто «кишит» лодками. Славутичские спортсмены являются чрезвычайно опытными и профессиональными, они неоднократно участвовали в чемпионатах мира».
В своих начинаниях Геннадий Добровинский был не один. Помогал ему единомышленник, человек с колоссальным туристическим опытом, методист черниговского «Центра туристическо-оздоровительной и воспитательной работы с детьми и молодежью» Владислав КИРИЧЕНКО. Для него желание ходить по волнам было также детской мечтой, которую он познал из произведений Жюля Верна.
Первым судном, которое начал осваивать Владислав Кириченко, стал «швербот» 1961 года его единомышленника Геннадия. В кругах яхтсменов о красивых судна принято говорить, что они не года выпуска, а года рождения. Второе судно пан Владислав смастерил собственноручно. Лодку он назвал «Хильдой».
«Хильда - это героиня веселых картинок, такая жизнерадостная толстушка, - объясняет выбор имени яхтсмен. - Лодка, откровенно говоря, такой и вышла. Впервые, когда я спустил ее на воду, то уже на третьей секунде оказался за бортом. Когда же начал подходить к «Хильде» как к женщине - тогда мы и помирилис », - отшучивается Владислав Кириченко.
Особое впечатление у энтузиастов вызвал первый выход на воду. Это была регата по Киевскому водохранилищу, которое за ширину глади называют морем.
«Высота борта нашей лодки составляла всего 40 сантиметров, а мы прошли на ней почти в Вышгород. Поверьте, на Киевском море штормы довольно-таки ощутимые, - вспоминает Геннадий Добровинский. - После этого похода мы с Владом заслужили уважение у членов яхт-клуба».
Уже потом у начинающих яхтсменов были всевозможные региональные конкурсы и регаты. Но больше всего черниговцам запомнилась участие в международной крейсерской регате «Одесса - Батуми - Одесса».
«Мне, как каждому сухопутному, даже Киевское море казалось «ого-го», а когда раз «надцать» пересек, то ... захотелось чего-то большего, - говорит Владислав Кириченко. - Вершиной парусного спорта для себя могу назвать участие в международной регате. Дистанция 1200 миль (более двух тысяч километров). О ней можно долго рассказывать, впечатлений - масса. Мы, кстати, третье место заняли. Хотя многие думали, что вообще не доплывем», - смеется.
Выступали черниговские спортсмены на яхте Николаевского яхт-клуба. Три недели открытого моря каждый из них вспоминает как одно из величайших приключений в жизни. Было это не так давно - в 2013 году. Черниговцы тогда пропустили вперед профессионалов - команду Одесской морской академии и команду Николаевского яхт-клуба - базового яхт-клуба олимпийских профессионалов.
ВРАГИ СИСТЕМЫ
Сколько тогда было желающих пропиариться на имени призеров! Прежде всего - власть имущих и руководителей города. В действительности же на парусный спорт этим людям глубоко плевать. Более того, они категорически против!
«Это противоречит принципам существования нашего государства, - высказывает мнение Геннадий Добровинский. - Если для Европы люди среднего класса и экологически здоровый образ жизни являются базовыми вещами, то для нашей системы яхтсмены являются врагами, - убежден черниговец. - Ведь нам нужны берега возле крупных водоемов с заливами, а это - самые дорогие участки земли. Как это каким-то людям отдать «золотые берега»?»
Стоит ли в таких условиях говорить о доступности парусного спорта? Ведь даже черниговские яхтсмены, люди из города над Десной, который имеет 60 километров береговой линии, завоевали землю с подачи власти - ее бесплатно предоставил один из предпринимателей, который является владельцем участка вблизи входа Стрижня в Десну. Черниговские яхтсмены - далеко не миллионеры, как принято думать. Скорее наоборот - тратят большинство бюджета на любимое дело. Вместе с тем обучают парусному спорту подрастающее поколение и достойно представляют город на разного уровня регатах. Город, которому до своих спортсменов нет никакого дела, от которого они не имеют ни малейшей поддержки. Что говорить, когда исполнители умудрились «запороть» утвержденный городским советом «Вело-гидро проект»? Его реализация предполагает строительство целой инфраструктуры. По мнению яхтсменов, это дало бы колоссальный толчок для развития как парусного спорта, так и туризма. А возможности для развития - колоссальные! Ведь площадь водного зеркала Черниговщины составляет ориентировочно 1000 квадратных километров - это как в крупнейших европейских странах вместе взятых. Стоит ли напоминать, что на древние города, в частности, такие, как Чернигов, надо смотреть с воды, так как они возникали прежде всего как города-порты?
Фото автора и из коллекции Геннадия Добровинского