Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пасха и Время

25 апреля, 2008 - 00:00
«ИИСУС ХРИСТОС», ХVIII в. КИЕВ

В этом году христианские страны света находятся в длительном периоде Пасхальных праздников. Первыми отпраздновали католики и подавляющее большинство западных протестантов — день 23 марта стал для них началом празднования Воскресения Христова. А через несколько длинных недель — 27 апреля — Пасху отмечают православные по так называемому старому юлианскому календарю. (Где-то в 45 году до Рождества Христова, известный Гай Юлий Цезарь, который сам интересовался астрономией в перерывах между войнами, поручил египетским ученым разработать новый, более точный солнечный календарь, который сегодня называют «старым».)

Но почему христианство, разделенное в 1054 году на Восточное и Западное, по догматическим причинам еще раз разделилось в 1582 году — когда Римский папа Григорий ХIII заменил старый юлианский календарь на новый? Почему православный мир не принял этот календарь? Ведь это была не просто «папская» прихоть — старый языческий юлианский календарь на то время уже весьма расходился как с астрономическими данными, так и с предписаниями первых христианских Вселенских соборов.

Восточное христианство, впрочем, категорически отказалось принять более правильный григорианский календарь. Несмотря даже на то, что Григорий ХIII обращался к Вселенскому патриарху Иеремии II (кстати, это тот самый патриарх, который побывал когда- то в Украине) с предложением перейти на значительно более точный календарь. Интересно, что патриарху Иеремии писал по этому самому вопросу также князь Константин Острожский, который был на стороне Нового календаря(!).

Для принятия окончательного решения патриарх Иеремия созывал Собор восточных патриархов, которые категорически осудили новый западный календарь как такой, который нарушает каноны православия. Собор также призвал православных христиан твердо придерживаться старого стиля, а всем «отступникам» даже угрожал анафемой. Хотя, как утверждают теологи, календарные тексты не принадлежат к неприкосновенной области Божественных догматов. В результате, однако, вышло так, что реформа Григория ХIII только углубила противостояние западных и восточных церквей, а восточный православный мир еще раз засвидетельствовал свою глубокую приверженность древности — несмотря на все научные доказательства.

В этих календарных процессах субъектами противостояния стали также православные украинцы, которые на то время находились под властью Польши — они категорически отказались «менять время», считая это большим грехом (в действительности, это не является грехом; о чем свидетельствует среди прочего и то, что в наши дни Московский патриарх поздравляет с Воскресением Христовым Римского Папу — по григорианскому времени!). В то время в Украине начались «календарные» расхождения, прения, стычки, для разрешения которых и успокоения подданных король Стефан Баторий издал последовательно аж три универсала! Но не помогло. В конечном счете, король был вынужден позволить украинцам «жить по старому стилю, пока все как-то утрясется или пока будет заключено какое-то соглашение между Римским Папой и Восточными патриархами». (Стефан Баторий ошибся — и сегодня еще не «утряслось».)

По мнению специалистов, например, отца Софрона Мудрого, календарный вопрос в современном христианском мире до сих пор полностью не разрешен. Более того, — большие и святые для каждого христианина дни все еще остаются (стыдно сказать!) предлогом для отчуждения, для «противостояния» христиан против христиан. Даже сегодня можно встретить немало почтенных «ученых» теологов, которые утверждают, что так называемый новый стиль придуман папами лишь для того, чтобы «стереть с лица земли православие»(!). Это тем более наивно, что в числе двух миллиардов (приблизительно) христиан планеты Земля, православные составляют менее 300 миллионов.

В свое время также на Западе были христиане, которые были недовольны введением нового григорианского календаря, однако католические Италия, Португалия, Испания, Франция, Швейцария, Голландия, Германия перешли на новый календарь почти сразу после Папского декрета; Польша и Литва (кроме украинцев!) — в 1586 году; протестантский мир, который тогда энергично формировался, папские нововведения принял в конце ХVII века (не принимая во внимание жестокую вражду и даже войны с римскими папами).

Несмотря «на непринятие» восточными церквями, все православные люди мира уже давно живут по «новому» григорианскому календарю — рождаются, учатся, пишут книги, оформляют паспорта, свидетельства о рождении или смерти и тому подобное. Хотя христианские праздники, вроде Пасхи, например, выпадают из реального измерения времени современного человека (а может, так и нужно — чтобы праздники «выпадали»?)

Есть здесь еще одна сложность — восточная Пасха неуклонно «дрейфует» в лето и через определенное — не близкое, правда, — время вообще перестанет быть весенним праздником. Но ведь Иисус Христос, Сын Божий, был распят и воскрес, как пишут ученые теологи, в середине апреля!

Стоит еще напомнить, что проблема празднования Пасхи рассматривалась еще на Первом Вселенском соборе христиан (в 325 году, Никея). Уже тогда было постановлено, что «для спасительного исповедования веры всем христианам необходимо отмечать Пасху в один и тот же день». Это постановление было принято как общим решением, так и подписью каждого присутствующего на Соборе отца. В постановлении Собора шла речь и о том, «как плохо и греховно, когда в одно и то же время одни христиане постятся, а другие — сидят дома и пируют!» Таким образом, отцы Первого Вселенского собора (собора, который признают как западные, так и восточные христиане) решили и постановили единогласно — самый святой праздник Пасхи отмечать всем в один и тот же день! А что мы сегодня делаем?

Думаю, что в ситуации, которая складывалась на протяжении веков, для каждого христианина остается только одно правильное решение — отмечать Великий праздник Пасхи дважды — согласно обоим календарям. Христос Воскрес, христиане!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ