В этом году Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) будет отмечать двадцатилетие легализации своей деятельности на украинских землях. Напомню, что в 1946 году по указанию Сталина в Львове был проведен так называемый «объединительный» собор, который принял решение о присоединении УГКЦ к Московскому патриархату. Сразу же были арестованы и репрессированы 10 епископов, 1400 священников, 800 монахов и монахинь, которые относились к этой церкви. После того одна из традиционных украинских христианских церквей стала «катакомбной». Свою миссионерскую деятельность УГКЦ проводила нелегально, находясь в подполье. Только во время национального возрождения, т.е. в середине 80-х годов прошлого века УКГЦ легализовалась и на протяжении последних двадцати лет действует в Украине открыто и публично.
Без сомнения, что по случаю этой грустной юбилейной даты УГКЦ в Украине и мире проведет немало мероприятий, которые расскажут об одной из страшных трагедий, которую пережила Церковь и украинский народ, находясь под властью Москвы и оккупационного коммунистического режима.
Не будет стоять в стороне от этой даты власть и общественность. Еще в прошлом году Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковска областные советы обратились к Президенту Украины, Верховной Раде с просьбой инициировать на общегосударственном уровне процесс установления исторической справедливости в отношении УГКЦ и признать за ней статус репрессированной церкви.
В свете этих событий представляется важным в который раз вернуться к одной из жгучих тем религиозной жизни в Украине, а именно предоставлению УКГЦ статуса патриаршей церкви. На мой взгляд, это важно по нескольким причинам: во-первых, данный вопрос широко дискутируется не только в среде верующих УКГЦ, но и в светских кругах; во-вторых, в контексте активизации отношений между традиционными украинскими христианскими церквями с целью создания в Украине единой поместной церкви, обойти отмеченный вопрос невозможно. Наконец, в-третьих, было бы неправильно, отмечая 20-летие легализации УГКЦ в Украине обойти вопрос, который на протяжении многих веков было актуален именно для этой церкви.
Но сначала несколько слов о «патриархе» и «патриархате». В церковном понимании патриарх — это высший сан и титул отца, главы и носителя верховной юрисдикции в поместной и автономной церкви. В «Декрете о Восточных Католических Церквях», одобренном на Втором Ватиканском вселенском соборе отмечается: «Название восточного патриарха носит тот епископ, который имеет судовласть над всеми епископами, включительно с митрополитами, над клиром и мирянами своей территории или своего обряда, согласно предписаниям права и без нарушения первоверховной власти Римского Первосвященника». Сан патриарха и статус патриархата любая христианская церковь получает, чтобы сохранить свое единство и историческую идентичность.
Мало кто знает, что украинцы добивались предоставления патриархата своей церкви еще до проведения Берестейского собора 1596 года, когда иерархи Киевской метрополии подписали унию с Римским престолом и когда фактически возникла Украинская греко-католическая церковь. Однако в документах самого Собора идея патриархата так и не была зафиксирована, что, безусловно, сильно ослабило позиции церкви на перспективу.
Несмотря на это, уже в 1624 году украинскими католическими владыками был проработан и передан в Рим новый проект документа, которым предусматривалось предоставление церкви статуса патриаршей. Но это было уже иное, не благоприятное для этого время. В 1622 году Папа Григорий ХV создал Конгрегацию для распространения веры и подчинил ей нашу церковь. Поскольку Конгрегация создавалась для опеки над нехристианскими народами и теми, которые не имеют глубоких христианских традиций, это сильно снизило статус УКГЦ, а о патриархате можно было забыть.
Тем не менее в 1636 году во время правления польского короля Владислава IV православный Киевский митрополит Петр Могила разработал проект Киевского патриархата и послал его в Рим. В то же время была сделана попытка созывать по делу Киевского патриархата отдельный синод целой Русской церкви, т.е. католиков и православных с целью объединения их в едином патриархате. Но Апостольская столица в лице Конгрегации сделала все возможное, чтобы синод не состоялся, а посланный П. Могилой проект лег под сукно.
Новые серьезные попытки относительно предоставления УКГЦ патриархата возобновились только в ХХ веке, когда Папа Римский Пий Х наделил митрополита Андрея Шептицкого патриаршими правами над Украиной и Российской империей, но без патриаршего титула. С тех пор УГКЦ с новой силой включилась в борьбу за патриархат для своей церкви.
Революционный шаг в этом направлении сделал преемник А. Шептицкого Всеблаженнейший Кир Иосиф Слипый. Во время священного Второго Ватиканского Собора в 1963 году он от имени украинского католического епископата выступил с предложением безотлагательно поднести Киево-Галицкий митрополичий престол к патриаршему достоинству. Ватикан больше не мог игнорировать «украинский вопрос». Авторитет УКГЦ, несмотря на преследование греко-католиков в Украине, был насколько значительным, что во время работы Второго Ватиканского Собора был подготовлен проект постановления, в котором предлагалось создание трех новых восточно-католических патриархатов, а именно для украинцев, эфиопов и малябарцев. К сожалению, проект этого документа так и не был рассмотрен, вместо этого Собор принял решения, которые касаются самой идеи патриархата. В частности, собор указал, что поместным восточным католическим церквям положено предоставлять патриархаты, а верховные архиепископы получили патриаршие права. В то же время было принято, что новые патриархаты для церквей восточной традиции устанавливает Вселенский собор, или Папа Римский. В соответствии с «Декретом о восточных католических церквях», изменения в устройство этих церквей можно вносить «только для их собственного и органического развития». Иными словами, Второй Ватиканский собор, хотя и не предоставил УГКЦ статуса патриаршей церкви, но признал за ней право такой статус иметь.
На основании этого Иосиф Слипый сразу сделал ряд практических шагов, которые должны были приблизить УГКЦ к получению патриархата. Так, он начал издавать законы, обязательные для выполнения греко-католиками во всем мире и обнародовать их в соответствующем официозе. Безотлагательно был созван синод УКГЦ, который принял важные решения, направленные на утверждение патриаршего статуса церкви. Более того, в октябре 1969 года Иосиф Слипый принял участие в Чрезвычайном папском синоде, где в своем выступлении осудил латинизацию и уничтожение культурных и духовных достижений восточных церквей и напомнил присутствующим о тех больших жертвах, которые понесла и несет УГКЦ, храня верность Апостольской столице.
Именно на это время приходится особая активность Московского патриархата, который начал давление на Ватикан, чтобы тот приостановил движение украинцев к учреждению своего патриархата. Это давление не прекращается и сегодня.
Идея патриархата для УКГЦ получила новый импульс уже в независимой Украине. В 1989 году церковь была легализирована, а уже в 1991 году в Украину вернулся тогдашний глава УГКЦ Мирослав-Иван кардинал Любачивский.
На сегодняшний день Украинская греко-католическая церковь является крупнейшей восточной католической церковью в мире. Она насчитывает более 5,5 миллионов верующих. Юрисдикции Верховного архиепископа и Синода епископов подлежит вся Украина.
В состав УГКЦ также входят: в Польше Перемышльско-варшавская греко-католическая митрополия. В Западной Европе три апостольские экзархаты для украинских греко-католиков в Германии, Франции и Великобритании. В Северной Америке две греко-католические митрополии: США — Филадельфийская, которая состоит из четырех епархий и Канаде — Виннипегская митрополия, которая состоит из пяти епархий.
Кроме того, существуют епархии УГКЦ в Буэнос-Айресе (Аргентина), Куритибе (Бразилия) и Мельбурне (Австралия). Украинские греко-католики имеют также викариат в Румынии, общины в Литве (Вильнюс), Латвии (Рига, Даугавпилс и Резекне), Эстонии (Таллинн), Молдове (Кишинев), Австрии, Парагвае, Венесуэле, Португалии, Италии, Испании, Греции, Швейцарии, Бельгии, Казахстане и России.
Важным этапом в жизни церкви стал визит в Украину в июне 2001 года его Святости Иоанна Павла II Папы Римского и его встречи с духовенством УГКЦ и руководителями украинского государства. Папа Иоанн Павел II имел возможность собственными глазами увидеть и почувствовать насколько УГКЦ «дозрела», чтобы получить статус патриаршей.
В 2004 году 150 народных депутатов Украины обратились к Папе Римскому Иоанну Павлу II с просьбой предоставить патриарший статус Украинской греко-католической церкви. Среди них, кстати, нынешний Президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. Идея предоставления УГКЦ патриархата отныне становится не только делом церкви, но и широких кругов общественности, в том числе политиков, государственных и общественных деятелей.
В июне 2004 года Постоянный синод епископов Украинской греко-католической церкви в сопровождении митрополитов и под руководством главы церкви посетил Святейшего отца Иоанна Павла II. Главной темой разговора было создание патриархата УГКЦ. Святейший отец так выразил свое отношение к этому вопросу: «Я разделяю ваше стремление, которое укоренено также в канонических и соборовых предписаниях, чтобы иметь полное юридически-церковное устройство. Разделяю это как в молитве, так и в терпении, ожидая определенного Господом дня, в котором я, как Преемник святого апостола Петра, смогу подтвердить зрелый плод вашего церковного развития».
В сентябре в этом же году с пастырским посланием «Об утверждении патриаршего устройства Украинской греко-католической церкви» выступил нынешний ее глава Блаженнейший Любомир. В послании подтверждается намерение получить патриарший статус церкви: «Именно от доброй воли, рассудительной активности и в то же время надлежащего смирения мирян и будет окончательно зависеть утверждение патриаршего устройства» — отметил глава УКГЦ.
Очередным шагом на пути к собственному патриархату можно считать перенесение из Львова в Киев провода УГКЦ и строительство в столице патриаршего собора Воскресения Христова, которое планируется завершить до 2010 года.
Недавно в Украине побывал префект Конгрегации для восточных церквей кардинал Леонардо Сандри, которого называют «глазами Папы Римского». Гость не скрывал, что изучает вопрос возможности предоставления УГКЦ статуса патриархата и беатификации митрополита Андрея Шептицкого.
Изложенная здесь краткая хроника борьбы за собственный патриархат удостоверяет, что, с одной стороны, украинцы на протяжении веков проявляли сильную настойчивость для позитивного решения этого вопроса, а, с другой, все время наталкивались на глухую стену игнорирования, или же на прямое или опосредствованное отрицание самой идеи патриархата для УГКЦ.
В этой связи возникает логичный вопрос: а правильный ли путь избрала УГКЦ, надеясь, что рано или поздно Апостольская столица пойдет на уступки и установит патриархат для украинской церкви?
Этот вопрос возникает еще и потому, что уже долгое время в среде греко-католического духовенства как в Украине, так и за ее пределами зреет мнение, что наступило время прекратить практику «выпрашивания» патриархата, вместо этого необходимо приступить к его созданию путем самопровозглашения.
Принимая во внимание это, интересно рассмотреть вопрос происхождения других восточных католических церквей, в частности тех, которые уже имеют статус патриарших. Таких на сегодня шесть: Армянская, Коптская, Сирийская, Мелхитская, Халдейская и Маронитская. Среди них Рим установил только Александрийский патриархат Коптел. Остальные пять возникли вследствие объединения существующих восточных поместных и патриархальных церквей с Римской церковью как с равноправным партнером. Таким образом Ватикан только признал патриаршее достоинство новых церквей, а не устанавливал новые патриархаты.
Путем самопровозглашения возникли и некатолические патриархаты, в частности, Болгарский, Московский, Румынский, Сербский и Эфиопский.
В целом история патриархатов, их происхождения и развития свидетельствует, что они возникали как результат естественного развития поместных церквей на основании обычаев, а поэтому формально их никто не устанавливал, а только их признавали такими вселенские и поместные соборы. Иными словами, идея самопровозглашения патриархата Украинской греко-католической церкви, это не какая-то авантюра, а один из реальных путей разрешения проблемы, которую рано или поздно придется разрешать.
В контексте изложенного также ставится вопрос отношений УГКЦ с другими, в частности украинскими православными церквями. В данном случае не вижу смысла оппонировать Московскому патриархату, который последовательно осуществляет давление на Апостольскую столицу в плане непредоставления УКГЦ собственного патриархата, поскольку основным аргументом такой позиции выступает не христианский долг, а страх потерять свое влияние на значительную территорию Украины. А поэтому УГКЦ должна добиваться статуса патриаршей церкви, несмотря на позицию и «аргументы» Москвы.
Собственного патриаршего статуса также добивается Украинская православная церковь Киевского патриархата. Но она не может быть конкурентом для УГКЦ. Если допустить, что и греко-католики, и православные добьются каждый свой патриархат, то это только приблизит Украину к созданию своей единой Поместной церкви, для которой уже давно созрела украинская нация.