Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Патриотизм и национальная идея

14 апреля, 2000 - 00:00

Уважаемая редакция!

Позвольте поделиться своими мыслями по поводу «непопулярного
ныне патриотизма». Тема затронута журналистом из Днепропетровска Георгием
Бурейко («День» № 39
от 3.03.2000 г. «Права она или нет — это наша
страна»).

Патриотизм, в моем понимании, — это некое подсознательное,
иррациональное чувство сыновней любви к своей отчизне, к своему народу
и непосредственно к той географической территории, из которой ты родом,
на которой жил или живешь. Если к патриотизму можно прибавить еще и чувство
гордости за свою страну и ее народ, то это только упрочит патриотизм, придаст
ему больше весомости и убедительности. Но гордость и гордыня — не зря слова
одного корня. Если в патриотизме гордость выходит за рамки здравого смысла,
то он превращается в национализм, со всеми его негативными (вплоть до фашизма)
последствиями. Поэтому патриоты — это, прежде всего, люди, бескорыстно
любящие свое отечество, независимо от его экономического, политического
или географического положения. Они любят его так же, как своих родителей,
независимо от того, богаты те или бедны, здоровы или больны, образованны
или нет. Любят и тогда, когда им, увы, нечем гордиться. Патриотизм, как
и любовь к родителям, присущ в большей или меньшей степени всем нормальным
гражданам любой страны.

Несколько иначе обстоит дело с национальной идеей, которая,
в отличие от патриотизма, может вообще не иметь места в обществе, так как
сам факт ее зарождения предполагает выполнение определенной работы конкретных,
авторитетных в народе личностей при поддержке СМИ, пропаганды и агитации.
Если нет такой работы, то нет и конечного результата — национальной идеи.
Для работы по формированию национальной идеи необходимо стремление народа
в рамках нации к достижению определенной цели. В нашем случае этой целью
может быть стремление влиться в Евросоюз или, наоборот, в Союз славянских
государств. Но как первое, так и второе предполагает укрепление общества
и государства, и это, особенно на первоначальном этапе, не всегда связано
с улучшением жизни народа. Следовательно, поддержка национальной идеи «широкими
общественными массами» весьма проблематична. Далеко не все способны принести
«на алтарь отечества» свое благополучие. Национальная идея, даже принятая
и поддержанная народом, может быть ошибочной. В таком случае, по мере ее
воплощения в жизнь будет проявляться негативный для нации результат, как
это было в нацистской Германии.

Национальная идея формируется, как правило, под давлением
внешних и особенно внутренних факторов развития государства. При этом на
ее формирование может в значительной степени оказывать влияние роль какой-то
общественной организации, партии или отдельной личности. В свое время Рух
во главе с В.Черновилом вполне успешно сформировал и провел в массы идею
независимости.

Национальная идея не является догмой. Поэтому вполне допустим
ее пересмотр и переход от одной идеи к другой так же, как пересмотр политики
или точки зрения.

Государство и народ могут быть одержимы национальной идеей.
Причем, как правило, государство ее выдвигает, предлагает или, в зависимости
от обстоятельств, навязывает народу. Классический тому пример — утопическая
идея построения коммунизма, навязанная народу в бывшем СССР, приведшая
к неисчислимым жертвам, страданиям и экономическому краху.

Если патриотизм не может быть со знаком минус и нести зло,
то наспех сформированная, непродуманная, ущербная национальная идея чревата
большой бедой, и не только для конкретной нации, но и в глобальном масштабе.

Разухабистое «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»
должно служить пророческим предупреждением всем, кто причастен к формированию
национальной идеи в государстве.

Д.МАРТЫНОВ, Киев 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ