Сегодня Национальный педагогический университет имени Драгоманова отмечает юбилей. За 170 лет функционирования в образовательном пространстве он успел подготовить 150 тысяч учителей. По случаю праздника «День» предложил ректору педагогического университета, заслуженному деятелю науки и техники, доктору философских наук Виктору АНДРУЩЕНКО прокомментировать перемены в подготовке учителей в течение последних лет, поделиться планами на будущее, а также рассказать об основных задачах, которые приходилось выполнять этому учебному заведению в разных исторических условиях.
ХОЧЕШЬ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ — ПОЛУЧИ РЕКОМЕНДАЦИЮ
— Впервые на казенные средства было зачислено 25 студентов, которые готовились для получения учительского звания. Их подготовка отличалась от других студентов университета святого Владимира (а именно: при нем был создан учительский институт студентов, учившихся на казенные деньги) тем, что им читался курс педагогики, что у них была предусмотрена педагогическая практика, а самое главное — они давали подписку, что отработают учителями шесть лет. В царской империи сначала было шесть учебных округов, а потом был создан и Киевский округ. Новый округ создали по причине волны полонизации, которая довольно мощно прокатилась по Киеву и прилегающей к нему территории. С созданием округа сначала открыли в Киеве университет, а немного позже — учительский институт. Этим учебным заведениям была поставлена задача проводить царско-российский дух во все сферы жизни, а учителя должны были стать проводниками идеологии царизма. Первым в полный голос поднял национальный вопрос выпускник университета святого Владимира Михаил Драгоманов (исторического факультета). Он начал открывать в Киеве воскресные школы, где работал в качестве учителя и преподавал на украинском языке народоведение, культуроведение, этноведение, украиноведение. С этого момента об Украине стали говорить как о народе. Потом национальные идеи подхватили Леся Украинка и Иван Франко.
— По каким критериям отбирали на обучение первых учителей? Что в них старались воспитать?
— Их отбирали не только по экзаменам. Обязательно им должен был дать рекомендацию попечитель учебного округа (по нашим меркам — начальник областного управления образования). Конечно, будущие студенты-учителя уже имели гимназическое образование. В университете их больше готовили как историков, специалистов по языкознанию и литературоведению. Изучали они также математику и юридические науки. То есть главным было умение писать, считать — и чтить законы Российской империи. В этот период в мире доминировала религия, поэтому больше всего почиталась в человеке духовность. Но бюджетные студенты учились не только по теологической традиции, но и по рационалистической. Это поднимало их уровень образованности по сравнению со священниками, которые тогда работали в школе. Драгоманов и его сподвижники изучали латынь, греческий язык, мировую литературу. Последнюю, кстати, читали в оригинале, а не в переводе.
То есть так исторически сложилось, что учитель всегда был проводником царской идеологии — величия России как третьего Рима. Второй идеологемой был дух христианства. В каждом университете и школе изучали Закон Божий, то есть Библию. А уже на третьем месте стояли научные знания — математика, литература, юриспруденция, физика, биология.... Так все было до 1920 года. Он переломил ситуацию, заменив христианский и царский дух духом марксизма. Государство отделялось от церкви, школа отделялась от церкви. Советская школа демонстрировала, что самое главное — это коммунистическая мораль, подчеркивала величие пролетариата как класса. Носители духа царизма были уничтожены через закрытие университетов. Вместо них был создан ряд институтов, в которых к преподаванию допускались новые кадры. Учительский институт при университете святого Владимира в 1920 году был закрыт, а на его месте открыли Киевский институт народного образования, и дали ему имя М. Драгоманова. Разместили институт в красном корпусе нынешнего Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где он существовал в течение 13 лет. Прежняя профессура университета или выехала за границу, или не дожила до открытия нового университета имени Тараса Шевченко. Педагогический институт переселили на улицу Пирогова, где он функционирует и по сей день.
— На какие слои общества ориентировалось педагогическое заведение?
— Тогда начала работать система подготовки кадров новой генерации, где на первое место ставилось социальное происхождение человека. Если ты происходил из рабочего класса или трудового крестьянства, то тебе предоставлялись льготы. Интеллигенция, соответственно, льготами не пользовалась. Были организованы рабочие факультеты (рабфаки), где давали такое начальное образование, чтобы человек мог потом дальше учиться. Зачислялись эти люди по результатам сдачи экзаменов у себя на рабочих факультетах. Но всегда педагогическим университетам дается задача: 50% студентов зачислять из сельской местности с расчетом на то, что они вернутся работать учителями в село. Но практика свидетельствует, что возвращается в село где-то процентов 30. Так было раньше. Сейчас у нас уже нет механизмов, по которым мы могли бы отслеживать это возвращение. Равно как и отсутствует возможность апеллировать к ответственности в этом вопросе. Раньше это давление осуществлялось через партию, комсомол, управление образования.
КАК АДАПТИРОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ К РЫНКУ
— Какую идеологию, на ваш взгляд, должен сегодня проводить учитель?
— Национальную. Нам нужно вернуть молодежь к ценностям национальной культуры. Кроме того, в Украине всегда ценилась индивидуальность. На многие годы она утратилась. Помните, «жила бы страна родная — и нету других забот». А где личность? Теперь мы воспитание ориентируем на национальное и культурное возрождение. На преодоление стереотипа неполноценности и развитие чувства собственного достоинства. Этот гуманитарный блок не только был задекларирован, но и был проведен через программы, методики, технологии проведения уроков и технологии подготовки учителя. Все это было сделано в первые три-четыре года независимости. Потом в стране произошли существенные социальные и экономические трансформации — мы подошли к рыночным отношениям, к демократии. Поэтому теперь нужно готовить и учителя к работе в этих рыночных и демократических условиях. Появляются новые дисциплины, новые специальности — маркетинг, менеджмент, социальная работа...
Образование — это механизм подготовки человека к жизни. Но что такое рыночные отношения, мы не все одинаково понимаем. Следовательно, и не всегда адекватно трансформируем в учебный процесс. Здесь возникает содержательная сторона вопроса: скажем, когда мы должны научить человека жить в системе рыночных отношений? С другой стороны, и само образование нужно адаптировать к рыночным механизмам регуляции. Что можно продавать в образовании? Все ли можно продавать? — А интеллектуальная собственность? А частные заведения? Кстати, на мой взгляд, их не нужно преднамеренно давить. Они сами постепенно выкристаллизуются в нашей системе образования.
— А правда ли, что педагогический университет начал готовить гувернанток?
— Да, но это не специальность, а специализация. И здесь главное — научить педагога работать с одним ребенком, индивидуально. Это только на первый взгляд кажется, что работать с одним ребенком легче, чем с коллективом учеников. Дети бывают разные — нужно точно уловить характер ребенка. Родители у него, обычно — это состоятельные люди. Гувернантка должна быть готова услышать даже такие вещи: «Мои родители заплатили — вот учите меня, а сам я учиться не буду». Кроме того, гувернантке еще нужно хорошо знать не только один предмет по ее специальности, но и владеть целым массивом информации, разбираться во многих сферах: и в искусстве, и в культуре, и, возможно, играть на музыкальном инструменте, петь, разбираться в компьютере, владеть несколькими языками. Это очень тяжелая, но очень интересная работа. Выпуска таких специалистов у нас еще не было, ведь по этой программе мы работаем только третий год. В то же время, когда я общался с министрами других стран (Греция, Австрия, Чехия), то оказалось, что они заинтересованы брать наших девочек для работы в Европе. Это касается работы с маленькими детьми, уход и обучение детей с особыми потребностями, а также уход за людьми преклонного возраста.
ПЛАТНЫХ УСЛУГ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ
— Каково ваше отношение к введению в стране независимого тестирования?
— В Соединенных Штатах и ряде других стран уже давно работают центры независимого тестирования. После того, как тестирование пройдено, ребенку выдается рекомендация относительно того, на какой уровень высшего обучения он может претендовать согласно своих результатов. После выбора из предложенных вузов, государство переводит средства на обучение за ребенка. А у нас наоборот. Сначала вуз получает финансирование на определенное количество бюджетных мест, а потом идет набор в студенты. А если ко мне на какую-то специальность придет с одинаковыми баллами больше абитуриентов, чем оплаченных государством для них бесплатных мест? Тогда придется делать какое-то соревнование в институте, чтобы выявить лучших. Или экзамен по профессии, или собеседование. В какой степени независимое тестирование сможет уменьшить коррупцию в вузах — это уже другой вопрос. Коррупция не в учебных заведениях начинается и заканчивается. Этот процесс начинается и заканчивается в обществе. И мы не искореним это явление до тех пор, пока не избавимся от тех, кто дает — в первую очередь! Потому что их больше, они бегают вокруг университетов и ищут, кому бы впихнуть эти деньги. И это наблюдается в любых сферах нашей жизни. Я бы, например, вводил тесты постепенно. Эти технологии нужно постепенно отрабатывать в школах, а потом вводить их в университетах по группам специальностей, и именно там, где меньше конкурс. Пока что.
— Какие инновации ожидаются в подготовке учителей?
— Сейчас мы начали работать не только по подготовке учителя, но и работаем по переподготовке педагогов (когда получают дополнительно еще новые специальности). Новацией было то, что мы начали учить в одних группах как недипломированных еще педагогов, так и тех, кто имеет стаж и осваивает новую профессию. Таким образом налаживается обмен опытом для тех, кто еще не преподавал в школе.
Я хочу начать предоставлять будущим сельским учителям дополнительно еще и не учительскую профессию. Количество детей в селе сокращается, через программу «Школьный автобус» укрупняются некоторые школы за счет закрытия других. Учителю тяжело каждый день ездить на уроки в другое село, потому что ему проблемно отрываться от своего хозяйства. Поэтому если он будет работать в школе на полставки, а также иметь полставки бухгалтера, или зоотехника в качестве учителя биологии, или библиотекаря в качестве учителя литературы... Тогда учитель будет более защищенным. На третьем курсе у нас студенты получают степень бакалавра, а на четвертом курсе я могу им предложить дополнительное обучение за их же средства, и на выходе из университета они смогут получить по два диплома. Хочу ввести еще специализацию технолога избирательных систем. Потому что на выборах больше всего работают учителя. Но ведь их никто к этой работе не готовил. Предложу эту специализацию для профессии политологии. Вот учителя и будут знать, как правильно организовывать избирательные участки, что считается нарушением и какие именно обязанности у тех людей, кто отвечает за эти участки. Платное получение второй специальности в педагогическом университете стоит немного — всего 100 гривен в месяц. Поэтому я считаю, что со временем сфера платных услуг должна расширяться.