Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Педагогическое соло в семейном сопровождении

В воскресенье Василию Сухомлинскому исполнилось бы 85...
23 сентября, 2003 - 00:00


Ученый оставил нам в наследство 48 книг, 500 статей, полторы тысячи сказок и рассказов для детей. Многие из этих трудов увидели свет благодаря ряду счастливых случайностей, а также благодаря колоссальному труду жены Василия Александровича Анны Ивановны Сухомлинской, а впоследствии и их дочери — Ольги. Ольга Васильевна сегодня возглавляет отделение теории и истории педагогики в АПНУ. Анна Ивановна работала учителем в Павлышской школе и была для своего мужа тем крепким домашним тылом, в котором так нуждаются все талантливые люди. Накануне знаменательного события Анна Ивановна и Ольга Васильевна любезно согласились поделиться своими воспоминаниями о дорогом им человеке с читателями нашей газеты. Кстати, нынешний учебный год постановлением Верховной Рады провозглашен в Украине годом Василия Сухомлинского.

ПОЧТОВЫЙ РОМАН

Анна Ивановна познакомилась со своим будущим мужем при необычных обстоятельствах — ее отправили проверить готовность одной из школ к новому учебному году, где директором был назначен Василий Сухомлинский. (Это был 1943 год, Анна Ивановна работала в Удмуртии заведующей отделом эвакуированных детских домов и, как правило, проверками школ не занималась.) Школа Василия Сухомлинского сияла чистотой, и казалось, что в ней даже от самих стен исходило какое-то необыкновенное тепло. Потом Анна Ивановна получила письмо от Василия Александровича, в котором он приглашал ее еще раз приехать к нему с проверкой. Время было военное, и молодые люди оказались разделенными расстоянием в 90 километров, на преодоление которого тогда требовалось специальное разрешение. Завязался «почтовый роман». Когда Василий Александрович узнал, что его родители, братья и сестры сумели вовремя эвакуироваться и возвращаются на освобожденную Украину, он тоже захотел вернуться на родину и попросил Анну Ивановну стать его женой. До войны Анна Ивановна преподавала педагогику и психологию в педучилище, и перспектива провести жизнь в селе ее не устраивала. Сошлись на том, что посетят родных Василия Александровича и немного отдохнут. «Отдыхать» же в селе остались на более чем два десятка лет.

Учительствовать Василий Сухомлинский начал еще до войны — преподавал украинский язык и литературу. Когда же началась война, Василий Александрович отправился на фронт. Там его ранило, и он по состоянию здоровья был комиссован (перестала действовать левая рука). После госпиталя Василия Сухомлинского назначили директором той самой школы, в которую и приезжала с проверкой его будущая жена.

Когда молодожены приехали в Украину в село Онуфриевка, то Василия Александровича сразу же «запрягли» в должность заведующего районо, а молодую жену принудили возглавить в селе школу. Выбор пал на Анну Ивановну только потому, что она оказалась единственным педагогом, который не был на оккупированной территории. Василий Александрович все время ездил по району, восстанавливал школы, находил учителей. Как члена партии, его посылали уполномоченным по уборке урожая, по посевной, и возвращаться домой до завершения этих кампаний он не имел права .«Время было голодное (1947 год). Сидели на кукурузе, не видели ни хлеба, ни молока, — вспоминает Анна Ивановна. — Председатель колхоза, чтобы как-то помочь хотя бы детям и старикам, посоветовал при обмолоте хлеба пропускать в солому немного зерна. Кто-то донес — и председателя посадили в тюрьму на десять лет. В то время Василий Александрович заболел и семья его оказалась в еще более сложном положении. Выздоравливал он очень медленно, врачам с большим трудом удалось поставить его не ноги. После больницы (в 1948 году), еще очень ослабленный, он принял директорство в Павлышской школе.

ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА

Школа занимала помещение бывшей четырехклассной земской школы. Занятия в ней из-за тесноты проводились в три смены. Рядом размещался сарай, а вокруг — пустырь. Молодой директор поставил перед собой цель создать здесь образцовую школу. Это означало, что Василий Сухомлинский решил добиться занятий в одну смену и сформировать высокопрофессиональный педагогический коллектив. Начал со стройки. Новые корпуса школы возводили сами учителя, старшеклассники и родители учеников. Затем школе передали еще помещение, принадлежащее ранее церкви, а в 1956 году выделили средства на строительство дополнительной пристройки. Со временем вокруг школы разбили сад, был заложен виноградник, появились своя пасека, теплица и розарий. . Дети после уроков с увлечением работали в различных кружках, от сельскохозяйственных до научных. Своими руками даже сделали маленький электоромобиль, изготавливали сеялки, веялки, в том числе и по заказам соседних хозяйств.

Когда основные хозяйственные вопросы были решены, Василий Сухомлинский вплотную приступил к усовершенствованию учебно-воспитательной работы. Под угрозой увольнения он заставил всех учителей своей школы получить высшее образование. Сам же он был очень эрудированным человеком, часто читал лекции по истории педагогики, знакомил преподавателей с различными теориями воспитания. Особенно часто Василий Александрович посещал уроки молодых учителей, но никогда не говорил о недостатках в их работе на педсоветах, давая возможность профессионально вырасти. Обращал особое внимание на то, как учителя опрашивают детей. Вопросы требовал формулировать так, чтобы они будили мысль ребенка, а не предполагали слепое воспроизведение учебника или речи учителя. Сухомлинский требовал от педагогов тщательной подготовки к урокам, требовал выводить детей за рамки школьного учебника и при этом не забывать доступно объяснять все встречающиеся в теме термины. Он постоянно стимулировал учителей к пополнению своих знаний, заинтересовывал их чтением периодики. Семья Сухомлинских ежегодно выписывала двадцать шесть наименований газет и журналов. Куда бы ни ездил Василий Александрович, он всегда привозил домой книги. Со временем целая комната в его квартире была отдана под библиотеку, где все стены были заняты стеллажами высотой в четыре метра.

КУДА ДЕЛИСЬ ОТЛИЧНИКИ

Василий Сухомлинский в своей Павлышской школе сначала преподавал в старших классах историю, обществоведение, украинский язык и литературу. Кстати, знал наизусть всего Шевченко и Лесю Украинку и даже свою жену познакомил с творчеством этих поэтов, читая их ей по памяти. Работая в старших классах, Василий Александрович обратил внимание на то, что там практически не было отличников, когда в начальной школе многие из этих же ребят учились на «отлично». Вопрос «Куда деваются отличники?» так мучил педагога-исследователя, что он перешел преподавать в начальную школу, чтобы найти причины, ведущие к падению успеваемости. Он стал брать первоклашек и доводить их до седьмого класса, пытаясь понять, становятся ли дети с возрастом ленивее, или способности их ухудшаются и есть ли в этом вина учителей. Потом он даже взялся работать с дошкольниками, которым предстояло в будущем году идти в школу. В «зеленом» классе — специальной беседке возле школьного виноградника — он рассказывал детям о жизни природы, увлекал их поучительными сказками. В таком непосредственном общении выяснял потенциальные возможности малышей, а потом давал советы родителям по развитию способностей их детей. Сам же обратился к глубокому изучению работ Ушинского, Льва Толстого, Корчака. Макаренко. Кстати, ему нравились идеи Макаренко, однако для детей, которые воспитывались не в колонии, а в семьях, нужно было искать несколько иной подход в воспитании. Сухомлинский занялся изучением индивидуальных особенностей своих учеников, а также изучением условий жизни детей. Результаты личных наблюдений стали ложиться на страницы сначала брошюр, статей, а потом и книг. Тогда считалось, что решающим фактором в воспитании является воздействие коллектива на личность. А Василий Александрович шел от ребенка к коллективу. Он считал, что коллектив должен состоять из развитых индивидуальностей. «Сердце отдаю детям» никто не хотел печатать. Все время предлагали что-то дорабатывать или переделывать, не устраивало то, что на первое место ставился ребенок, а не коллектив. В то время в школу для изучения опыта уже стали приезжать делегации из Японии, Германии, Финляндии, а идеи книги «Сердце отдаю детям» в своей стране все не разрешали обнародовать.

«Как-то к нам приехал директор школы-интерната Юрген Польцин (ГДР), — рассказывает Анна Ивановна, — и просто пришел в восторг от самой школы, а «Сердце отдаю детям» так его увлекло, что он решил обязательно добиться ее опубликования. Благодаря стараниям Польцина книга была издана.... в Германии на немецком языке в 1968 году ! Министр образования ГДР Маргот Хоннекер по достоинству оценила труд украинского ученого и распорядилась срочно издать книгу.» На родине отреагировали быстро — в 1969 году издали это произведение и, не пуская в продажу, срочно переиздали. Первое издание выглядело очень бледно в сравнении с немецким вариантом в плане полиграфии. Ольга Васильевна объясняет сложившуюся тогда ситуацию с книгой тем, что обучение детей на природе, а не в классе, не воспринималось официальной педагогикой. Это многих пугало. Не воспринималось и то, что школа ребенку должна приносить радость. Интересно, что в Германии «Сердце отдаю детям» переиздавалось восемь раз, а наше издательство «Радянська школа», сначала так рьяно отвергавшее идеи Сухомлинского, со временем переиздало книгу одиннадцать раз. В итоге «Сердце отдаю детям» увидело свет в 69 изданиях на 37 языках.

КНИЖНЫЕ СУДЬБЫ

Сложной оказалась и судьба художественных миниатюр Сухомлинского — сказок, рассказов, легенд. Посылал их в «Радянську школу», в «Веселку» — публиковать никак не соглашались.

В 1966 году на республиканской конференции в Белоруссии Василий Сухомлинский познакомился с белорусским детским писателем Василием Виткой, редактором детского журнала. Витка попросил прислать миниатюры и издал книжечку на белорусском языке. Затем ее перевели и издали в Казахстане и Молдавии. Вот тогда уже заинтересовалось и издательство «Детская литература», отобрало ряд миниатюр, и на русском языке вышел сборник «Поющее перышко». Затем издательство «Малыш» издало два сборника рассказов для детей, а потом уже и украинское издательство «Веселка» выпустило сборник «Гаряча квітка».

Последняя книга, которую написал Василий Александрович, называется «Как воспитать настоящего человека». Это пособие по этике для учителя. Когда последнюю книгу Сухомлинского начали публиковать в Москве, Анна Ивановна предложила ее издать с приложением художественных миниатюр как хрестоматии. После долгих уговоров издательство согласилось. Эти материалы к печати подготовила дочь Василия Александровича. Затем она взялась за «Сказки под голубым небом», дополнила, систематизировала их и под тем же названием издала в Украине. Через некоторое время снова обратилась к этим художественным миниатюрам. Так появились сборники «Чиста криниця» и «Вічна тополя». Сегодня они выдержали 11 изданий, но ни одного из них не довелось увидеть Василию Сухомлинскому — произведения вышли в свет только после его смерти. Многие из них сегодня включены в школьную программу. . Тексты Сухомлинского как раз и заполнили те пустоты в школьной программе, которые образовались после отказа от идеологически направленной литературы для детей. Они базируются на украинских народных легендах и притчах, а также на материале из жизни детей. Свои произведения Василий Александрович писал в маленьком кабинетике, соединявшем жилые комнаты семьи директора с учебными помещениями. Вставал в четыре утра, обходил сад и садился работать. В его кабинете рукописи были везде — на стульях, на диване, ими плотно был забит целый шкаф. Тогда разрешение на публикации книг было получать очень трудно, требовалось предоставлять до двадцати рецензий, а также бесконечно переделывать текст в соответствии с замечаниями редакции. Работал Сухомлинский очень быстро, никогда не пользовался машинкой, все писал только от руки. По вечерам он сидел у крыльца школы, и к нему потолковать о жизни тянулись люди со всего села. Приходил священник обсудить морально- этические темы, частым гостем был и литератор Иван Шевченко, «затерявшийся» в Павлыше, чтобы избежать преследований за участие в союзе «Гарт». Приходили и простые люди, которым Василий Александрович всегда старался помочь, сочиняя за них «просительно-возмутительные» письма в высокие инстанции. Когда же небо темнело и на нем появлялись звезды, то наступало время для общения со своими собственными детьми — Сергеем и Ольгой.

В семье Сухомлинских был свой теневой театр. Когда дети болели, чтобы удержать малышей в постели, родители навешивали на дверь простынь — и начиналось представление. Тени от вырезанных картонных фигурок перемещались по экрану, и в комнате звучала сказка. Когда дети были маленькие, то семья часто по выходным уходила в лес на любимую полянку к родничку. Когда сын и дочь подросли, то каникулы родители стали заполнять совместными экскурсиями по крупным городам страны. Убедившись в том, как много для развития детей дают такие путешествия, Сухомлинский стал организовывать дальние экскурсии и для учеников всей школы.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Умирая, Василий Александрович завещал жене сохранить его архив. Это оказалось совсем непростым делом. Только описывать его Анне Ивановне пришлось целый год, а потом еще очень долго разбираться в том, что уже было издано, а что следует подготовить к печати.. Сегодня материалы выдающегося ученого сохраняются в Центральном государственном архиве органов управления Украины. Материалы в этот архив продолжают поступать и сейчас, по мере их подготовки. «Мама всю жизнь, — говорит Ольга Васильевна, — собирала все издания работ отца и литературу о нем. Получилось полное издание произведений Василия Сухомлинского и материалов о его творчестве. Год назад был создан Книжный фонд Сухомлинского при библиотеке АПН Украины (Киев, Берлинского, 9), и все это собрание было туда передано. Сейчас поднят вопрос о присвоении библиотеке имени Василия Сухомлинского. Часть же нашей личной библиотеки ранее была передана в музей Павлышской школы, а также непосредственно в школьную библиотеку. С 1970 по 1990 годы наследием Сухомлинского занималась моя мама. То, что она сделала, под силу разве что целому исследовательскому институту. Только список систематизированных наименований по творчеству и о творчестве Василия Александровича составил целых три сборника путеводителей. Мама создала картотеку на все произведения отца и при этом всегда сама вела домашнее хозяйство, помогала мне в научной работе и в воспитании моей дочери. С 1990 года архивом отца занялась я. В результате нашей с мамой работы после смерти отца увидели свет более десятка книг с неизвестными ранее произведениями».

К сожалению, так случилось, что Анна Ивановна ушла из жизни, так и не дожив до юбилейной даты. Материал написан на основе беседы с ней, но Анна Ивановна его так и не увидела.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День». Фото Анатолия МЕДЗИКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ