По данным международной организации International Centre for Prison Studies, Украина занимает четвертое место в Европе по доле осужденных относительно всего населения государства. Так, наше государство, имея 338 осужденных на 100 тысяч человек, уступает лишь России (570), Грузии (538) и Беларуси (385). Это ярко свидетельствует о жесткой системе уголовной юстиции в нашем государстве. Похожая ситуация сложилась и с пенитенциарной системой, непосредственно отвечающей за отбытие наказаний осужденными.
Общеизвестно, что состояние системы исполнения наказаний служит мерилом цивилизованности и демократичности любого государства. К сожалению, нашей стране, несмотря на множество усилий на пути к созданию современной пенитенциарной системы, в том числе и законодательных шагов, необходимо еще много сделать для приведения системы исполнения наказаний к международным стандартам, которые сегодня являются образцом демократичности и цивилизованности.
Эксперты Института правовой политики проанализировали современную пенитенциарную систему и определили ряд шагов, которые необходимо предпринять для создания современной модели национальной уголовно-исполнительной системы, которая бы основывалась на принципах строгого соблюдения прав человека и гражданина, медиации, восстановительного правосудия, международных стандартах обращения с осужденными. По данным Государственной пенитенциарной службы Украины, по состоянию на 1 января 2011 года в местах лишения свободы находилось 154 027 человек.
Прежде всего, начинать необходимо с усовершенствования организационной составляющей пенитенциарной системы. В частности, это касается конкретизации функций Государственной пенитенциарной службы Украины (ГПтС). Согласно мировой практике и требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Украины, она должна обеспечивать решение двух основных задач, вытекающих из приговора суда: надежную изоляцию и постоянный надзор за осужденными с целью недопущения совершения ими, а другими лицами — относительно них, новых преступлений. На сегодня же ГПтС, кроме этого, должна также заниматься медицинским обеспечением приговоренных к лишению свободы, психологическим сопровождением осужденных и персонала, воспитательной работой с осужденными и обеспечением трудоиспользования осужденных. В этом случае государству медицинские части стоит передать Министерству здравоохранения Украины, а психологи и воспитатели должны быть присоединены к Службе пробации, которая будет отвечать за корректировку поведения осужденных, обеспечение постоянного психолого-педагогического влияния, оказание помощи в трудоустройстве, поддержание семейных и родственных отношений и т.д.
Вообще наличие громоздкой системы управления с неоднократным дублированием управленческих функций на местном уровне, на уровне областных управлений, на уровне департаментов, управлений и отделов центрального аппарата и так далее приводит к снижению роли и ответственности начальников учреждений исполнения наказаний как основного звена исполнителей, а следовательно, и эффективности работы подчиненных коллективов. С другой стороны, указанное приводит к реальной оценке положения дел в подчиненных подразделениях вследствие поступления значительного количества субъективной информации.
Важна также проблема профессиональной подготовки кадров, занятых в пенитенциарной системе. На сегодня чувствуется дефицит менеджеров высшего звена, начиная от заместителей начальников органов и учреждений исполнения наказаний и руководителей высшего ранга. Эти функции возлагаются в основном на молодых специалистов, которые не имеют достаточной практики работы в соответствующих подразделениях и не в состоянии ими эффективно управлять.
Следующим шагом должно стать улучшение условий содержания осужденных, в частности через «сведение до минимума различий между условиями жизни в колонии и на свободе» (ст. 102 Уголовно-исполнительного кодекса Украины). Необходимо построение современных тюрем и, соответственно, содержание осужденных в оборудованных камерах (кровати, рекреационные блоки, душевые, шкафы для одежды, столы, стулья и тому подобное) ночью в одиночестве, с дневным свободным передвижением по территории тюрьмы, за исключением специально установленных и огражденных мест и помещений. Это, в свою очередь, требует увеличения финансирования пенитенциарных учреждений государством, которых, по данным Государственной пенитенциарной службы Украины, насчитывается 184 заведения.
Кроме материальной составляющей, должна также обеспечиваться и психологическая. Ведь современная система исполнения наказаний в Украине носит в основном «репрессивно-карательный» характер, скрытой целью ее является — наряду с привычной задачей исполнения уголовных наказаний — запугивание осужденных.
Путем решения этой проблемы может стать создание прозрачной двухуровневой системы мест лишения свободы по признаку, желает ли осужденный сотрудничать с администрацией мест лишения свободы относительно своего исправления и возвращения к законопослушной жизни на свободе после освобождения. Первый уровень создают местные тюрьмы, находящиеся в двойном подчинении: для обеспечения надежности надзора и охраны — Государственной пенитенциарной службы Украины, по вопросам материально-бытового обеспечения — у органов местной власти и самоуправления.
Второй уровень, соответственно, будут создавать центральные тюрьмы, подчиненные Государственной пенитенциарной службе Украины, в которые будут направляться осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, профессиональные преступники и члены организованных преступных групп, рецидивисты, а также как вариант осужденные из местных тюрем, вставшие на путь отказа от сотрудничества с администрацией.
Важной проблемой сегодня является трудоустройство осужденных и обеспечение хотя бы минимальной занятости. Работа должна стать стремлением для осужденных, поощрением или вознаграждением за позитивное поведение. Например, возмещение нанесенного преступлением ущерба должно стать необходимым условием досрочного освобождения и в дальнейшем условием для уменьшения карательных составляющих обязательного постпенитенциарного надзора после освобождения из мест лишения свободы.
Обозначенные вопросы — это лишь небольшая часть тех кризисных явлений, которые сегодня наблюдаются в системе исполнения наказаний. Но решение хотя бы этих проблем сможет сдвинуть с места превращение советской «репрессивно-карательной» пенитенциарной системы в европейскую, либеральную, имеющую целью не запугивание осужденных, а создание условий для дальнейшего уменьшения количества уголовных преступников путем их социальной адаптации.