В Украине, где более 14 миллионов жителей — пенсионеры, финансовые возможности Пенсионного фонда могут стать альтернативой любым западным кредитам. Об этом, и не без удовольствия, говорят в коридорах Пенсионного фонда. Как и о том, что задолженность по пенсиям накануне выборов несколько сократилась — на 5 октября она достигала 1,520 млрд. гривен. Однако, отмечают в Пенсионном фонде, сейчас главнее всего не только уменьшить задолженность перед пенсионерами, но и «привить» украинцам доверие к новой системе пенсионного обеспечения. Прежде всего, это делается именно потому, что новое пенсионное обеспечение официально декларирует право выбора. Т.е. предусматривается, что граждане смогут сами решать, какую пенсию они хотели бы получать. Однако даже «реформаторы» украинской пенсионной системы не уверены в нормальной жизнедеятельности своего «детища». Об этом — в интервью с заместителем председателя правления Пенсионного фонда Анатолием БОНИСЛАВСКИМ.
— Украинские должностные лица неоднократно акцентировали внимание на радикальности изменений в пенсионной системе. Что же с этого получит пенсионер 2001 года, когда назначение пенсий будет происходить по-новому?
— Система пенсионного страхования, которая будет действовать в Украине с 1 января 2001 года, принята во многих странах мира. И, как для пенсионного обеспечения, в ней, в принципе, ничего нового нет. Однако для Украины, в границах солидарной системы, это большой шаг вперед. Сегодня на удержание солидарной пенсионной системы 32 процента своих средств отчисляют предприятия и 1-2 процента с зарплат отдают граждане. Из этих средств и образовывается своеобразная государственная касса взаимопомощи, откуда берутся деньги для пенсий. Но по прошествии, фактически, года- двух в стране должны появиться еще два уровня пенсионного обеспечения — общеобязательный накопительный и добровольный накопительный (который, кстати, уже действует в виде всяческих негосударственных пенсионных фондов). Предусматривается, что тариф отчислений в общеобязательную систему от граждан постепенно увеличится с 2 процентов до 5—7, а от предприятий — на столько же уменьшится. Таким образом, каждый будущий пенсионер, сможет сам решить сколько он хотел бы отчислять в накопительный и солидарный уровни. Соответственно, поэтому и пенсии у каждого будут разные.
— Но кто будет гарантировать, что на деньги украинцев, переданные на сохранение государству в этот самый накопительный уровень, не повлияют ни инфляция, ни любое естественное для нашего государства экономическое потрясение?
— Пока в Украине не будет соответствующих условий, то не будет и перехода к накопительной системе.
— Для чего же тогда реформировать пенсионную систему, если уже сейчас есть сомнения в ее дееспособности?
— Сегодня никто в государстве не рискует взять на себя ответственность за то, что деньги, направленные на накопление, можно сберечь. Если экономика рушится, такая накопительная система просто нецелесообразна. Но реформирование пенсионной системы все-таки необходимо. Даже в пределах солидарной системы, которую уже давно нужно довести до общепринятого уровня. Пенсия должна быть ЗАРАБОТАНА. Суть реформирования заключается в том, что создаются предпосылки для установления прямой зависимости между размерами взносов в Пенсионный фонд и размерами пенсии, которую сможет получать гражданин. Единственный путь к этому — учет взносов украинцев в течение всей трудовой деятельности. Согласно действующему законодательству, сейчас для начисления пенсий берется средняя зарплата за последние два года работы или за 60 месяцев подряд. В новой пенсионной системе для назначения пенсии, определение среднего заработка и стажа работы будет браться зарплата за весь период, когда человек выплачивал взносы в Пенсионный фонд.
— Как этого можно достичь на практике, если уже через год вся страна будет жить с новой пенсионной системой, а определенное количество граждан, которые уже через год выйдут на пенсию, работают на предприятиях и сегодня имеют задолженность перед ПФ и, соответственно, не платят взносов?
— Да, такие условия начисления начнут действовать для тех, кто будет выходить на пенсию в 2005 и последующих годах. Нужно иметь данные о будущих пенсионерах, хотя бы за пять последних лет. Для этого уже более года проводится сбор данных для персонифицированного учета. Согласно графику внедрения, этот процесс будет продолжаться до 1 июля следующего года. Еще полгода система будет «обкатываться», а с 1 января 2001 года страна будет жить с новой пенсионной системой. Кстати, сейчас много говорят, что вводятся персонифицированные счета. Это не так. Есть такое модное слово «виртуальность», так вот, — персонифицированные счета как таковые на самом деле отсутствуют, а есть государственный банк данных о каждом работающем гражданине — где и кем работает, сколько и когда получал денег, сколько оплатил в ПФ и тому подобное. Это требуется для того, чтобы оградить новую пенсионную систему от фальсификации. Иногда тяжело определить, действительно ли получал кто-нибудь, скажем, 100 гривен ежемесячно два года назад на предприятии, которое уже не существует.
— Немало людей в стране — по различными данным от 3 до 5 миллионов украинцев — официально не имеют работы, торгуют на базарах, и не зарегистрированы Государственной службой занятости как безработные. Как они смогут получать пенсию после реформирования пенсионной системы?
— Если кто-то не работал официально, то на трудовую, или солидарную пенсию, рассчитывать не имеет смысла. Ведь каждый торгующий получает какую- то прибыль, что нужно декларировать или покупать патент. В случае, если человек так не делает, он может рассчитывать только на социальную пенсию — 24,5 гривни. Любое государство должно заботиться о любых своих гражданах — и такая соцпенсия назначается в Украине всем, кто даже ни дня не работал...
До начала июля следующего года Пенсионный фонд должен провести стопроцентную персонификацию граждан. На сегодня, по словам заместителя председателя ПФ, есть только одна сложность с внедрением персонифицированного учета — не всех граждан успеют вовремя зарегистрировать в системе. Стоит отметить, что процесс персонификации — обязательное явление в любой пенсионной системе. И в большинстве нормальных стран это состоялось еще в 80-е годы. Сейчас же на многие предприятия и в организации поступают письма от Пенсионного фонда с просьбой сообщить о стаже работающих, сколько они получают, как давно работают. Казалось бы, что такие данные помогут ПФ создать систему, где будут начислять деньги не по принципу «работай — не работай, все равно получишь, как все». Впрочем, как сказала главный бухгалтер одного из обществ с ограниченной ответственностью, работающего в сфере оптового сбыта продуктов (по некоторым соображениям его название не сообщаем), она уже собрала информацию для ПФ о 20 штатных работниках. «Пятерых из них я не видела никогда, — призналась бухгалтер, — но им ежемесячно начисляется 40—60 гривен зарплаты». Персонификация не предусматривает отделения «мертвых душ», которые торгуют на базарах, а их трудовая — «работает» на дальнейшую пенсию где-то в организации. Когда половина экономики страны работает «в тени», а граждане не получают зарплат, а если и получают, то мизерные, люди теряют надежду, что государство, в принципе, может и хочет обеспечить своих пенсионеров нормальной пенсией. Для того, чтобы человек думал о завтрашней пенсии, видимо, ему просто нужно дать возможность легально зарабатывать деньги на содержание себя.