Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Перевоспитание по-французски

10 февраля, 1999 - 00:00

Тезис о том, что тюремное заключение имеет целью не только наказание, но и перевоспитание осужденных, вызывает у наших соотечественников только саркастическую гримасу. Перевоспитание? Разве что беспределом. Изуродованным 80-летним бесправием, нам трудно представить себе, что может быть иначе. Посмотрим же хронику одного французского уик-энда в горах.

Ранним утром в пятницу одиннадцать молодых заключенных-токсикоманов, которых наркотики так или иначе довели до тюрьмы, оставляют свои камеры, чтобы вместе с жандармами и судейскими чиновниками занять места в автобусе, который отправляется в Шамони — «Мекку» альпинистов всего мира.

Пьер Леста, начальник Национального центра альпинистской и горнолыжной подготовки CNEAS собирается встречать гостей:

— Это премьера. Не скажу, что есть полная ясность, но игра стоит свеч.

С момента прибытия в этот Центр молодых наркоманов и их сопровождающих и знакомства с инструкторами горноспасательной службы все участники оригинального эксперимента начинают присматриваться друг к другу. Однако за обедом каждый сам по себе. Волна общения не пошла, даже когда узники Жером и Халед по собственной инициативе занялись уборкой стола и мытьем посуды. Из коридора доносятся обрывки телефонных разговоров: «Здесь хорошо, мама. Очень уютно и кормят вкусно». Узники оценили комфорт, хотя условия в Центре спартанские.

После обеда 28-летний Эрве Марен, инструктор горноспасательной службы в Альпах, обучает новичков пользоваться альпинистским снаряжением. В десять часов Центр засыпает в ожидании будущей встречи с горами, которая состоится завтра во время генеральной репетиции восхождения.

Утро безоблачное. Маленький вагончик канатной дороги подвозит группу на ледник. Пользуясь тем, что открылась чудесная панорама окрестных гор, Бруно Портаз, недавно призванный в ряды CNEAS, показывает новичкам легендарные вершины и маршруты, проложенные к ним альпинистами. В это же время его коллега Жан-Луи Жермен «стращает» аудиторию опасностями, которые таят в себе горы. Затем группа начинает отрабатывать приемы страховки и взаимодействия в связках, практикуется в ледолазании на «кошках». Никто из молодых наркоманов раньше не видел гор, иначе как на телеэкране.

Обеденный перекус дает импульс к переменам в общении. Хассан восхищается панорамой гор: «Все невероятно красиво — как на картине». А Эрве Марен слушает Венсана, как тот влип за торговлю и употребление наркотиков. Теперь жалеет, что все пошло наперекосяк, но надеется вернуться к учебе после освобождения. После этого учебного дня спасатели за ужином оценивают шансы на успех каждого подопечного.

— Во всяком случае, я своего подниму, — уверен Марен.

В воскресенье группа поднимается на приют «Космический», где проводит ночь перед восхождением. Кто-то сразу засыпает крепким сном от усталости, кто-то принимает аспирин от головной боли — сказывается недостаток кислорода и разряженность воздуха на высоте. А у кое-кого это пробудило зверский аппетит, в альпинистском фольклоре называемый «ямой желудка». В 2 часа ночи узники, судейские чиновники и жандармы выходят на маршрут. Лидирует связка Эрве Марен и Дуду. На прошлой неделе спасатель из Гренобля сам поднялся на Монблан, чтобы разведать дорогу через ледяной хаос. Теперь он ведет группу, подобно лоцману.

— Мне это надоело, я больше не могу так дышать! — капризничает Дуду.

— Давай, давай вперед, будешь от радости прыгать, когда доберемся до вершины.

А вот и спасительный отдых на перевале Моди. Группа подкрепляется печеньем с чаем и сухофруктами. Осталось идти всего два часа. Вперед без остановок!

В девять часов утра до вершины остается 10 метров. Дуду, забыв о боли в ногах, одышку и ледяном ветре в лицо, кажется, начинает «кайфовать» от Монблана. Потом на вершину поднимаются Борис с Филиппом Тамбурини — сотрудником CNEAS. Их догоняют Кристоф с Филиппом Арни, также из CNEAS и Венсан с майором Лестом.

— Это он меня вытянул,— утверждает Венсан,— сам я бы не дополз.

После бурных восторгов на вершине начинается спуск в долину. Усталость все больше дает о себе знать. Эрве подбадривает молодежь:

— Думайте о том, что для некоторых это — мечта всей жизни, которую им так и не удается осуществить, а вы смогли ее осуществить.

Внизу, в Центре, все собираются вместе и узнают новости о тех, кому не повезло. Вилли, выходцу из Африки, приступ горной болезни показался кознями горных богов, противостоять которым он не отважился. Что же, у каждого свои табу.

В 9 часов вечера автобус тюремной администрации отправляется назад во Флери-Мержи с пассажирами и багажом воспоминаний. Директор Центра для молодых заключенных, инициатор этого оригинального проекта — Жан-Луи Дюма подводит итог:

— Без сомнения, они влюбились в горы.

Таким образом, кто-то открыл для себя новый мир, который значительно отличается от четырех тюремных стен и того, что их туда привело. Другие, протягивая им руку через ледовые трещины, чтобы преодолеть склон, посмотрели на жизнь под новым углом зрения.

Гренобль — Киев

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

На сегодня в мире активно практикуются несколько десятков психотерапевтических направлений: от классического психоанализа до трансперсональной школы. Поскольку у наркоманов в первую очередь происходит разрушение личности, то на острие борьбы за возвращение человека к нормальной жизни — усилия по укреплению «Я» индивида, формированию системы ценностных ориентаций, расширению сознания. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со своей слабостью, виной, страхом мы ограничиваем и сковываем себя. Вращаясь в кругу унаследованных от окружающего социума мыслей и образов, своих ошибок и недостатков, индивид зачастую не зная и не понимая самого себя, не может и управлять собой, контролировать свое поведение. Эксперимент французских специалистов направлен как раз на размыкание этого порочного круга у молодых наркоманов. На раскрытие созидательных возможностей, новое информационное наполнение их бытия. Конечно, успех в значительной мере зависит от предыдущей мотивации употребления наркотиков и степени биологической зависимости. Однако первые результаты обнадеживают: преодолевая трудности восхождения на высочайшую вершину Европы, они начали преодолевать неуверенность в себе.Сергей ХОРУЖИЙ, кандидат психологических наук, доцент

Наталья КАМЫНИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ